Любовь Ткачева
Конспект занятия «Закаляйся, обливайся и здоровым оставайся»
▼ Скачать + Заказать документы
«Закаляйся, обливайся и здоровым оставайся»
Цели:
- закрепить знания по сохранению и укреплению здоровья и рассмотреть некоторые формы закаливания.
Задачи:
1. Образовательная:
- способствовать стремлению вести здоровый образ жизни;
2. Воспитательная:
- воспитывать ценностное отношения к своему здоровью;
3. Развивающая:
Публикация «Конспект занятия „Закаляйся, обливайся и здоровым оставайся“» размещена в разделах
- Закаливание детей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
- побуждать к применению закаливающих процедур;
Оборудование: - иллюстрационный материал, прослушивание песни «Закаляйся…».
Возраст (9-13 лет).
Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята я хочу пожелать всем вам доброго утра и поздороваться. Скажите, а для чего мы это делаем? (ответы детей).
- Давайте я вам помогу, говорить друг другу - «Здравствуй!» - значит желать здоровья. Повернитесь, улыбнитесь своему соседу, поздоровайтесь кивком головы.
Воспитатель:
- Здоровье, это неоценимое богатство в жизни любого человека. У каждому из нас должно быть желание оставаться сильным, как можно дольше сохранять подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.
Итак, сегодня мы с вами будем говорить о здоровом образе жизни, о том, как нам сохранить и укрепить свое здоровье.
Воспитатель:
- ребята вы уже достаточно взрослые, у вас есть небольшой жизненный опыт, знания. Давайте попробуем предположить, что надо делать для того, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет (ответы детей
личная гигиена, режим дня, физкультура, свежий воздух, питание, закаливание, хорошее настроение).
- А вот о чём мы сегодня поговорим более подробно, вы узнаете, прослушав одну историю.
«Представь себе, что я весь - лицо».
В Древнем Риме в холодную погоду тепло одетый юноша встретил старика. На старике была только одна набедренная повязка.
- Как ты, старик, не мерзнешь в такой холод? - спросил юноша.
- Но ты же не закрываешь лицо? - вместо ответа заметил старик.
- Но то же лицо, оно привыкло! - воскликнул юноша.
- Так представь себе, что я весь - лицо, - ответил старик.
Воспитатель:
- Как вы понимаете ответ старика? (ответы детей)
- Совершенно верно…Старик был закалённым.
- А что такое закаливание? (ответы детей)
- Ребята по толковому словарю:
Закалка - физическая или нравственная стойкость, выносливость.
(Закаливание - это тренировка, помогающая организму сопротивляться неблагоприятным погодным условиям, получение организмом стойкости для сопротивления болезням).
Воспитатель:
- И сейчас мы с вами поговорим о формах закаливания. А какие формы закаливания мы знаем? Давайте разберёмся всё по порядку.
1. Подъём и зарядка.
- Ребята, с чего вы начинаете своё утро?
Итак, мы знаем, что наш день начинается с подъёма и зарядки.
- А для чего мы делаем зарядку? (Для того, чтобы быстрей прошёл сон.)
- Во время зарядки кровь быстро движется по сосудам, она согревает наше тело, добирается до клеток головного мозга. Наши мускулы становятся крепче, а значит, и мы чувствуем себя здоровыми и сильными.
-Можно сказать, что зарядка - закаливающая процедура?
- Молодцы, ребята. Зарядку сделали, что дальше? Посмотрите на картинку.
2. Умывание.
По утрам и вечерам
Открываю в ванной кран.
Я воды не пожалею,
Уши вымою и шею.
Пусть течёт водица-
Я хочу (умыться).
- Умывание можно назвать закаливающей процедурой? Конечно можно, если умываться прохладной водой.
3. Обтирание.
- Можно начать утро и по - другому. Послушайте, пожалуйста:
Воду в тазик я налью,
Горстку соли растворю,
Лучше соли не простой,
А особенной морской!
Мама мягкой рукавицей
Оботрёт меня водицей,
Спину, руки, шею, грудь.
Скажет мне: «Здоровой будь!»
- Как называется этот вид закаливания? (обтирание)
- А знаете ли вы, как правильно проводить эту процедуру?
Правила обтирания (рисунок человека)
В таз наливают прохладную воду, растворяют в ней щепотку морской соли. Проверяют температуру воды. При первом обтирании температура воды должна быть 30-40 градусов. Постепенно температуру снижают, доводя ее до комнатной. Варежку, сшитую из махрового полотенца, надевают на руку, опускают в воду и растирают варежкой шею, грудь, спину, ноги (от тазобедренного сустава).
После обтирания тело растирают другой сухой варежкой докрасна в том же порядке, что и обтирание. В заключение тело обтирают полотенцем.
Воспитатель:
- Это очень полезная процедура - ведь к коже приливает кровь, кожа слегка краснеет, улучшается кровообращение.
4. Контрастный душ.
- А ещё можно сделать вот что, послушайте:
Утром я едва проснусь -
Сразу в душе обольюсь.
На весёлый летний дождь
Душ немножечко похож.
Он поёт, журчит, звенит-
Веселит он и бодрит.
И ленивый, сладкий сон
Струйками прогонит он!
-Ребята, а кто-то из вас принимает по утрам душ? Расскажите, как вы это делаете?
- Какую воду выбираете: тёплую или прохладную? Полезен для организма контрастный душ, то есть поочередное обливание то теплой, то холодной водой. Встань под теплый душ на 1,5 минуты, затем облейся прохладной водой.
5. Мытьё ног на ночь.
Воспитатель:
- Есть ещё одна замечательная процедура, которую мы чаще всего делаем вечером. Какая?
- Одна из замечательных закаливающих процедур - мытьё ног прохладной водой. Особенно приятно и полезно мыть ноги на ночь: во-первых, смоете с ног пот и грязь, а во-вторых, будите крепче спать. Ведь мытьё ног на ночь благоприятно действует на сон!
- А сейчас представьте, наступило лето, мы на берегу реки…
Воспитатель: - Ребята, конечно это не все приёмы закаливания и сейчас я вкратце перечислю их.
- Купание в открытых водоёмах. когда мы купаемся летом в реке или на озере, а есть люди, которые не боятся купаться круглый год: летом - в реке, зимой - в проруби. Вода дымится от мороза, а они с удовольствием плавают между льдин, а затем обтираются снегом. Таких людей в шутку прозвали «моржами».
Но если мы с вами последуем их примеру, то обязательно простудимся и заболеем. Нужно постепенно закаливать свой организм;
- После купания можно принимать воздушные и солнечные ванны…только обязательно не забывайте о правилах нахождения на солнце и правилах купания.
- Прогулки на свежем воздухе…многие люди боятся мороза, и в холодные зимние дни предпочитают сидеть дома, у теплой печки. Но это не совсем правильно - бояться мороза не стоит. Наш организм имеет замечательную способность. Летом можно гулять и дольше, но только с покрытой головой и не перегреваться.
- Одежда для прогулок должна быть по сезону.
(жаркий летний день, морозное зимнее утро, поздняя осень).
- Босохождение… очень полезно после купания походить босиком по песку, мелкой гальке. Современные учёные доказали, что хождение босиком способствует активизации нервно - мышечных процессов, нормализует артериальное давление, способствует насыщению тканей кислородом, полезно при плоскостопии. Хождение босиком, это своеобразный массаж всего организма.
Сократ и другие философы Древнего мира считали хождение босиком одним из способов развития умственных способностей человека. Не случайно в те далёкие времена дети надевали обувь только по достижении 18 лет.
Воспитатель:
- Такой же массаж можно сделать и на руках, на пальцах и называется он - самомассаж пальцев.
Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Будем массировать каждый палец, старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга,
указательного - улучшает работу желудка, среднего - кишечник и позвоночник,
безымянного - печени, мизинец помогает работе сердца. Тоже самое вы можете делать дома со стопами.
Рефлексия.
Воспитатель:
- Итак ребята о скольких видах закаливания мы сегодня говорили?
- Если человек будет закаляться, то…будет бодрый, сильный, румяный, ловкий, стройный, красивый.
В заключении мне хотелось бы, чтобы вы продолжили фразы:
Сегодня я вспомнил….
Узнал….
Задумался….
Воспитатель:
- Вот и подошло к концу наше с вами занятие. Хочется, чтобы оно оказалось для вас полезным, заставило задуматься, вызвало желание вести здоровый образ жизни. Будьте здоровы!
Занятие подготовила и провела (воспитатель 1 категории Ткачева Л. В.)
Используемая литература.
1. Агаджанова, С. Н. Закаливание организма дошкольника / С. Н. Агаджанова. - Москва. : Детство-Пресс, 2011. - 469 c.
2. Виноградов, П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни / П. А. Виноградов. - Москва, 2012. - 212 с.
3. Леви - Гориневская, Е. Г., Быкова, А. И. Закаливание организма ребенка / Е. Г. Леви - Гориневская, А. И. Быкова. - М. : Учпедгиз; Издание 2-е, испр. и доп. - Москва, 2011 - 144 c.
Приложение 1
Долгожители.
Люди – долгожители в нашей стране - люди, которые прожили свыше 70 лет.
Великий полководец Александр Васильевич Суворов детство провёл в отцовском имении в деревне. Рос слабым мальчиком. Он так часто болел, что отец решил не отдавать его на военную службу, а подобрать для него какое-нибудь гражданское занятие. Это не понравилось маленькому Саше. Для того, чтобы переубедить отца, каждый день стал обливаться холодной водой, много занимался физкультурой и часами ездил верхом. В результате Суворов окреп, перестал болеть и был зачислен в полк. До конца жизни полководец обливался водой, в походах спал прямо на земле и питался простой солдатской пищей. (Прожил 70 лет.)
Длинную и интересную жизнь 82 года прожил великий русский писатель Л. Н. Толстой. Он увлекался простым физическим трудом, вёл здоровый образ жизни, ходил босиком утром по росе, был вегетарианцем, употреблял натуральные продукты питания, отказался от курения и алкоголя и увеличил этим продолжительность своей жизни. Таким образом он набирался сил и энергии от матушки земли.
Известны случаи долгожительства, когда люди достигают 100 лет и более, сохраняя при этом физическую и умственную активность. В России у нас 350 тысяч долгожителей, тех, кому больше 90 лет. Столетних в стране - 6 тысяч 800 человек.
Казаки.
Казаки были долгожителями. Случалось, жили и дольше 100 лет, сохраняя дееспособность и острый ум, если, конечно, не погибали в бою.
Поскольку казаку было необходимо всегда сохранять боеготовность, он много внимания уделял профилактике недугов.
Любой врач подтвердит: болезни обходят стороной тех, кто соблюдает личную гигиену. В отличие от своих европейских современников, которые зачастую пренебрегали водными процедурами, предпочитая обливать себя духами, носили напудренные парики, под которыми чего только не водилось, казаки купались каждый день при любой погоде, а зимой обтирались снегом. Идя в бой, всегда надевали чистые рубахи - в случае ранения их использовали как перевязочный материал.
В Древней Руси новорожденного младенца сначала распаривали на горячей печи, а затем окунали в холодную воду либо сугроб. Когда дети становились на ноги, их в любое время года заставляли выбегать обнаженными, чтобы узнать, «какая сегодня погода».
Крестьянские дети до самой зимы ходили босиком и простудные заболевания были им не знакомы. У жителей древней Москвы было принято купание в ледяной воде после жаркой бани.
Цыгане сразу после рождения обливали детей холодной водой, иногда
клали в снег, никогда не пеленали.