Рейн Елена
Конспект открытого занятия «Если хочешь быть здоров — закаляйся»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Краснодарский социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних»
«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
Разработчик: воспитатель отделения диагностики
и социальной реабилитации Рейн Е. Н.
Краснодар
2018
Цель: сформировать у детей желание вести здоровый образ жизни, закаливаться.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия „Если хочешь быть здоров — закаляйся“» размещена в разделах
- Закаливание детей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
• Познакомить с историей закаливания в игровой форме.
• Показать важность закаливания для здорового образа жизни.
• Определить виды и способы закаливания организма.
• Способствовать укреплению здоровья детей через физические минутки.
• Воспитывать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Оборудование: ортопедический коврик «ОРТО», «игрушка-вертушка», мыльные пузыри, шарики воздушные, карточки с пословицами о здоровье, пазлы.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте ребята. Какие вы сегодня красивые, румяные, здоровые. А что вам помогает оставаться такими, поделитесь секретом? (здоровая еда, режим дня, физические упражнения).
- А как вы думаете закаливание организма поможет вам в преумножении здоровья? (да). Вы правы, ребята. Сегодняшнее наше занятие так и называется «Если хочешь быть здоров — закаляйся!»
II. Вводное слово
- Каждый из нас знает, что лучше быть активным и здоровым, чем пассивным и больным, лучше идти по жизни со светлой улыбкой, чем с гримасой боли. В жизни каждого человека складываются порой обстоятельства, которые постепенно разрушают здоровье. Это малая физическая подвижность, нерациональное питание, постоянное нервное напряжение, несоблюдение режима дня. Понятия здоровье и движение неразделимы. Занятия спортом, физические упражнения, правильное питание, соблюдение режима дня и закаливание должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить свое здоровье, полноценную и радостную жизнь.
- Давайте представим, что мы с вами туристы и отправляемся в увлекательное путешествие по Стране Здоровья. И первую остановку мы с вами сделаем в Древней Греции и Древнем Риме.
- Большое внимание физическим упражнениям, закаливанию и гигиене тела уделялось в Древней Греции и Древнем Риме. Здесь существовал культ здоровья и красоты тела, поэтому в систему физического воспитания закаливание входило как неотъемлемая составная часть. Закаливание в этих странах преследовало цель укрепления здоровья, так и выработку у человека способности переносить всевозможные лишения. По свидетельству Плутарха, закаливание мальчиков в Древней Спарте начиналось с самого раннего возраста. С семи лет воспитание продолжалось в общественных домах во все более суровых условиях: их стригли наголо, заставляли ходить босиком в любую погоду, а в теплое время года обнаженными. Когда детям исполнялось 12 лет, им выдавали плащ, который они должны были носить круглый год. Горячей водой им разрешали мыться всего несколько раз в году.
В Риме же важнейшим средством закаливания служили бани. Римские бани назывались «термы». В термах имелись помещения для раздевания, гимнастических упражнений и массажа, здесь были горячая баня, бассейны с теплой и холодной водой, души, широко использовались песочные и грязевые ванны. На крышах многих терм устраивались площадки для приема солнечных ванн. такие бани могли вмещать в себя до 3500 человек одновременно.
- Ребята, а вы любите загорать на солнышке? А кто мне скажет каким правилам надо следовать, чтобы закаливание солнцем принесло пользу, а не вред?
(принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух чист и еще не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату. Во время приема солнечных ванн нельзя спать. Голова должна быть прикрыта панамой, а глаза темными очками). Солнечные ванны использовали с целью закаливания
III. Дыхательная гимнастика
Мы подуем высоко с-с-с-с-с (встать на носки, руки вверх)
Мы подуем низко с-с-с-с-с (присесть, руки вниз)
Мы подуем далеко с-с-с-с-с (вытянуть руки вперед)
Мы подуем близко с-с-с-с-с (подуть на ладони)
«Игрушка-вертушка».
Надувание мыльных пузырей.
- Молодцы ребята, давайте отправимся дальше по нашей Стране Здоровья и следующая наша остановка будет в стране «Поднебесной», в Китае.
В Древнем Китае профилактика болезней и укрепление здоровья носили государственный характер. «Мудрый, - говорилось в «Трактате о внутреннем», - лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, это все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучит жажда, или ковать оружие, когда противник уже начал бой. Разве это не слишком поздно?». Поэтому в древнекитайской медицине большое внимание уделялось мероприятиям, способствовавшим укреплению здоровья.
IV. Пословицы и поговорки о здоровье.
- Ребята, вы собрали все пословицы и поговорки о здоровье и нашли детали пазлов, соедините их и вы узнаете в какую страну мы отправимся сейчас. (Индия)
Одним из важнейших направлений в медицине Древней Индии было предупреждение заболеваний, использование различных упражнений, например йоги, направленных на поддержание и укрепление здоровья, достижение нравственного и психологического равновесия.
V. Оздоровительная физминутка на массажном коврике.
Ну-ка, детки,
Все вставайте,
И массаж все начинайте!
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
(Ходьба на месте с подниманием рук.)
Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда.
(Наклон вперед, руками коснуться пола.)
Тихо птенчика берем
И назад его кладем.
(Выпрямиться, поднять руки вверх.)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочкам побежим.
(Бег на носочках.)
На полянку мы выходим
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
(Наклоны вперед в движении.)
Как много мы увидели
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и ты, и мы.
- Хорошо мы с вами позанимались. А кто мне назовет последнюю страну где любят закаляться в бане? (Древняя Русь)
- Издавна славянские народы Древней Руси использовали для укрепления здоровья баню с последующим растиранием снегом или купанием в реке или озере в любое время года. Баня выполняла лечебную и оздоровительную функции. Особое внимание закаливанию уделялось в русской армии, где для «крепости и здравия тела» также широко использовалась русская баня. Народный опыт, приобретенный веками, свидетельствует, что баня является прекрасным гигиеническим, лечебным и закаливающим средством. Под влиянием банной процедуры повышается работоспособность организма и его эмоциональный тонус, ускоряются восстановительные процессы после напряженной и длительной физической работы. В результате регулярного посещения бани возрастает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.
VI. Просмотр фрагмент мультфильма «Лунтик «Закаливание».
- Ребята, а теперь давайте запомним правила закаливания :
1. Закаливание должно быть систематическим, изо дня в день, в течении года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Лучше всего, когда закаливание четко закреплено в режиме дня.
2. Постепенность.
3. Комплекстность.
4. Индивидуальные особенности человека и состояние здоровья.
VII. Рефлексия
- Ребята, что вы сегодня узнали о закаливании?
- В каких странах закаливание началось раньше всех?
- Назовите основные виды закаливания?
- Назовите правила закаливания?
VIII. Заключительная часть
Крепким стать нельзя мгновенно,
Надо закаляться постепенно.
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать.
Ноги мыть водой холодной
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет.
Кто так не делает – болеет.
Ещё полезно вам всем знать,
Что летом нужно загорать.
Солнце лучами кожу ласкает,
Кожа от солнца у вас загорает,
И под влиянием солнца лучей
Д- витамин образуется в ней.
Я держу в ладошках солнце,
Я дарю его друзьям.
Закаляться – это просто,
Луч здоровья – это вам!
До свидания, ребята. Будьте здоровы!
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы [Текст] / Ю. П. Азаров. - М. : Аргументы и факты. 1993.
2. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. – М., Просвещение, 1985.
3. Анасталова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для 1-2 классов/ Л. П. Анасталова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2-е изд. -М. : Просвещение, 2005
4. Баня, банька, баенка: любителям и знатокам банного дела / Рывкин Я. Р., Петрозаводск: Карелия, 1992. – 190 с.
5. Игры. Обучение, тренинг, досуг Текст / Под ред. Петрусинского В. В. – М., 1985.
6. Казанский, О. А. Игры в самих себя [Текст]/О. А. Казанский. -М. : 1995.
7. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника : Пособие для учителя/ Под ред. В. Н. Кардашенко -М. : Просвещение, 1986
8. Кардашенко В. Н. Гигиена детей и подростков-М., Медицина, 1980
9. Лаптев А. П. Закаливайтесь на здоровье. – М. : Медицина, 1991. – 159 с.
10. Шмаков С. А. Уроки детского досуга [Текст] /С. А. Шмаков. –М. : Творческая педагогика,1992.
11. Шмаков С. А. Её величество игра [Текст]/С. А. Шмаков. – М. : Магистр, 1992.
Дополнительная литература
1. Безруких М. И., Сонькин В. Д., Фарбер Д. О. Возрастная физиология. М., 2002
2. Крейпп С., Водолечение: Средства для лечения болезней и сохранения здоровья / М. : Познавательная книга плюс, 2001. – 352 с.
3. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей. [Текст]/ Под ред. Бруднова А. К. –М., 2000.
4. Потанин Н. В., Родителям о закаливании ребенка / Горький : Б. и., 1973. – 32 с.
5. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст]/Н. В. Самоукина. – М. : Новая школа, 1993.
6. Щужова Н. Е. Собрание пёстрых дел. Методический материал для работы с детьми [Текст] /Н. Е. Щужова. – М. : Новая школа,1994.