Ирина Ермилова
Логоритмические минутки «Картотека упражнений по лексическим темам»
▼ Скачать + Заказать документы
Это форма активной терапии, целью которой является преодоление
речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании
со словом и музыкой.
Данная методическая разработка «Вместе с мамой мы играем,
упражнения выполняем» включает в себя:
Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Стихотворный
материал имеет:
разную коррекционную направленность: для нормализации темпа
Публикация «Логоритмические минутки „Картотека упражнений по лексическим темам“» размещена в разделах
и ритма у ребёнка; для развития глагольной лексики; для
автоматизации звукопроизношения у детей;
определённый динамический размер, когда дети соотносят
движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно
подобрать соответствующее движение;
насыщенность глагольной лексикой, чтобы продемонстрировать
движения;
сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить
механические движения и воспитывать логическую связь между
текстом и движением;
стихотворный материал подобран в соответствии с возрастом,
речевых и двигательных возможностей детей с нарушением речи.
Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное
диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и
постепенности. В упражнениях на развитие дыхания включается речевой
материал, произносимый на выдохе. Постановка речевого дыхания
осуществляется до проведения занятий по логоритмике.
Упражнения, которые сопровождаются музыкой, поднимают
настроение, эмоциональное состояние ребёнка. Сочетание музыки и
движения является необходимым условием в коррекции речи.
2
Здесь представлен материал по лексическим темам. При их выполнении
у детей развиваются творческое мышление, воображение, фантазия, чувство
ритма, темпа. Стихи в форме игры учат детей координировать движения со
словами, что способствует речевому развитию детей. Этот материал можно
использовать на различных этапах коррекции речи и в соответствии с
лексической темой.
Упражнения составлены с учётом возраста детей, особенностей речевых
нарушений. Данный подход в логопедии эффективен, так как именно игра
способна вызвать положительную эмоциональную реакцию, длительный
интерес к занятиям. Эти «минутки» повышают общий тонус, моторику,
способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают
внимание, память, создают положительный эмоциональный настрой и
снимают напряжение.
3
/
/
Подготовительные упражнения СЕНТЯБРЬ
Тема «ОСЕНЬ»
Основа развития музыкальных и речевых способностей ребенка это
развитие чувства ритма. Идеально для этого подходят игры с палочками
(например, палочки для суши). Ими можно отстукивать ритм, инсценировать
стихотворения и даже рассказывать сказки…
Если не оказалось дома палочек, не беда! Прекрасно подойдут и
ладошки с ногами. Ритм можно и отхлопывать и оттопывать.
Задания:
1. Предложите ребенку повторить за вами определенный ритмический
рисунок.
Например: / // /, // //, / / /, // / //, /// /
Постепенно ритмический рисунок можно усложнять.
2. Предложите ребенку воспроизвести графический рисунок (его
можно выложить из подручных материалов таких как, спички или
макаронины).
Проявите фантазию! Начинайте с простых рисунков : //, // //, / / и т. д. Если
ребенок справляется, задания можно постепенно усложнять.
3. Ритмы с выраженным ударением: задания, формирующие
умения передавать акценты ударами и выдерживать паузы.
Примеры рисунков:
// /
А) тихо-громко ( короткие и длинные палочки:)
Б) с выраженным ударением: /////, ///, ///, ///
4. Отстукивание ритмов стихотворений, чистоговорок, потешек.
“Вы скачите палочки…”.
4
Вы скачите палочки. – стучим двумя палочками одновременно.
Как солнечные зайчики.
Прыг – прыг, скок – скок, – стучим, скрестив палочки, друг о друга.
Прискакали на лужок,
Правой ножкой топ – топ, – правой палочкой о пол.
Левой ножкой топ – топ, – левой палочкой о пол.
На головку сели, – изобразить “рожки” палочками.
Песенку запели: Ля – ля – ля, ля – ля – ля. – стучать заданный ритм,
пропевая на “ля”
5. «Барабанщик»
Предложите ребенку под музыкальное сопровождение побыть
барабанщиком, отстукивая ритм любимых песен.
6. «Дождик».
Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. В процессе покажите
ребенку, что можно поднимать тарелку выше и ниже. Послушайте, как она
шумит. Поиграйте в игру «Дождик» : пусть ребенок наберет в горсть крупу,
поднимет ручку и высыпает крупу, имитируя то, как капает дождик. Для нее
лучше взять фасоль или горох, чтобы легче было убирать.
7. «Шумелки». (Развитие звукового восприятия)
Насыпьте в контейнеры из-под киндер-сюрпризов (или любые непрозрачные
баночки) по одному виду крупы. Потрясите с ребенком баночки и отметьте,
что каждая из них различна по звучанию. Попросите его прислушаться и
найти емкости с одинаковыми зернами.
8. Сходите с ребенком в парк, понаблюдайте за падающими листья,
походите с ребенком по опавшей листве, послушайте как она шуршит.
9. Предложите ребенку прослушать аудиозапись П. И. Чайковского из
цикла «Времена года»; Ф. Шопена «Осенний вальс».