Анна Загайнова
Логопедическое сопровождение ребенка с ОНР в рамках разработки и реализации индивидуальной образовательной программы
▼ Скачать +Заказ
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок с речевыми нарушениями. Это ставит перед нами - учителями – логопедами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника, что возможно посредством разработки и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП). Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГОС, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
Публикация «Логопедическое сопровождение ребенка с ОНР в рамках разработки и реализации индивидуальной образовательной программы» размещена в разделах
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – систему дошкольного воспитания и обучения.
Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его конкретного речевого диагноза. Необходимость оптимизации учебной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями диктуется задачами совершенствования коррекционно-развивающего обучения этой категории детей в условиях их интеграции в общеобразовательную среду. Одним из условий эффективности этого процесса является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Исходя из того, что основной целью детского сада, является социализация ребенка в обществе, которая в свою очередь невозможна в реализации без эффективной организации деятельности всех участников образовательных отношений, вытекают следующие вопросы: Как осуществить данное сопровождение в условиях детского сада? Как обеспечить полноценное развитие ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ?
Решение данной проблемы возможно через разработку индивидуальной образовательной программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
Для составления и реализации данной индивидуальной программы были проведены такие мероприятия:
анализ состояния здоровья ребенка, комплексное обследование его психического, интеллектуального, речевого развития со стороны педагогов-специалистов ДОУ;
разработка программы командой специалистов;
ознакомление родителей ребенка с предполагаемой программой;
индивидуальные консультации родителей социально-психологической службой ДОУ;
прием заявления родителей с согласием на использование индивидуальной программы для ребенка;
коррекционная работа воспитателей и специалистов ДОУ с родителями и детьми;
мониторинг качества освоения программы.
Каждый специалист внес свой вклад в организацию обучения воспитанника с ОВЗ.
В содержание индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы, составленной учителем-логопедом ДОУ, входят следующие разделы:
сведения о ребенке и семье, в которой он воспитывается;
результаты первичного логопедического и педагогического обследования, включающие собранный специалистами и врачами, обслуживающими ребенка, анамнез;
учебный план обучения ребенка с ОВЗ;
перспективное планирование коррекционно-развивающей работы;
поурочное планирование;
планирование работы учителя-логопеда с семьей;
консультации и материалы для практических занятий с родителями и педагогами;
мониторинг результатов совместной деятельности в триаде «логопед - ребенок с ОВЗ – родители» (в конце учебного года).
Работа логопеда направлена на максимальную коррекцию речевых отклонений. С этой целью логопед производит:
- определение сложности и выраженности речевых недостатков;
- постановка и автоматизация звуков;
- профилактика нарушений письменной речи;
- оказание консультативной помощи родителям;
- оказание консультативной и научно-методической помощи работникам МБДОУ;
- проведение интегрированных занятий.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Данная индивидуальная образовательная программа разработана с учетом рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильеовй. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : Мозаика-Синтез, 2011 г.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 с изменениями от 20.12.2010 г. продолжительность образовательной деятельности составляет для воспитанника 6-го года жизни - не более 30мин.
Цель: спроектировать модель индивидуальной образовательной программы для воспитанника с речевым нарушением с целью коррекции имеющихся недостатков и гармонизации личности в целом.
Индивидуальная образовательная программа предназначена для проведения коррекционно-логопедической работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении Программы своей возрастной группы в связи с имеющимися речевыми нарушениями: ОНР 2 уровня. Стертая дизартрия.
Задачи:
В содержание индивидуальной программы сопровождения включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе сопровождения предусмотрено взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей (законных представителей).
• коррекция когнитивных процессов (память, внимание, мышление, воображение);
• коррекция социальных и коммуникативных умений (межличностные взаимоотношения в классе, обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций.);
• коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы (основы саморегуляции, формирование адекватной самооценки и поведения, снижение уровня личностной тревожности.)
• коррекция мотивационной сферы;
Задачи по развитию речи:
• устранение дефектов звукопроизношения;
• формирование фонематических процессов;
• уточнение и расширение лексического запаса;
• формирование грамматического строя речи;
• формирование полноценной связной речи.
• активизация речевой деятельности учащихся; развитие коммуникативных навыков;
• формирование просодической стороны речи;
• активизация внимания, памяти, мышления;
• развитие мелкой пальцевой моторики;
• развитие языковой интуиции;
Срок реализации индивидуальной программы сопровождения с 10.01.14 по 25.05.14 г.
Результаты работы по данной программе рассматриваются на итоговом заседании ПМПК в мае 2014 года и доводятся до сведения родителей (законных представителей) под роспись с рекомендациями на летний оздоровительный период.
Индивидуальная программа логопедического сопровождения
ФИО, год рождения ребёнка: ___
Логопедическое заключение: ОНР II уровень, стертая дизартрия.
Актуальная проблема: Речь малопонятна, не разборчива. Полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушена слоговая структура слова, фонематический слух, понимание лексической стороны речи, выраженная бедность словаря, несформированность связной речи. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций. Владение счётными операциями отсутствует, «4 лишний» не выделяет, обобщений не делает.
Цель программы: Устранение нарушений речи посредством специального коррекционно-развивающего обучения.
Задачи: Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие мимики и эмоций.
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.
Коррекция слоговой структуры слова.
Пополнение активного словаря.
Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.
Развитие математических операций, обобщений, выделения «4лишнего».
Содержание: Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : Мозаика-Синтез, 2011 г.
«Альбомы упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы» О. С. Гомзяк, ГНОМ, 2011
«Логопедическая грамматикадля детей от 2-4 (4-6) лет» О. А. Новиковской, Санкт - Петебург,Корона. Век,2012г.
Содержание работы:
1. Развитие общей и мелкой моторики:
Логоритмические упражнения под музыку.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
2. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха:
Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.
Узнавание звука на фоне ряда звуков.
Узнавание звуков на фоне слова.
Определение первого гласного звука в слове.
Определение последнего гласного и согласного звука в слове.
3. Развитие мимики и эмоций: Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.
4. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения:
• Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков и массаж языка.
• Артикуляционные упражнения для губ:
• Артикуляционные упражнения для языка:
• Постановка и автоматизация звуков: шипящих, соноров, и звука [й].
• Автоматизация звуков.
• Дифференциация звуков.
5. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи:
Классификация предметов.
Образование прилагательных от существительных.
Расширение словаря признаков, слов-действий.
Называние антонимов.
Развитие математических операций, сравнений, обобщений предметов.
Установление причинно-следственных конструкций.
Сроки динамического контроля: январь, май.
Анализ результатов логопедической работы.