Демина Ирина Геннадьевна
Лэпбук «Правила дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 5» г. Покров
Наглядно – дидактическое пособие
Лэпбук
«Правила дорожного движения»
Воспитатель: Демина Ирина Геннадьевна
Актуальность.
Актуальность создания лэпбука по безопасности детей на дороге обусловлена статистикой, свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма.
Публикация «Лэпбук „Правила дорожного движения“» размещена в разделах
- Лэпбук по правилам дорожного движения (ПДД)
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Правила дорожного движения должен знать каждый ребенок, начиная с самого младшего возраста. Они помогают сохранить самое главное – жизнь. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а также прививать навыки безопасного поведения на улице и не только на улице.
Пояснительная записка.
Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, если содержание лэпбука пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Цель:
-Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.
-Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналах, довести до детей важность сигналов светофора.
-Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу.
-Знать и уметь классифицировать дорожные знаки : предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса.
-Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
-научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
-повторить и закрепить знания о светофорах и сигналах: довести до детей важность сигналов светофора;
-познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу;
- знать и уметь классифицировать дорожные знаки : предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса.
Развивающие:
- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Речевые:
- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
- воспитывать чувство ответственности.
В лэпбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.
В него входит 10 развивающих заданий:
1. Кармашек «Дорожные знаки»
2. Кармашек «Сигналы светофора»
3. Кармашек «Дорожные знаки» (обучающие карточки)
4. Кармашек «Дидактические картинки для ознакомления с окружающим миром»
5. Кармашек «Стихи по ПДД»
6. Кармашек «Загадки по ПДД»
7. Кармашек «Раскраски по ПДД»
8. Кармашек «Дидактическая игра для изучения ПДД»
9. Кармашек Дидактическая игра «Подбери знак»
10. Кармашек «Собери знак» (разрезные картинки)
1. Дорожные знаки.
Данный раздел находится на первом развороте лэпбука и представляет кармашек, в котором лежат карточки с изображением дорожных знаков. Варианты игры с дорожными знаками :
Дидактическая игра «Кто быстрее найдет свои знаки»
Цель: развитие памяти, объяснительной речи.
Задание: нужно разделить знаки по принадлежности на 4 группы:
1 – предупреждающие знаки
2 – предписывающие знаки
3 – запрещающие знаки
4 – знаки сервиса
Ход игры:
Дети выбирают знаки своей группы и рассказывают, какие знаки они выбрали.
1 – наши знаки, запрещающие: «Стоянка запрещена», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено».
2 – наши знаки, предупреждающие: «Скользкая дорога», «Крутой поворот», «Дорожные работы».
3 – наши знаки, предписывающие: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Жилая зона».
4 – наши знаки сервиса: «Больница», «Телефон», «Заправочная станция».
Дидактическая игра «Угадай, какой знак»
Цель:
1. Закрепить названия и назначение дорожных знаков.
2. Уметь определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов.
3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний о дорожных знаках в повседневной жизни.
Ход игры:
1-й вариант.
Ведущий направляет стрелку на какой-либо знак, ребенок называет знак и объясняет его назначение. За правильный ответ дается фант.
2-й вариант.
Ведущий называет знак. Ребенок поворачивает стрелку к нужному знаку, рассказывая, что он обозначает.
3-й вариант.
Ведущий описывает знак, не называя его, отгадавший находит и показывает знак.
2. Сигналы светофора.
Данный раздел находится в верхнем развороте и представляет светофоры с разными световыми сигналами.
Цель: дать представления детям о назначении светофора, о его сигналах:
Красный, желтый – «стой», зеленый – «убедись в безопасности и иди».
Дидактическая игра «Собери светофор»
Цель: закреплять представления детей о назначении светофора, о его сигналах, развивать внимание, зрительное восприятие, воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Материал: шаблон светофора, круги красного, желтого, зеленого цвета.
Ход игры: ведущий предлагает детям собрать светофор из предложенных кругов разных цветов. Дети объясняют свой выбор, рассказывают о назначении светофора (для водителей и пешеходов).
3. Дорожные знаки (обучающие карточки).
Цель: формирование знаний о дорожных знаках.
Задачи:
1. Расширить представления о дорожных знаках и их назначении;
2. Развивать образную речь, внимание, память;
3. Закреплять знания о правилах поведения на улицах и дорогах;
4. Воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других людей;
5. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
4. Дидактические картинки для ознакомления с окружающим миром.
Занятия с карточками помогут познакомить ребенка с окружающим миром; развить речевые умения; научить сравнивать, классифицировать, обобщать.
Дидактическая игра:
1-й вариант.
Ведущий называет правило, а ребенок находит зеленую карточку с картинкой – иллюстрацию этого правила.
2-й вариант.
Ведущий показывает красную карточку «Нельзя», а ребенок находит зеленую «Можно».
5. Стихи о дорожных знаках.
Цель: учить детей различать дорожные знаки; привитие навыков безопасного поведения на дорогах через художественное слово.
6. Загадки по ПДД.
Данный раздел представляет собой карточки, на страницах которых написаны загадки.
Цель: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Ход игры:
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете –
В этом месте ходят дети.
(Знак «Дети»).
Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь.
Если все вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь.
(Знак «Пешеходный переход»).
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.
(Знак «Пункт первой медицинской помощи») и т. д.
7. Раскраски по ПДД
Данный раздел представляет раскраски с изображением знаков ПДД и сюжетных картинок.
Цель: закрепление правил дорожного движения; развивать воображение, мелкую моторику. Совершенствовать графические навыки.
Задание: выбрать картинку и раскрасить ее.
8. Дидактическая игра для изучения ПДД
Цель: закреплять правила поведения на улицах города, развивать разговорную речь.
9. Дидактическая игра «Подбери знак»
Данный раздел представляет кармашек, в котором находятся пазлы.
Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД; учить сопоставлять детали с соседними таким образом, чтобы вместе они составили общую картину. Развивать логическое мышление, внимательность. Воспитывать культуру безопасного поведения детей на дороге.
Задание: правильно собрать пазл и «Составь рассказ по картинкам».
10. Собери знак (разрезные картинки)
Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат дорожные знаки, разрезанные на части.
Цель: закрепить и систематизировать представления детей о знаках дорожного движения, их назначении. Тренировать в подборе подходящих по форме и цвету фрагментов рисунка дорожного знака и складывать их в целое изображение. Развивать память, связную речь, логическое мышление, внимание, пространственную ориентировку, мелкую моторику рук.
Задание: правильно собрать разрезной знак и «Расскажи о значении знака».
Результативность работы:
Благодаря этой форме работы у детей повысился интерес к изучению ПДД, по своей инициативе дети самостоятельно подбирают материал для заполнения разделов лэпбука, с удовольствием придумывают загадки и ребусы о ПДД, о транспорте; повысилось качество знаний о правилах дорожного движения. Работа с лэпбуком позволила разнообразить и повысить познавательный интерес у детей к актуальной проблеме.
Рекомендации по использованию:
Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» рекомендуется использовать воспитателям дошкольных учреждений в индивидуальной, совместной и коррекционной работе с детьми, в самостоятельной игровой деятельности дошкольников. Работу с лэпбуком можно рекомендовать и родителям воспитанников для закрепления знаний ПДД, полученных в ДОУ.