Галина Царькова
Логопедическое занятие для детей старшей группы «Дифференциация свистящих и шипящих звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие для детей старшей группы.
Автор: Царькова Галина Аркадьевна,
учитель-логопед
МАДОУ «Волшебница»,
ЯНАО г. Лабытнанги.
Тема: Дифференциация свистящих и шипящих звуков
Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи:
1. Коррекционные:
Публикация «Логопедическое занятие для детей старшей группы „Дифференциация свистящих и шипящих звуков“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
• закрепить навыки дифференциации звуков [С], [Ш] в слогах, словах;
• развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
2. Развивающие:
• упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе;
• упражнять в делении слов на слоги;
• закрепить понятия “звук”, “слог”, “слово”.
3. Воспитательные:
• воспитывать желание активно работать на занятии, развивать воображение.
Оборудование: мольберт; картинки в названии которых есть звуки [С] и [Ш]; схемы; 2 куклы; паровозик; игрушки
Ход занятия
1. Организационный момент
- Ребята, сегодня к нам в гости пришли Света и Шурик. Они приглашают нас в гости в город звуков. Как вы думаете, у каких звуков в гостях мы побываем?
Мы пойдем в гости к звуку [С] и звуку [Ш]
2. Основная часть
- Давайте вспомним все, что мы знаем об этих звуках и расскажем о них Свете и Шурику.
- Что можно сказать о звуке [Ш]?
Дети дают характеристику звуку [Ш]. Рассказ подкрепляется схемой.
(Губы трубочкой; широкий язык “чашечкой” поднят кверху, края прижаты к верхним зубам; теплая воздушная струя. Согласный, твердый, глухой, шипящий).
- Что можно сказать о звуке [С]?
Дети дают характеристику звуку [Ш]. Рассказ подкрепляется схемой:
(Губы растянуты в улыбке, язык внизу, упирается в нижние зубы, воздушная струя-холодная. Согласный, твердый, глухой, свистящий).
- Чем похожи звуки [С] и [Ш]?
(Согласные, твердые, глухие)
- Чем они отличаются?
(звук[С] свистящий, а звук [Ш] шипящий)
Дети становятся в круг. Игра «Топай – хлопай» (Дифференциация звуков)
- В город звуков смогут попасть только внимательные ребята, которые не путают звуки [С] и [Ш]. Я буду произносить звуки, а вы, если услышите звук [С] – хлопайте в ладоши, если звук [Ш] – топайте ногами.
Ж, З, Ш, З, Ш, Щ, С, Ш, С, Ж
СА, ШИ, ОС, УШ, ШТА, СТА, АСТ, ОШТ…
- Молодцы! Пришла пора отправиться в путь. (Дети идут по кругу) В город звуков мы с вами пойдем через густой лес. Дует ветер и на деревьях шелестят листочки. Вы слышите, что они нам шепчут? Повторяйте за мной. (воспроизведение слоговых рядов)
Ша-са
со-шо
ши-сы
шта-што
ста –шты
-Вот мы с вами и пришли в город звуков.
На экране изображены герои из мультфильмов, а на облаках изображены буквы С и Ш
- Скажите, кто живет в этом городе, а кто здесь только гости?
- А в этом доме живут Света и Шурик. Но что случилось с их игрушками? Они разбросаны и все перепутались, трудно разобраться, где чьи игрушки. Поможем Свете и Шурику навести здесь порядок?
( На столе игрушки: машинка, свисток, лягушка, мишка, сова, лиса, слоненок, ослик, шарик, кошка)
- Ребята, посмотрите, какой красивый паровозик едет по улице. У него три вагончика.
Как вы думаете, какие слова будут ехать в первом вагончике? Во втором? В третьем?
Игра: «Паровозик» (деление слов на слоги)
Дети расставляют картинки в вагончики в зависимости от количества слогов в слове.
Физминутка
Выполнение движений в соответствии с текстом.
Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
Са – са – са – голубые небеса,
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
Су – су – су – и водички принесу,
Ши – ши – ши – наши детки хороши,
Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.
- Ребята, звуки любят ходить друг другу в гости, но мост на реке сломался. Как же им помочь?
Дети: отремонтировать мост
- Отремонтировать мост нам помогут слова, но для этого нужно в слове звук [С] заменить на [Ш]. После правильного ответа на экране появляется прямоугольник, а затем и мост через реку.
Сутки – шутки миска – мишка усы - уши
Каска – кашка маска – Машка Марс - марш
- Молодцы! Славный получился мост. (на экране появляется мост)
У 5 детей карточки с буквами. Игра “Живые звуки”
Составьте слово - КАСКА
Я – звук [К]
Я – звук [А]
Я – звук [С]
Я – звук [К]
Я – звук [А]
- Какое слово получилось?
Звукобуквенный анализ слов КАСКА и КАШКА
- Чем похожи слова – КАСКА и КАШКА?
- В чем отличие?
3. Итог занятия.
- Вы отлично справились с заданиями. Но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте вспомним, у каких звуков мы сегодня побывали в гостях?