Светлана Иванова
Логоритмическая методика
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая ритмика исходит из общих методологических основ логопедии и дефектологии и является одним из ее разделов. Большой вклад в совершенствование логоритмического воспитания детей с речевыми расстройствами внесли достижения в области всестороннего изучения их комппенсаторных возможностей, научной обоснованности различных реабилитационных методик
Глава 2. Поэтапное использование логоритмических средств в процессе
Публикация «Логоритмическая методика» размещена в разделах
Весь коррекционный курс состоит из четырёх этапов работы, рассчитанных на два года. На каждом этапе работы дети должны приобрести необходимые умения и навыки по каждому из следующих разделов.
Первый (подготовительный) этап обучения
Развитие двигательной сферы:
-развитие статической координации движений и выносливости;
-развитие произвольной регуляции мышечного тонуса;
-развитие навыка прямохождения;
-тренировка удержания равновесия при ходьбе и прыжках;
-тренировка ориентации в пространстве, соблюдении дистанции при ходьбе, беге и прыжках;
-тренировка в умении координировать свои действия с началом и концом звучания звукового сигнала;
-обучение детей движению в заданном темпе;
-обучение детей изменению направления движения со сменой динамик!; звучания музыки;
-обучение детей изменению характера движения со сменой звучания двухчастной формы музыкального произведения;
-формирование динамического праксиса в общей моторике по показу взрослого;
-развитие у детей простейших навыков манипулирования с предметами но подражанию взрослому;
-выполнение серии из двух действий по словесной инструкции;
-выполнение серии из двух движений по памяти;
-обучение детей основным видам пантомимических жестов и танцевальных движений по подражанию взрослому;
-обучение детей действовать в коллективе, в парах;
-формирование у детей положительного эмоционального настроя на общение в процессе музыкально игровых занятий.
Развитие ручной моторики:
-развитие праксиса позы по подражанию взрослому;
-Развитие динамической координации движений рук по подражанию
взрослому;
-развитие реципрокной координации движений рук;
-развитие произвольной регуляции мышечного тонуса кистей и пальцев рук;
-развитие подвижности пальцев рук.
Развитие артикуляционной моторики:
-обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражании
взрослому;
-выработка контроля за положением рта.
Развитие речевой функциональной системы:
-формирование смыслоразличительной способности языка на материале звукоподражания;
-вызывание подражательной речевой деятельности детей в форме любых звуковых проявлений;
-узнавание, выделение звукоподражания из ряда звукоподражаний;
-развитие навыка дифференциации на материале из 2-х звукоподражаний;
расширение объё ма понимания речи: расширение объема понимания предметного словаря; расширение объёма понимания глагольного словаря словаря наречий; расширение объёма понимания вопросов;
-формирование интонационно-ритмических дифференцировок на материале абрисов длинных и коротких слов
Развитие памяти:
-развитие зрительно-предметной памяти. Тренировка непосредственного запоминания предметов или картинок;
-тренировка двигательной памяти;
-развитие навыка отсроченного припоминания;
-развитие объема слухоречевой памяти на материале 2-x предметов или картинок.
Развитие внимания:
-развитие направленного произвольного внимания у детей;
-развитие объема внимания на материале из 2-х предметов; развитие избирательности внимания;
-тренировка в умении концентрировать внимание на материале из 2-х предметов, картинок.
Развитие зрительного восприятия:
-выработка навыка фиксации взгляда на объекте, активного восприятия объекта;
-соотнесение данного предмета с другим таким же, выделение из ряда других;
-развитие зрительного внимания и зрительной памяти при предъявлении не более двух объектов одновременно.
Развитие слуховых функций:
-узнавание неречевых звуков и дифференциация неречевых звуков между собой;
-различие одинаковых звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
-оценка ритмов и их воспроизведение;
-узнавание звучания предметов окружающей среды : скрип дверей, лай собаки, хлопок руками и т. п. соотнесение звучащего предмета с его названием;
-формирование слухового восприятия на материале звучащих детских и музыкальных игрушек (не более двух последовательных сигналов)
-оценка простейших ритмов до двух ударов по длительности и по силе
-Воспитание слухового внимания и слуховой памяти на материале упрощённых неречевых звучаний
-Различие одинаковых звукокомплексов и звуков в постели звучания (громко-тихо);
-узнавание мелодии знакомой песни;
узнавание знакомой песни по ритмическому рисунку (простого двудольного)
Второй этап обучения
Развитие двигательной сферы:
-тренировка умения у детей ориентироваться в собственном теле и в пространстве, выполнять элементарные построения обучение детей самостоятельному нахождению своего места в строю, умение находить свою пару.
-развитие у детей статического и динамического равновесия;
-обучение детей координации движений рук и ног при ходьбе, беге, прыжках
-обучение детей умению согласовывать с выдвижение с характером звучащей музыки;
-обучение детей самостоятельному изменению характера движения и согласования их с трёхчастной формой музыкального произведения;
-тренировка у детей умение начинать и заканчивать движение с началом и концом звучанием музыки;
-тренировка у детей умение менять темп движений в соответствии с изменением темпа звучащей музыки;
-обучение детей ритмичному выполнению движения с предметами отличающимися по величине, цвету и форме;
-воспитание у детей торможения двигательного автоматизма;
-развитие кинестетического чувства позы;
-тренировка у детей умения выполнять серию из трех движений по памяти;
-дальнейшее обучение основным видам пантомимических жестов и танцевальных движений по подражанию взрослому;
-развитие быстроты, силы и ловкости в подвижных играх и играх-соревнованиях;
Развитие ручной моторики:
-развития ручного праксиса; развитие динамического праксиса и реципрокной координации движений рук (выполнении серии из трёх движений);
-совершенствование подвижности и точности движений мелкой моторики рук.
Развитие артикулярной моторики;
-произвольного регулирования тонуса мышц в состоянии покоя;
-силы и выносливости мышц лица, губ, языка;
-обучение детей различию количества предметов, их велечину, вкус, а так же их пространственного расположения;
-воспроизведение ребенком ударного слова в слова, а затем ритмического рисунка;
Звукопроизношение:
-развитие продолжительного речевого выдоха
-развитие умения произвольно регулировать высоту и силу своего голоса на материале имеющихся звуков в речи, гласные: а, о, у,и, э;
-уточнение произношения других звуков
-закрепление произношения слогов
Развитие памяти:
-увеличения объема слухоречевой памяти
-развитие двигательной памяти на серии из 3-х движений
Развитие памяти на:
-развитие направленного произвольного внимания
-концентрация объема внимания на материале из 3-х движений;
Развитие пространственного восприятия;
-развитие оптико-пространственных функций;
-воспитания зрительного внимания и зрительной памяти на материале ряда объектов до трёх
Третий этап (2-й год обучения)
Развитие двигательной сферы:
-дальнейшее обучение детей действовать в коллективе и парах;
-дальнейшая тренировка детей в умении самостоятельно ориентироваться в собственном теле при выполнении упражнений на координацию, повторах, простейших перестроениях;
-обучение детей навыку менять направление движения по словесной инструкции;
-обучение детей навыку менять характер движения в соответствии с двух-трёхчастной формой музыкального произведения;
-совершение двигательной памяти ;выполнение серии из 3-4 движений по словесной инструкции
Развитие ручной моторики:
-обучение точности выполнения движений пальцами рук;
-развитие силы и ловкости движений кистей рук и пальцев рук;
-развитие произвольного регулирования мышечного тонуса кистей и пальцев рук
Развитие артикуляционной моторики:
-выполнение комплексов артикуляционных упражнений на постановку свистящих звуков, а так на те группы звуков, которые нарушены;
Развитие речевой функциональной системы:
-формирование понимания значений слов, выражающих пространственные отношения;
-формирования двусоставного просто предложения;
-формирование слоговой структуры слов;
Развитие звукопроизношений:
-развитие продолжительного речевого выдоха;
-развитие умение произвольно регулировать высоту и силу своего голоса;
-автоматизация свистящих звуков в слогах и словах;
-формирование дифференциации свистящих звуков в прямых и обратных слогах
Развитие памяти:
-совершенствование двигательной памяти на серии из 3-4 двух-трёхсложных слов
-развитие опосредованного запоминания от 2-4-x предметовж
-развитие навыка отсроченного припоминания
Развитие внимания:
-совершенствование направленного произвольного внимания;
-развитие объема на материале из 3-4-х предметов, сигналов движений;
-обучение ориентировки в собственном теле, в частях тела человека, куклы, животных
Развитие слуховых функций:
-узнавание и различение слуховых сигналов, состоящих из 3-4-х звучаний: определение последовательности звучаний;
-закрепление умения соотносить звучащий предмет с его названием
-оценка простых ассиметричных ритмов и их воспроизведение.
Четвертый этап
Развитие двигательной сферы
-тренировка динамического равновесия при выполнении ходьбы приставным, пружинящим шагом, поскоков на месте и в движении;
-развитие у детей способности к быстрой смене ориентиров в пространстве
-развитие пластичности движений;
-развитие быстроты, силы, ловкости и выносливости в играх
Развитие ручной моторики:
-совершенствование точности выполнения движений пальцев рук с речью и согласованности движений;
-тренировка выполнения движений в различном темпе;
-формирование артикуляции свистящих звуков;
-закрепление артикуляционных укладов этих звуков в слогах, в словах, во фразе;
-тренировка у детей грамматически правильного построения предложений из 3-5 слов;
-закрепление у детей навыка самостоятельного словоизменения некоторых существительных и глаголов:
-тренировка проговаривании стечений согласных в слогах, словах;
Развитие памяти:
-тренировка последовательного запоминания движений и умения по памяти последовательно перечислить все выполненные действия;
-дальнейшее увеличение объема слухоречевой памяти на серии из 4-х предметов.
Развитие внимания:
-дальнейшее развитие устойчивости внимания;
-формирование регулирующей роли речи в развитии внимания;
Развитие оптико-пространственных функций:
-формирование гнозиса и дифференциации объектов по признакам веоичины;
-обучение пространственной ориентировке в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, вперед-назад, в сторону, кругом.
Развитие слуховых функций:
-закрепление навыка определения и воспроизведения последовательности звучаний во времени;
-формирование гнозиса и дифференциации более сложных ритмичных структур;
-увеличение объема слуховой памяти и внимания;
-определение направления звука в пространстве и относительно собственного тела;
-продолжение тренировке по узнаванию звучания предметов окружающей среды, в том числе и музыкальных инструментов;
-различие слов с оппозиционным фонемами;
-выделение ударного слога в цепочке слогов; сравнение и определение слова по слогоритмической схеме