Ирина Ермилова
Логоритмика в режимных моментах в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ориентируют нас на формирование успешной личности. Особенно это касается детей с проблемами в речевом развитии, так как мы должны подготовить и выпустить в школу успешного ребенка. Что значит успешного ребёнка? Это ребёнок, который не испытывает проблем с речью (правильно строит предложения, может выразить свою мысль, не имеет дефектов речи…Но, к сожалению, с каждым годом деток с нарушениями в речи становится только больше. Поэтому приоритетной задачей дошкольных учреждений является работа над развитием речи детей.
Публикация «Логоритмика в режимных моментах в ДОУ» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Работа по развитию речи в нашей группе определяется продуманной системой, которая представлена занятиями с логопедом, взаимодействием со специалистами ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, реализацией проектной деятельности. И кроме того, развитие речевой деятельности детей мы планируем не только в процессе НОД (занятий, но и в течение всего дня, включая и режимные моменты.
Одним из эффективных методов развития речи детей считаю включение в НОД и режимные моменты логоритмических упражнений и игр.
Логоритмика – это система игровых упражнений для становления и исправления у детей нарушений речевой функции, построенная на объединении словесного материала, музыки и движений, то есть воздействующих на слух, память, речь и эмоции детей. Другими словами, это интеграция образовательных областей: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие и речевое развитие. Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии.
Логоритмические упражнения, занятия имеют оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием, если это на музыкальном занятии, простейшие приёмы массажа, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения. Например: сюжет «Прогулка в лес», «На море», «В зоопарке» (Д. В №10-96, стр. 31, а также основанные на методе Толкачёва (озвученный выдох, Стрельниковой (шмыгание носом).
На занятиях или в течении дня в режимных моментах включаются пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга, указательного- положительно воздействует на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинец – на сердце.
Используются пальчиковые игры, рекомендованные методическими указаниями к программе «Детство». С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому так важно использовать на занятиях динамические паузы, пальчиковый аутотренинг, подвижные игры.
При проведении пальчиковых игр происходит автоматизация произношения звуков, развивается выразительность голоса, а также мимика, пластика движения, точность координации как общей, так и мелкой моторики, а это особенно важно. Эти динамичекие паузы и пальчиковый игротренинг сначала заучивается с детьми, а затем чётко проговариваются с воспитателем. (Д. В №5-99г. ,стр. 58-69.)
Предметно-развивающая среда
Важными условиями для организации логоритмических игр и упражнений является ПРС.
• Иллюстрации и репродукции.
• Дидактический материал.
• Игровые атрибуты.
• Музыкальные инструменты.
• Аудио - видеоматериалы.
• Живые игрушки (преподаватели или дети, одетые в соответствующие костюмы).
• Картотеки игр и упражнений.
• Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах
При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности:
пальчиковые игры или массаж пальцев;
упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
стихотворения, сопровождаемые движениями;
упражнения, регулирующие мышечный тонус;
речевые упражнения без музыкального сопровождения;
чистоговорки;
речевые и музыкальные игры;
упражнения для развития музыкального слуха;
различные виды ходьбы и бега под музыку;
ритмические упражнения, пение;
упражнения в игре на музыкальных инструментах;
подвижные игры, драматизации;
мимические упражнения;
упражнения на релаксацию под музыку.
Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах
1. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД.
3. Динамические паузы между НОД.
4. Физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала.
5. Логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса.
6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
7. Подвижные игры с речетативом и движениями.
8. Логоритмические досуги.
Подводя итог, хочется сказать, что логопедическая ритмика полезна всем детям! Под влиянием регулярного включения логоритмических упражнений и игр у детей происходит положительная перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и др. систем, улучшению качества коммуникации детей, а также эмоционально-волевых качеств личности. Поэтому важно включать логоритмические игры в различные виды деятельности, особенно в режимные моменты.