Валерия Витальевна Орлова
Лэпбук как одна из инновационных форм организации краеведческой работы в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач ФГОС является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Одним из основных источников формирования чувств патриотизма является краеведческое образование.
Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступно краеведение.
Темочки:
Воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.
Одно из самых важных условий работы по краеведению в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.
Развивающая среда является главным фактором, способствующим успешному развитию ребенка. Поэтому необходимо создать такую среду, которая будет способствовать познавательному, эколого – волеологическому, нравственно- патриотическому и эстетическому развитию детей.
Чтобы достигнуть положительного результата, необходимо использовать разнообразные, новые формы организации образовательной деятельности.
Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является лэпбук.
В дословном переводе с английского «Лэпбук» – «наколенная книга».
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
В лэпбуке собирается материал по какой-то определенной теме. Чтобы заполнить эту папку, детям нужно выполнить увлекательные задания, провести наблюдения, изучить, проанализировать и систематизировать найденный ими материал. Рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы, которые выбираются исходя из потребностей и интересов детей.
• возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
• разнообразие игровых заданий;
• интеграцию разных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой);
• компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке);
• вариативность использования игровых заданий; возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
• Информативен;
• полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
• пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера)
• обладает дидактическими свойствами;
• вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части;)
• доступный, его структура и содержание доступна детям дошкольного возвраста;
• является средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщает его к миру искусства. Структура и содержание лепбука доступно детям дошкольного возраста;
• он обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Работа с Лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Лэпбук могут делать :
• Педагоги;
• Педагоги с детьми;
• Педагоги, дети и родители;
• Дети и родители;
• Родители
• Дети самостоятельно, что будет последней, высшей ступенью развития познавательной деятельности детей.
Лэпбук можно использовать как в детском саду, так и дома.
Эффективно использовать Лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
С чего начать создание лэпбука?
1. Определитесь с темой будущего лэпбука.
Тема должна быть интересна ребенку; выполнима (соответствовать возрасту);оригинальна.
2. Составить план будущего лэпбука.
Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план
того, что должен включать в себя лэпбук.
3. Создание макета.
Теперь надо подумать, как в лепбуке будет представлен каждый из пунктов плана – начертить схему.
4. Оформление.
Размещение материалана разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д.
При создании лепбука необходимо учесть:
• эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)
• долговечность (помни, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)
• минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)
• приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами».
К лэпбуку составляется паспорт. «Паспорт лэпбука» — это полное описание задач, материалов и игр, правил, входящих в состав лэпбука. Его можно набрать в текстовом редакторе и распечатать книжечкой, используя функцию «Печать буклета». Хорошим дополнением являются рисунки страниц или фото готового, вставленные в паспорт.
Хотелось бы представить лэпбук краеведческой направленности. Изучая свой район, накопился иллюстративный материал, который решили собрать в одно емкое и в тоже время компактное пособие Лэпбук, назвав его «Мой родной край- Искитимский район».
Лэпбук «Мой родной край- Искитимский район» предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Цель данного пособия: Расширение и закрепление представлений детей об Искитимском районе, о культуре и достопримечательностях, природе, истории и знаменитых людях, прославивших свой край.
Воспитание у детей нравственно - патриотических чувств, любви к малой Родине.
Содержание лэпбук включает в себя :
Обложка.
Фото стеллы «Искитимский район», карта муницыпальных образований района.
Цель: наглядно показать, как выглядит Искитимский район на карте.
Страница 1.
Портрет главы района.
Цель: формирование знания о главе района.
Флаг Искитимского района с описанием.
Цель: закрепление знаний о флаге района, о значении изображенных символов и их цвета.
Страница 2.
Герб Искитимского района.
Цель: формирование и закрепление знаний о символике, закрепление знания детей том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.
Стихотворение М. Пляцковского «Родные места»
Цель: прививать любовь к родному краю через чтение художественной литературы.
Страница 3.
Карта Искитимского района.
Цель: наглядно показать, как выглядит район на карте.
Книжка «Искитимский район».
Цель: знакомство детей с инфлрмацией о районе (географией, историей и т. п.)
Кармашек для набора открыток «Искитимский район».
Цель: расширение представлений о районе; привитие чувства любви и привязанности к родному краю и умение восхищаться красотой его природы.
Страница 4.
Кармашки: «Город Искитим», «Знаменитые люди Искитимского района», «Искитимцы-герои Великой Отечественной войны».
Цель: формирование представлений о городе Искитиме, о знаменитых людях и о героях Вов; воспитание чувства уважения и гордости к людям, которые прославляют район.
Страница 5.
Кармашки: «Интересные места», «Животный мир Искитимского района».
Цель: закрепление и расширение знаний о достопримечательностях и о животном мире Искитимского района.
Страница 6.
Кармашек «Птицы Искитимского района», книжка «Посещают наши кормушки», книжка «Все о птицах».
Цель: обобщение знаний о птицах, расширение знаний о птицах Искитимского района.
Страница 7.
Кармашки: «Полезные ископаемые», «Растения Искитимского района».
Цель: знакомство с богатством недр Искитимского района; закрепление знаний о с растительном мире и с краснокнижными растениями района; воспитание чувства гордости за свою малую родину.
Страница 8.
Карман: «Игры» :
1. Игра-ходилка «Путешествуем по городу Искитим».
Цель: представляя себя путешественником, изучить достопримечательности Искитима.
2. Дидактическая игра: «Найди флаг Искитимского района».
Цель: знакомить детей с символикой района, учить выделять флаг Искитимского района из числа флагов других районов.
Страница 9.
Карман: Рисунки детей на тему «Что мне особенно нравится».
Цель: закрепление представлений о районе, развитие творческих способностей, воспитание чувства любви и гордости за свою малую родину.
Получился собирательный образ книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у дошкольников творческого потенциала, расширение кругозора, закрепление знаний о нашем крае.
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной, совместной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной образовательной программой дошкольного учреждения.
Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Лэпбук помогает :
• структурировать сложную информацию
• развивает познавательный интерес и творческое мышление
• разнообразить даже самую скучную тему
• научить простому способу запоминания
• объединить всю семью (группу детей в детском саду) для увлекательного и полезного занятия.
Результаты использования лэпбука :
• активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
• позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);
• развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;
• помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;
• помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно если ребенок визуал);
• позволяет сохранить собранный материал;
• объединяет педагогов, детей и родителей;
• способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
• способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
• обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;
• способствует творческой самореализации педагога.
Использование инновационной технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.