Ирина Хомякова
Лэпбук «Пожарная безопаность»
▼ Скачать + Заказать документы
Награждена дипломом I степени победитель IV Всероссийского конкурса лэпбуков "От идеи до воплощения" и Благодарственным письмом за организацию участия и подготовку педагогов. Конкурс организован в ноябре 2017 года Всероссийским центром гражданских и молодежных инициатив "Идея" г. Оренбург.
Лэпбук "Пожарная безопасность" направлен на формирование основ безопасного обращения с огнем, правил поведения при пожаре, развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
Публикация «Лэпбук „Пожарная безопаность“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Лэпбук по теме «Пожарная безопасность»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Игры, дидактические пособия, макеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» январь 2018
Этот лэпбук можно использовать как наглядное пособие по изучению пожарной безопасности для дошкольников.
Ознакомление дошкольника с правилами пожарной безопасности способствует развитию его познавательной сферы. С помощью входящего в лэпбук материала, ребенок может обыграть различные опасные жизненные ситуации, и усвоить элементарные знания о пожарной безопасности.
С помощью материала лэпбука у детей формируется осознанное отношение к себе, как к активному субъекту противопожарной безопасности.
Актуальность лэпбука :
Ещё в древних временах огонь интересовал человека. С одной стороны, огонь - друг человека, а с другой может быть врагом. Без огня очень плохо - не приготовить пищу, не осветить дом. Сейчас, в наше время, когда всё электрифицировано, огонь по-прежнему играет немаловажную роль. Родители и воспитатели должны помочь детям узнать, как можно больше об окружающем мире, предостеречь от возможных опасностей, которые ожидают их на пути познания. Начинать знакомить детей с пожарной безопасностью нужно с самого раннего детства, чтобы они знали, как нужно вести себя правильно и безопасно. Данный лэпбук в игровой форме помогает детям получить начальные знания пожарной безопасности.
Цель:
- Формирование у детей знаний о пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения.
Задачи:
- Расширить знания детей о правилах пожарной безопасности.
- Познакомить детей с правилами поведения в экстремальной ситуации и со средствами пожаротушения.
- Уточнить знания детей о профессии пожарного.
- Учить безопасному обращению с бытовыми приборами.
- Формировать навыки самостоятельности, воспитывать ответственное поведение.
- Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем.
Содержание:
В лэпбук входит 12 развивающих элементов:
Титульный лист- пожарная машина, при пожаре звони – 01
1. Книжка-гармошка «Не играй с огнем» (правила пожарной безопасности). Тренируем память.
2. Кармашек «Знаки пожарной безопасности» - тренируем внимание и память, играем в игры с карточками.
3. Книжка-гармошка «Профилактика пожарной безопасности» - воспитываем чувство ответственности, развиваем мышление.
4. Кармашек «Горит - не горит» (дидактическая игра) - развиваем логическое мышление, внимание, память, связную речь; воспитываем чувство ответственности; закрепляем знания о предметах, которые могут стать причиной возникновения пожара; развиваем мелкую моторику рук.
5. Кармашек «Настольные игры» - формирование у детей дошкольного возраста осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, закрепление знаний о пожарной безопасности и поведении в чрезвычайных ситуациях, привитие интереса и уважения к профессиям взрослых данного направления.
6. Книжка-гармошка «При пожаре нельзя» развиваем логическое мышление, внимание, память, связную речь; воспитываем чувство ответственности.
7. Книжка-гармошка «Правильное поведение при пожаре» развиваем логическое мышление, внимание, память, связную речь; воспитываем чувство ответственности;
8. Папка литературный материал:
стихотворения, рассказы на противопожарную тематику. Занимаемся развитием речи, пополняем и расширяем словарь, развиваем навык чтения, развиваем память.
«Книжка-раскраска» - раскраски детей на противопожарную тему.
«Нарисуй» - рисунки детей по литературным произведениям.
9. Кармашек «Загадки на противопожарную тематику» - пополняем и расширяем словарь, развиваем память.
10. Кармашек «Разрезные картинки» - развиваем мелкую моторику рук, мышление, внимание.
На заключительной странице - макет пожарного щита с огнетушителем, топором, лопатой, багром, ломом, ведром, песком (с описанием названий и способов их применения).
Предварительная работа
Экскурсия в пожарно-спасательную часть № 3 Федерального бюджетного учреждения «1 пожарно-спасательного отряда ФПС по Республике Бурятия», на базе которой функционирует Музей истории пожарной охраны и гражданской обороны Республики Бурятия.
Беседы о работе пожарных.
Чтение рассказов о пожаре (Л. Толстой «Пожарные собаки», С. Маршак «Кошкин дом», С. Михалкова «Пожар», В. Маяковский «Конь-огонь»).
Рисование на данную тему.
Рассматривание иллюстраций о пожаре, о том, что может вызвать огонь и пожар; иллюстраций пожарной машины, пожарного рукава.
Занятие. Тема: «Огонь – друг или враг?» Программное содержание: познакомить детей со свойствами огня. Обобщить знания детей о разнообразном применение огня в жизни деятельности человека. Акцентировать внимание на том, что именно человек сделал огонь необходимым для жизни. Рассмотреть с детьми историю развития пожарного дела. Закрепить знания детей о бережном обращении с огнем.
Игра используется в рамках занятий и в качестве самостоятельной формы ознакомления.
Сюжетно-ролевые игры.
«Пожарный – укротитель огня!» Цель – формировать у детей целостное представление о пожарной безопасности.
Дидактические игры.
«Разложи по памяти» - ребенку предлагается макет пожарного щита и различные предметы, а он должен расположить на щите предметы, относящиеся к средствам пожаротушения.
Игра с карточками:
«Выбери нужное» ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель, ведро с водой, телевизор, телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара.
«Лото – пожарная безопасность» игра позволяет формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.
«Выбери нужное» формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования.
«Сложи картинку». Дети учатся складывать разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре. «Хорошо - плохо» ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого). Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит. д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.
Игра формирует представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивает логическое мышление, память, внимание.
Малоподвижные и подвижные игры.
Игра «Служба 01». Для этой игры нужно подготовить листочки и маркеры. Участники каждой команды по сигналу начинают бежать в другую сторону зала. На стуле лежит листок, на котором нужно написать маркером «01, то есть вызвать пожарную службу. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не напишут «01».
Игра «Пожарные на сборах». Для игры понадобится стол и различные предметы, в том числе и «заимствованные» из пожарной части : шнур, противогаз, каска.
По сигналу игроки бегут к столу, на котором разложены предметы, выбирают один предмет, необходимый для работы пожарного, и возвращаются в команду. Побеждает та команда, которая быстрее и, самое главное, правильнее других справится с заданием.
Игра «Пожар». Для игры понадобятся детские костюмы пожарных : каска, перчатки, накидка.
По сигналу игроки стартуют с линии старта и добегают до стульев, на которых лежат костюмы пожарных. Ребята должны одеться, вернуться к своей команде, раздеться и отдать костюм следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее всех «собралась на пожар».
Работа с родителями
- Поиск подходящей по возрасту детей информации, картинок, литературы по пожарной безопасности.
- Родительское собрание «Профилактика пожарной безопасности».
- Выпуск газеты «Пожарная безопасность».
- Выставка поделок, макетов на противопожарную тематику.
Лэпбук соответствует требованиям ФГОС ДОО
к предметно-пространственной среде:
- информативен;
- трансформируемость ( дает возможность менять пространство в зависимости от образовательной ситуации: экспонат музея пожарной безопасности; используется в виде наглядного пособия, как ширма для инсценировки кукольного театра; удобен в использовании, как стационарный объект и для перемещений, как демонстрационный материал; стационарный способ креплений дает возможность применять лэпбук, как уголок уединения, как ширму для ряжения и для других сюжетно-ролевых игр);
- способствует развитию творчества, воображения;
- пригоден к использованию одновременно группой для индивидуальной работы;
-вариативность - есть несколько вариантов использования каждой его части:
развитие речи - литературный материал, ознакомление с окружающим по темам безопасности (электробытовые приборы, горючие-негорючие материалы, произведения, связанные с безопасностью, разучивание стихов, инсценировка сказки «Кошкин дом»,
художественно-эстетическое- рисование детьми по темам пожарной безопасности, изготовление макетов с родителями,
познавательное- экологическое воспитание: правила поведения в лесу, используется метод моделирования.
физическое развитие- районный конкурс с элементами соревнований по пожарно-прикладному виду спорта среди ДОУ и СОШ «Юные друзья пожарных»; открытое занятие по пожарной безопасности для детей подготовительных групп «Пожарные на учении»,
музыкально-эстетическое- разучивание элементов флэшмоба к районному конкурсу;
- безопасность - используемый материал для изготовления лэпбука безопасный;
- доступность - структура и содержание лэпбука доступна детям дошкольного возраста, находится на уровне глаз детей, и дети имеют возможность самостоятельно выбирать и применять элементы лэпбука в свободной деятельности.
- в процессе изучения и знакомства с элементами лепбука по пожарной безопасности создается ситуация для поддержки детской инициативы, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность всех воспитанников. Также проявляется в свободной деятельности, в режимных моментах и основной образовательной деятельности.