Елена Максимова
Логопедическое занятие в подготовительной группе «Ненцы — северный народ России»
▼ Скачать
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме :
«Ненцы – северный народ России»
Цель: пополнение и активизация словаря по теме «Наша родина- Россия»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Систематизация представлений о России.
• Активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия»
Публикация «Логопедическое занятие в подготовительной группе „Ненцы — северный народ России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Моя Родина Россия
- Народы севера
- Ненецкий край. Ненецкий автономный округ
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
• Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, согласование числительных с существительными, согласование притяжательных местоимений с существительными).
• Совершенствование навыка звукобуквенного анализа и анализа предложений.
• Совершенствование навыка чтения.
• Автоматизация правильного произношения и дифференциация свистящих и шипящих в свободной речи.
Коррекционно - развивающие:
• Развитие связной речи.
• Развитие фонематических представлений.
• Развитие внимания, памяти, мышления;
• Развитие общую и тонкой моторики.
• Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Воспитательные:
• Воспитание умения работать в коллективе и индивидуально;
• Воспитание уважительного отношения друг к другу.
• Воспитание уважительного отношения к своей Родине.
• Воспитание самостоятельности, активности, инициативности и ответственности.
Оборудование: карта России, предметные картинки животных и растений, сюжетные картинки охота, рыбалка и оленеводство, кубик «Говорун», кубик Эмоций, пособие «Волшебный квадрат», пособие «Звуковичок».
Ход занятия :
1. Организационный момент
Логопед : Здравствуйте, ребята! Расскажите, какое у вас сегодня настроение.
Дети: У меня сегодня замечательное настроение (великолепное, отличное и т. п.)
Логопед : У меня, к сожалению сегодня испортилось настроение, из-за того, что картинки, наши знания, которые мы так долго собирали, исчезли. Ребята вы поможете вернуть все на свои места? (на доске схема ментальной карты, но изображений нет)
Дети: Да!
2. Разминка
Логопед : Прежде чем начать, давайте немного разомнемся:
Вот кулак, а вот ладошка (правая рука ладонью наверх, левая сжата в кулак)
Поменяй скорей их, крошка (поменять руки кулак – ладонь)
Вот ладошка, вот кулак
Поменяй скорей их так. (выполняют в ускоренном темпе)
3. Беседа о нашей Родине – России, д/и «Семейка слов»
Логопед : Ребята, давайте рассмотрим картину у нас на доске. Что это такое?
Дети: Это карта нашей страны.
Логопед : Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Логопед : Правильно. Если мы с вами родились в этой стране, значит, это наша…
Дети: Это наша Родина.
Логопед : Давайте соберем «Семейку слов». Слово Родина будет первым в нашей семейке. Страна, в которой мы родились, это наша…
Дети: …Родина
Логопед : Мама и папа – это наши…
Дети: …родители.
Логопед : Мама и папа – родители, а бабушка, дедушка, тетя, дядя – наши…
Дети: …родственники.
Логопед : Близкие нам по родству люди, какие люди?
Дети: …родные люди.
Логопед : Как мы появились на свет?
Дети: Мама нас родила.
Логопед : Давайте ещё раз назовем всю семейку.
Дети: Родина, родители, родственники, родные, родила.
Логопед : Отлично! Мы с вами выполнили 1 задание – собрали «Семейку слов».
4. Логопед : Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о нашей необъятной России. Взгляните на карту, как велика наша Родина. Россия самое большое государство в мире. В ней много городов, поселков, деревень, рек… А поможет рассказать вам о нашей стране кубик «Говорун». (дети выбирают задание на кубике) :
Дети: «Один - много»
Город – города - много городов (поселок, деревня, поле, река, гора, озеро, лес)
Игра с кубиком «Говоруном» :
«Посчитай-ка» :1 река- 2 реки -…5рек (тихая река, большой город, высокая гора, глубокое озеро, большое поле, густой лес, узкая дорога)
«Жадина» : моя река, мои леса, мое озеро, мой город
«Наоборот» : 1 деревья высокие - ,2 река широкая –, 3 погода холодная -, 4 дорога короткая, 5 ночь теплая -, 6 озеро глубокое
Логопед : Ребята расскажите, какие народы живут в нашей стране.
Дети: ненцы, якуты, нанайцы, коряки, якуты, чукчи.
5. Логопед : Напомните мне, какие песни поют ненцы.
Дети: ненцы поют звуки
Логопед : Давайте мы пропоем гласные звуки – звуковые дорожки.
6. Логопед : Напомните какие растения мы можем встретить на Ямале?
Дети: Мох, морошку, карликовую березу, голубику, клюкву, чернику.
Логопед : названия этих растений и ягод потерял первые буквы, поищите их (дети находят на доске зашумленные изображения букв.)
Скажите из каких слов выпали эти буквы?
Дети: М- мох, М- морошка, Бь – береза, г – голубика, к – клюква, Ч – черника.
Логопед : Вы справились с заданием, посмотрите на доску (открываются изображения растений)
7. Логопед : Давайте вспомним каких животных мы можем встретить на Ямале?
Ответы детей
8. Физ. минутка: Логопед : Давайте не просто вспомним, а попробуем изобразить как ненцы в своих танцах показывают животных (олени, зайцы, птицы)
Дети садятся за столы.
9. Логопед : с самого Ямала к нам приехал снежный мешочек, в котором вы можете найти изображения животных.
Дети достают картинки и называют животных
Логопед : давайте расскажем о ваших животных при помощи кубика Эмоций.
Дети: У меня веселая сова, удивленный олень, сердитый волк и т. п.
Логопед : игра «Цепочка», дети повторяют словосочетание предыдущих детей и добавляют свои и т. д.
10. Игра «Волшебный квадрат» (дети расставляют на квадрате в ячейки предметные картинки, согласно инструкции логопеда)
Логопед : Слушайте внимательно и посадите животных по их адресам:
В середине заяц, ПОД зайцем олень, СПРАВА от зайца песец, НАД песцом сова, в левом верхнем углу Лайка, МЕЖДУ лайкой и совой медведь, СЛЕВА от оленя куропатка
Логопед : Аня расскажи где находится олень
Ребенок: ПОД зайцем находится олень и т. п.
Логопед : А теперь уберите картинки с квадрата и попробуйте по памяти положить их на места.
Дети выполняют.
Логопед : Вы отлично справились, проверим ваши ответы на доске.
11. Логопед : Подскажите изображения чего остались на ней доске без цвета?
Дети: одежда и дом
Логопед : Давайте выложим эти названия из звуков
Дети выкладывают слова при помощи карточек звуков: чум, пимы, малица.
Логопед : Вы отлично справились и с этим заданием. Откроем картинки на доске.
12. Логопед : посмотрите, осталось только вспомнить чем занимаются ненцы.
Дети: охотятся, рыбачат, пасут оленей, кочуют.
13. Логопед : продолжите предложение
1. Ненцы строят чум, потому что.
2 На Ямале растут карликовые березы, потому что…
3 Ненцы кочуют, потому что
4 Ненцы не едят грибы, потому что
5 Волк быстро бежит, потому что
6 Заяц спрятался, потому что
7 Ненцы смотрят на небо, потому что
14. Итог занятия
Логопед : Ребята, расскажите, что мы сегодня делали на занятии.
Ответы детей.