Матрена Винокурова
Лэпбук «Аптаах ыллык» в интеграции образовательных областей
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук «Аптаах ыллык» в интеграции образовательных областей.
Творческая группа педагогов СИО НПВ МБДОУ детский сад №84 «Искорка» :
Винокурова М. М. Иванова Н. В. Кудаисова С. П. Аммосова Т. Я.
Аммосова С. Ф.
Корж В. Г. Борисова М. И. Постникова М. В.
Публикация «Лэпбук „Аптаах ыллык“ в интеграции образовательных областей» размещена в разделах
Наша творческая группа педагогов детского сада №84 «Искорка» разработала многофункциональное пособие с региональной направленностью для детей старшего дошкольного возраста - Лэпбук «Аптаах ыллык» («Волшебная тропинка»)
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является одной из приоритетных задач образовательного процесса в детском саду. Именно в этом возрасте формируются первые представления об окружающем мире, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Лэпбук выполнен в форме книги и подходит для многократного применения. Создан как продукт долгосрочного, нравственно-патриотического, исследовательского проекта и является уникальным пособием, направленным на обучение, развитие и воспитание дошкольника в рамках заданной темы.
Лэпбук по якутской народной сказке «Таал – Таал эмээхсин» содержит практический материал для проведения занятий с одним ребенком или подгруппой детей с целью изучения нового и закрепления ранее изученного материала по познавательно – исследовательской деятельности, так как персонажи нашей сказки «Таал –Таал эмээхсин» - это объекты живой и неживой природы.
Новизна опыта заключается в разработке и применении тематических лэпбуков для детей дошкольного возраста, в комплексном приобщении детей к театрализованной деятельности, духовной и материальной культуре северных народов, истории родного края, на основе педагогики сотрудничества: дети, родители, педагоги. Используя лэпбук, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности, причём интегрировано в ходе освоения содержания различных образовательных областей :
• «Речевое развитие»,
• «Познавательное развитие»,
• «Социально-коммуникативное развитие;
• «Художественно-эстетическое развитие;
• «Физическое развитие».
Сказка «Таал – Таал эмээхсин» – это популярный жанр устного народного творчества народа Саха, она обогащает чувства и мысли ребенка, будит его воображение. Сказочное творчество лэпбука важно для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта. А также для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей.
Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают познавательные задачи, проявляя индивидуальное и коллективное творчество.
Знакомство с лэпбуком происходит через интеграцию образовательных областей. Познавательное развитие : с помощью лэпбука мы решаем задачи умственного развития детей, в увлекательной форме вводим, детей в окружающий мир живой и неживой природы (персонажи сказки «Таал – Таал эмээхсин», позволяя им лучше понять и осознать объекты живой и неживой природы: ветер, лед, солнце, гора, мышка, человек.
Социальное развитие : для усвоения детьми представлений об окружающей действительности, системы социальных представлений детей используем в сказке игровую ситуацию по безопасности «Скользкий лед», «Как звать на помочь?» Например: старушка Таал - Таал по своей неосторожности упала и не могла встать.
Интегрируем сказку в физическое развитие детей. Использование сказок способствовало приобщению их к народным культурным традициям, позволило создать благоприятный эмоциональный фон, активизировало двигательную, интеллектуальную и речевую деятельность детей, тем самым обеспечивается полноценное психофизическое состояние воспитанников. Например: игровое упражнение «Катаемся на коньках в катке»
И именно в сказке мы стали использовать средства продуктивных видов деятельности для театрализации в области художественно – эстетического развития. В городском конкурсе по нравственно – патриотическому воспитанию «Сундучок счастья по сказкам мира показали театрализацию народной сказки «Таал – Таал эмээхсин» Полученные знания по лэпбуку, впечатления о сказке дети, педагоги и родители изображали в театрализованной деятельности, выполняли образные движения персонажей.
Музыкальный руководитель и хореограф совместно подбирали музыкальный материал, работали над пластикой, артистичностью, сценической культурой и выразительного образа : помогали найти и выбрать выразительные средства (мимику, жесты, движения, работали над музыкальной и речевой интонацией. А педагог по краеведению брала на себя роль режиссера – постановщика, всей командой вели кропотливую работу по созданию сценического образа посредством перевоплощения и импровизации: помогли детям - актерам понять характер персонажа сказки, смысл ситуации, в которой герой оказался, оценить его поступок и выразить в исполнении свое отношение. Также с привлечением детей и их родителей готовили костюмы и элементы декорации. Во время продуктивной деятельности звучала тихая якутская народная мелодия.
Использование «Чуда фартука», как одного из видов нетрадиционного наполнения лэпбука, обеспечивающего вариативность игровых заданий в образовательно-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Благодаря театрализации сказки воспитанники научились думать, уважать мнение друзей. Дети свободно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками. Научились фантазировать, организовывать игры со сказками, их речь стала образной, выразительной. Дети сочиняют сказки и с удовольствием их разыгрывают. Тем самым, сказка интегрировалась в речевое развитие детей.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это сложный и трудоемкий педагогический процесс, который предполагает деятельность педагога и воспитанников в процессе использования педагогом различных технологий. Результатом непрерывного поиска новых форм организации познавательного процесса является современное и эффективное средство обучения и отличный помощник в работе педагога - лэпбук.
Лэпбук «Аптаах ыллык» («Волшебная тропинка») - это превосходный способ повторения пройденного программного и альтернативного материала, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследования, которые однажды начавшись, будут продолжаться всю жизнь, если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Наша задача лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. Будем дальше продолжать работу по данной теме, приобщая воспитанников к народным истокам, прививая общечеловеческие ценности, развивая творчество через интеграцию образовательных областей.