Алёна Гачегова
Лэпбук «Проектная технология как инструмент развития познавательной активности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в ДОУ активно внедряются инновационные технологии. Одной из таких технологий является технология проектной деятельности. Она помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Однако, не каждый педагог знаком с этой технологией и использует её в своей работе, умеет по ней организовать жизнедеятельность детей в детском саду, которая позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть в их внутренний мир.
Публикация «Лэпбук „Проектная технология как инструмент развития познавательной активности дошкольника“» размещена в разделах
Как же сделать так, чтобы необходимая информация по данной теме была доступна, интересна, понятна и оставалась в памяти педагога, чтобы он мог научиться пользоваться этими знаниями в своей работе, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели я считаю создание лэпбука.
Свой лэпбук я сделала в форме дома. Всем известно, как строятся кирпичные дома: «кирпич за кирпичиком, и кирпичный дом готов» (это один из составляющих элементов при строительстве). В моём макете кирпич – это знания, которые получают педагоги по данной теме. Чем выше дом, тем больше полученных знаний, которые систематизируются в элементах макета и в итоге образуют единое, а это понятие «Проектная технология в ДОУ», которая позволяет развивать познавательную активность ребёнка.
Какие из элементов «населяют» мой дом «Проектная технология»? Это вращающий круг, где проект – это шесть «П» (проблема, проектирование (планирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио); книжки-малышки, содержащие тему проекта, причём в них есть задание для педагогов (отметить, выбрать). Алгоритм проектной деятельности педагога и детей, а также алгоритм действий взрослых и детей по этапам в развитии проектной деятельности представлены в виде блокнотиков и блокнотика разрезного, где педагог имеет возможность продолжить (дать) определение «проектным терминам».
Задачи приёмов и методов проектной технологии отмечены в книжке-раскладушке, где педагоги имеют возможность самостоятельно выбрать и отметить. Условия для успешного детского проектирования и умения, навыки, формирующиеся у детей в процессе проектной деятельности зафиксированы в книжках-малышках в форме полукруга и круга. Элемент «Полоса, сложенная в несколько раз» и «Конвертик», содержит в себе модель трёх вопросов и формирование качеств у ребёнка в проектной деятельности, а также символы для сбора информации, которые необходимы детям. Игра «Путаница» поможет педагогам иметь представление о методе проектов в педагогике и о проекте; о проектной деятельности и о исследовании. Педагог, работая по проектной технологии, должен знать, что проекты делятся по доминирующему методу, по характеру содержания, по характеру участия ребёнка в проекте, по характеру контактов, по продолжительности, по количеству участников. Эта информация располагается в кармашках лэпбука. В лэпбуке можно увидеть схематические картинки, где есть чёткое представление, кем является педагог в проектной деятельности, какое участие он принимает.
Ответы на вопрос (что мы узнали) даёт воспитателю понять, чему научились дети. Он должен ответить на следующие вопросы (Какая часть проекта удалась? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось) Можно задать вопрос детям (Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Что вас удивило) Каждый этап реализации проекта дети могут оценивать в специальной книге, иллюстрируя повествование рисунками и участие родителей в проекте. Для документирования осуществляемых проектов целесообразно вести журнал тематических планов - это представлено в лэпбуке.
Мой лэпбук (дом) «Проектная технология» под надёжным, крепким замком, который именуется «Целью проектной технологии» (педагог должен создать условия для развития дошкольника, ориентироваться на взаимодействие детей, педагогов и родителей, а также создать условия для детской инициативы, что делает ребёнка успешным в своих делах, коммуникативным, решительным, любознательным)
Информация по проектной технологии, методы и приёмы, представленные в лэпбуке, помогает педагогу раскрыть, понять смысл важности, новизны (а это специальные книги, журналы, где ведётся учёт проектов, где доступна вся информация, которую легко обсудить, проанализировать и с детьми, и с родителями, сделать вывод, что позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить их творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете (явлении, использовать эти знания для создания новых объектов действительности, а также для активного участия родителей.
Создание лэпбука помогает нам закрепить и систематизировать необходимый материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти забытую тему. Кроме этого, всем нам известно, что лучше воспринимается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено, к нему интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. И считаю, что лэпбук – это удивительный инструмент в образовании, его использование – важный момент в саморазвитии и повышении профессиональной компетенции педагога, интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает педагог, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.