Голокова Анна
Лэпбук как средство современной образовательной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук как средство современной образовательной среды
Для того чтобы соответствовать современным требованиям, нам, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно – образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром. Важно все: оформить группу, территорию детского сада, организовать развивающую среду и проводить систематическую работу. Как это сделать? Педагоги постоянно в поиске новых форм работы с детьми в данном направлении. Одной из эффективных и интересных форм работы является оформление тематической папки - лепбука. Все материалы из лепбука расположены в различных окошечках, кармашках, так чтобы ребенок мог доставать, перекладывать, играть, рассматривать, выполнять задания. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для младшей подгруппы – кармашки с карточками или фигурками, а старшим детям – задания, более сложные, например,лабиринт или штриховку.) Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослые и дети. Это эффективное средство и для привлечения родителей к сотрудничеству.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Лэпбук. Лэпбуки на ВСЕ темы
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Актуальность:
Лэпбук позволяет раскрыть лексическую тему с разных сторон и интегрировать содержание в разные виды деятельности, повысить устойчивый интерес дошкольников к познанию окружающего мира. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
Цель моей педагогической деятельности:
Создание условий для развития информационно - поисковой деятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
оптимизировать предметно - развивающую среду, через обогащение центров познавательной и речевой активности.
способствовать развитию у детей желания собирать и организовывать информацию по изучаемой теме;
систематизировать дидактический материал в образовательной области «Познавательное развитие»
приобщать детей и родителей к совместному творчеству.
Разновидности лэпбуков :
В зависимости от назначения: учебные, игровые, поздравительные, праздничные. автобиографические ( папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, и т. д.)
В зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка-гармошка, фигурная папка.
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО предметно-развивающей среде :
информативен;
полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;
является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Результаты использования лэпбука :
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже нравится.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время
ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
3. Ребенок старшего дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
4. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Предполагаемые образовательные результаты :
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности;
развитие воображения, творческой инициативы, в том числе речевой;
возможность выбора детьми материалов, видов работы, участников совместной деятельности и общения;
создание условий для участия родителей в образовательных отношениях.
Значимость и преимущества технологии «лэпбук» :
активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);
развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;
помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;
помогает детям лучше понять и запомнить информацию;
позволяет сохранить собранный материал;
объединяет педагогов, детей и родителей;
способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно -тематического планирования;
способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;
способствует творческой самореализации педагога
В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:
умение планировать предстоящую деятельность;
договариваться со сверстниками;
распределять обязанности;
искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Перечень лэпбуков, изготовленных в группе: «В гостях у сказки», «Там, где живет математика», «Времена года», «Музыкальный калейдоскоп», «9 мая», «С днем рождения, любимый детский сад!».
Более подробно бы хотелось остановиться на лэпбуке «Там, где живет математика». Предназначен для детей 3-7 лет, в нем даются материалы к занятиям по формированию элементарных математических представлений.
Цели:
• формировать представления, упорядочить, осмыслить существующие закономерности
• овладеть математическими способами познания, используя обучающие игры.
Задачи:
• закрепление представлений о числе и количестве, отношениях между числами;
• умение составлять, анализировать и решать простые арифметические задачи;
• развитие представлений о составе числа из двух меньших чисел в пределах первого десятка;
• развитие счетных и вычислительных навыков и умение использовать цифры;
• развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленные задачи;
• закрепление умения детей играть в различные дидактические игры, соблюдая правила.
Преимущество дидактического пособия заключается в следующем:
• интересное и привлекательное оформление для детей;
• возможность использования различных форм организации с детьми (индивидуально, в паре, самостоятельно, во взаимодействии со взрослым);
• мобильность использования и компактность хранения;
• дифференциация образовательной работы с учетом способностей и возможностей детей;
• вариативность использования игровых заданий.
В состав лэпбука входят :
1. дидактическая игра «Веселые числа» (4-7) карточки с цифрами и точками, знаки;
2. дидактическая игра «Гусеница» (4-7) цифры на липучке, прямой и обратный счет;
3. дидактическая игра «Скажи сколько» (3-7)соотношение чисел с количеством предметов;
4. пазлы (4-7) сбор картинки по порядковому счету;
5. дидактическая игра «Закатай банки»(3-7) соотношение чисел с количеством предмета;
6. дидактическая игра «Фигуры с заданиями»(3-7) различение предметов по форме;
7. дидактическая игра «Короче - длиннее»(3-7) определение длины
8. модель часов «Учись определять время»(4-7)
Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать- поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал, рассматривая сделанную своими же руками книжку. В результате работы с лэпбуком дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, проявляют инициативу в общении, умеют задавать вопросы, делать умозаключения; становятся более любознательными; склонными наблюдать, экспериментировать; обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире; инициативны, самостоятельны в различных видах деятельности, способны выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности; активы, успешно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.
Использованная литература:
1. Е. Блохина, Т. Лиханова «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал «Обруч № 4 2015 год.
2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А.
Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI
междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий,