Ольга Турбина
Лэпбук «Моя Родина — Россия. Новосибирск — мой дом родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность данного пособия заключается в том, что в современном образовательном процессе не маловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Ребенку необходимо помочь узнать как можно больше о своей семье.
Цель методической разработки – создание условий для обеспечения учебно-дидактическим материалом по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей в ДОУ.
Публикация «Лэпбук „Моя Родина — Россия, Новосибирск — мой дом родной“» размещена в разделах
- Лэпбук на патриотическую тему «Моя Родина»
- Лэпбук «Моя Россия»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Моя Родина Россия
- Новосибирская область, Новосибирск
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» октябрь 2022
Задачи:
Образовательные:
- воспитывать духовные ценности;
- осуществлять процесс развития личности, ориентированной на способности к общению, имеющей ценностное отношение к окружающему миру и к жизни;
- формировать навыки сотрудничества, коммуникабельности и умения общаться с взрослыми в различных ситуациях
-расширять представления детей о понятии «Семья» через игры и различные виды деятельности;
-формировать представления о нравственности, духовном развитии личности через семейные ценности;
-формировать желание у родителей и детей к изучению семейных ценностей и традиций.
Развивающие:
-развивать творческо–познавательную деятельность через совместную работу взрослого и ребёнка;
-развивать речевую активность у детей, побуждать к рассуждению;
-развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
-воспитывать любовь и уважение к членам семьи;
-повышать активность участия родителей в жизни группы;
В этом лэпбуке собрано сразу несколько дидактических игр и упражнений, которые направлены на решение разных задач: на развитие внимания, речи (обогащение словаря, связной речи, мышления, а самое главное на развитие познавательного интереса к деятельности).
Дидактические игры:
Семейное древо
Макет «Моя улица»
Загадки, пословицы, поговорки о семье
Ромашка «Семейные ценности»
Пословицы о маме
Игра-описание «Чем помочь маме?»
Книжка-малышка «Рассказы о бабушке»
Кубики «Моя семья»
Сюжетные картинки «Семейные традиции»
Оригами «Сделай дом для своей семьи»
Символы Новосибирска
Памятники города Новосибирска
Герои Новосибирска
Настольная игра «Прогулка по Новосибирску»
Пазлы «Достопримечательности города Новосибирска»
«Новосибирский зоопарк» - загадки
«Весёлые прищепки – поймай слоги»
«Перелётные птицы нашего края»
«Зимующие птицы»
Государственные символы России
«Народы России»
«Карта России: найди, где живёт народ»
«Собери картинку Народы России»
Раскраски
«Семь чудес России»
«Города-герои»
Золотое кольцо России
Народные праздники России
Символы России
Круги «Русские народные сказки»
Круги «Русские народные промыслы»
Русские традиции, обычаи и народное творчество
Основная часть
Теоретическая часть
Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. Это основа нравственно – патриотического воспитания.
В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей и традиций народа.
Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребёнком социального опыта жизни и усвоение принятых в обществе норм поведения и взаимоотношений.
Решая задачи патриотического воспитания, педагоги осуществляют работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
— отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
— непрерывность и преемственность педагогического процесса;
— дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
— рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
— деятельностный подход;
— развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Дидактическая часть
Д/И «Семейное древо»
Цель: представить родственные связи в виде схемы (дерева, ветвями и листьями которого является семья.
Д/И Макет «Моя улица»
Цель: сформировать основы безопасного поведения детей на дороге; ознакомить с улицей, где я живу (путь от дома до детского сада).
Задачи: знакомить детей с правилами дорожного движения, назначением и сигналами светофора, с дорожными знаками, расширить знания о правилах безопасного поведения детей на улице.
Д/И Загадки, пословицы, поговорки о семье
Цель: Воспитание бережного отношения к семье, семейным традициям.
Задачи: закреплять знания детей о семье; воспитывать доброе отношение к своей семье.
Д/И Ромашка «Семейные ценности»
Цель: сформировать понятие о семье и ценности семейных отношений
Задачи: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека.
Д/И Пословицы о маме
Цель: воспитание любви и нежного отношения к матери
Задачи: расширить знания о пословицах; расширить знания детей о роли мамы в их жизни.
Д/И Игра-описание «Чем помочь маме?»
Цель: эффективность использования игры и игрового материала по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Задачи: развивать связную речь, расширять словарный запас
Д/И Книжка-малышка «Рассказы о бабушке»
Цели: развивать связную речь детей; составлять рассказы, умение отвечать на вопросы.
Задачи: пробуждать в детях познавательную активность вовлекая их в совместную деятельность.
Д/И Кубики «Моя семья»
Цель: упражнять детей в составлении предложения
Задачи: закреплять умение определять состав серии картинок; упражнять в образовании и употреблении глаголов, согласовании их с существительными; развивать внимание, память, творческое мышление; продолжать работу над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Д/И Сюжетные картинки «Семейные традиции»
Цель: формирование представлений о семейных традициях, объединяющих семью.
Задачи: расширять представление детей о семье, о родственных отношениях; активизировать и обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью, интерес к семейным традициям.
Д/И Оригами «Сделай дом для своей семьи»
Цель: совершенствовать умения и навыки в складывании бумаги в технике оригами.
Задачи: продолжать учить детей складывать бумагу по показу воспитателя; развивать мелкую моторику рук; развивать воображение, творчество, внимание, усидчивость; воспитывать любовь и уважение к своей семье, желание изготовить дом для семьи.
Д/И Символы Новосибирска
Цель: ознакомление детей с символами родного города – гербом, флагом, гимном.
Задачи: познакомить детей с символами города Новосибирска – гербом, флагом, гимном; развивать интерес к символике города Новосибирска; воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к символам.
Д/И Памятники города Новосибирска
Цели: познакомить детей с памятниками города Новосибирска.
Задачи: закрепить знания детей о памятниках города; обогатить словарный запас детей; воспитывать бережное отношение к памятникам города.
Д/И Герои Новосибирска
Цель: формирование у детей чувства патриотизма, гордости за наш город.
Задачи: расширять представления о героях нашего города.
Д/И Настольная игра «Прогулка по Новосибирску»
Цель: приобщение детей к истории и культуре родного края.
Задачи: расширить представление детей о родном городе.
Д/И Пазлы «Достопримечательности города Новосибирска»
Цель: способствовать развитию самостоятельной познавательной активности у детей к истории, культуре, местным достопримечательностям родного города.
Задачи: создать условия для восприятия сведений о культурном облике родного города; развивать связную речь детей. Обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
Д/И Загадки «Новосибирский зоопарк»
Цель: продолжаем знакомство с животными Новосибирского зоопарка.
Задачи: формировать представление о диких животных, живущих в зоопарке; закрепляем знания, полученные на предыдущих занятиях о правильном названии животных.
Д/И «Весёлые прищепки – поймай слоги»
Цель: закрепление навыков чтения; развитие слогового анализа и синтеза.
Задачи: развивать мелкую моторику рук дошкольников, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать коммуникативную функцию речи, воображение.
Д/И «Перелётные птицы нашего края»
Цель: расширение кругозора детей дошкольного возраста.
Задачи: обогащение и активизацию словаря по данной лексической теме; овладение лексико-грамматическими формами языка; формирование высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения); воспитание эмоционального восприятия богатства и многообразия окружающего мира, развитие сенсомоторных навыков, творческих способностей; повышению роста мотивации, заинтересовать детей в занятиях.
Д/И «Зимующие птицы»
Цель: закрепление признаков зимующих птиц; формировать умение образовывать сложные слова; соотнесение зимующих птиц и геометрических фигур; узнавание зимующих птиц по их внешним и отличительным признакам и согласование существительных с числительными.
Задачи: развивать у детей произвольное внимание и память, сообразительность и находчивость; учить рассуждать, делать выводы и простейшие умозаключения.
Д/И Государственные символы России
Цель: формирование знаний о государственных символах России
Задачи: воспитать уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа.
Д/И «Народы России»
Цель: формирование представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
Задачи: воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры; познакомить с их национальной одеждой, национальными предметами быта.
Д/И «Карта России: найди, где живёт народ»
Цель: развитие умения узнавать народ и место его проживания по иллюстративному образу.
Задачи: формирование способности к сравнительному и обобщающему анализу, к выведению вывода; развитие памяти, логического мышления, воображения, визуальной оценки; стимуляция любознательности, эмоциональной отзывчивости.
Д/И «Собери картинку Народы России»
Цель: закрепить знания детей о костюмах разных народов страны; обогатить словарный запас детей.
Задачи: способствовать развитию мыслительной активности и воображения; развивать самостоятельность, творчество.
Д/И Раскраски
Цель: закрепить знания о народах России
Задачи: развить мелкую моторику рук; развить самостоятельность творчества.
Д/И «Семь чудес России»
Цель: познакомить учащихся с историческими, культурными и природными чудесами современной России.
Задачи: сформировать и углубить знания детей об особенностях историко-культурных объектов на территории России; воспитывать патриотические чувства гордости за свое Отечество; развивать познавательный интерес.
Д/И «Города-герои»
Цель: познакомить детей с городами-героями, Брестской крепостью, Москвой, Ленинградом (Санкт-Петербургом).
Задачи: формировать интерес к героическому прошлому своего народа; расширить понятие «Родина», «страна», «столица»; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе исторических фактов.
Д/И Золотое кольцо России
Цель: познакомить со старинными городами, вошедшими в Золотое кольцо России.
Задачи: расширить кругозор детей в области достопримечательностей городов; воспитывать любовь к России и своему региону, интерес к её духовному наследию; развивать речь, кругозор, познавательный интерес.
Д/И Народные праздники России
Цель: изучение национальных традиций и праздников народов России.
Задачи: выявить и описать самобытные национальные праздники народов России; изучить традиции, обычаи, обряды, раскрывающие компоненты национальной культуры страны.
Д/И Символы России
Цель: ознакомление с традиционной культурной символикой России, ее историей и значением для страны.
Задачи: дать основные понятия о символах страны, воспитывать у детей чувство гордости и уважения к своей стране.
Д/И Круги «Русские народные сказки»
Цель: продолжать знакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.
Задачи: закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т. д. ; упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки.
Д/И Круги «Русские народные промыслы»
Цель: закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов.
Задачи: продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров; развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.
Д/И Русские традиции, обычаи и народное творчество
Цель: познакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.
Задачи: расширять кругозор детей, развивать любознательность, формировать эстетический вкус; воспитывать любви к своей Родине на основе приобщения детей к культуре и традициям русского народа.
Список литературы
1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» -М: ЦГЛ. 2005.
2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И. С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С. 78-80
3. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М. : АРКТИ, 2007.
4. Гуськов, Ю. В. Военно-патриотическое воспитание как фактор оптимизации отношений государства и гражданского общества / Ю. В. Гуськов. - М. : МПСИ, 2010. - 311 c.7.
5. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М. : Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 - 26.
6. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. - М. : Сфера, 2010.-160с.
7. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / М. Б. Зацепина. - М. : Мозаика-Синтез,2010.-112с.
8. Зацепина, Мария Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников / Мария Зацепина. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 227 c.
9. Зеленова Н. Г, Осипова Л. Е. «Мы живем в России» Москва-2007г.
10. Каратаева Н. А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста. М. : Академия, 2007. – 265с.
11. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М. : Сфера, 2005.
12. Шорыгина Т. А. «Наша Родина-Россия».Методическое пособие. -М: ТЦ Сфера, 2015.