Екатерина Воронцова
Сценарий развлечения-викторина «Зимние месяцы»
Тема: «Зимние месяцы».
Образовательная область: «Коммуникация».
Цель. Развитие речи.
Программные задачи:
-Коррекционно-образовательные (направлены на формирование компетенций ребенка) :
• Закрепить знания детей о названии зимних месяцев (декабрь, январь, февраль).
• Осуществлять профилактику лор заболеваний: закрепить умение детей дышать носом (диафрагмальное дыхание) : носом – вдох, пауза, выдох через рот. Выполнение упражнений на сдувание снежинок из разных материалов.
Публикация «Сценарий развлечения-викторина „Зимние месяцы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Зима. Викторины, интеллектуальные игры
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Развивать фонематический слух : различать гласные и согласные звуки (твердые-мягкие, звонкие-глухие) с помощью гномов, обозначающих звуки.
• Обобщить и закрепить знания детей в старшей логопедической группе по теме «Зима» и подтемы: «Зимние забавы», «Зимующие птицы».
• Развивать пространственную ориентировку: в музыкальном зале, по отношению к своему телу, в соревнованиях при ходьбе на лыжах.
• Развивать умение считать по порядку, склоняя существительные в женском роде (одна фишка, две фишки и т. д.).
• Развивать просодику : темп, ритм, фонему, силу голоса, выразительность речи.
-Коррекционно-развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т. ч. речи) :
• Развитие общей моторики.
• Развивать умение отвечать на вопрос, используя приставки: ПОД, ЗА, НА, ПЕРЕ, С, В,У, ПРИ (подъехали, съехали, уехали, заехали, переехали, въехали, приехали)
• Формировать элементы логического мышления.
-Коррекционно-воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений) :
• Воспитывать у детей коммуникативные умения: взаимодействовать в подгруппах, быть единой командой и товарищами, готовыми прийти на помощь в сложившейся ситуации.
• Воспитывать желание помогать детям и взрослым;
• Учить детей слушать и слышать взрослых и детей;
• Воспитание любви к здоровому образу жизни - развитие диафрагмального дыхания;
Интегрируемые образовательные области:
-Коммуникация
-Социализация
-Художественно-эстетическое развитие
-Физическое развитие.
Словарная работа: Снегирь, свиристель, синица, галка, воробей, поползень, глухарь, тетерев. Подъехали, съехали, уехали, заехали, переехали, въехали, приехали. Звуки гласные и согласные, твердые – мягкие, звонкие – глухие.
Предварительная работа: целевые прогулки, ежедневные наблюдения, работа над дыханием, силой голоса, заучивание стихов о зиме, ходьба на лыжах.
Дополнительный материал: Стулья, столы, магнитная доска, магниты, мел, символы гласных и согласных звуков.
Раздаточный материал: средние по величине снежинки для поддувания из разных материалов и цветов, целые и разрезные иллюстрации художников о зиме, дерево, картинки с изображенными зимующими птицами; лыжи, медали с 1,2,3 местами.
Демонстрационный материал: портрет П. И. Чайковского, иллюстрации: А. М. Васнецова «Зимний сон», И. И. Шишкина «Зима», Б. М. Кустодиева «Зима», гномы в синей, зеленой и красной одежде, с колокольчиками и без колокольчиков.
Гости на развлечении :(жюри – логопед Мамичева Т. С., видеосъемка Шабалтас П. С.)
Сюрпризный момент: Три месяца зимы : декабрь – Тарасова Надежда Николаевна (учитель – логопед, январь – Воронцова Екатерина Валерьевна (воспитатель, февраль– Коротаева Татьяна Владимировна (воспитатель).
Форма проведения: совместная деятельность.
Ход: (Дети находятся в музыкальном зале на стульчиках). В зал под музыку П. И. Чайковского «Февраль» Масленица заходят три зимних месяца.
Логопед-декабрь: Здравствуйте, ребята, нам удалось встретиться с нашим братом последним месяцем осени, и он рассказал, что вы помогли им не спорить о том, кто из них главней или важней. Поэтому нам тоже не зачем спорить, кто важней. Самое главное, что у каждого есть свое время, чтобы прийти и потом уйти, и уступить место другому. А вы знаете кто мы такие? Правильно мы зимние месяцы, а как нас зовут, вы расскажите всем. Но сначала я приглашаю всех ребят на нашу викторину. На викторине мы будем играть в разные игры. Но кто будет отвечать правильно, получит фишку. А фишки вам будет вручать наше жюри. Это …Фишки будут выставлять за каждый конкурс на магнитной доске. Жюри будет запоминать, кто принимает активное участие, и кто не принимает участие.
Итак, 1 конкурс называется «Моя команда – наша картинка». Мы играли с картинками, а они у нас рассыпались, помогите их собрать. Вы умеете собирать картинки? Кто быстрее соберет целую картинку, станет первой командой и получит первую свою фишку. Чтобы вы смогли нам помочь, каждый из вас берет один треугольник. У нас стоят три стола. Нужно собрать правильно картинку (метод кооперации).
*Жюри выставляет фишки.
Логопед: Ребята, сейчас вы разделились на три команды.
Итак, 2 конкурс. «Загадки». На команды вы разделились, молодцы. Но вы еще не познакомились с нами, и не сказали, как нас зовут. Мы по очереди загадываем загадки. Правила игры. Первую загадку отгадывает первая команда. Если у них не получается, фишку они не получают, а за них право ответа переходит ко 2-ой команде.
Логопед Надежда Николаева – декабрь: Белый снег метелью кружит, и покрыл дороги лед. В конце месяца мы дружно, отмечаем Новый год. (Декабрь)
Екатерина Валерьевна – Январь: По счету первым он идет, с него начнется новый год. (январь)
Татьяна Владимировна – Февраль: По ночам мороз силен, днем капели слышен звон. День прибавился заметно, ну так что за месяц это? (Февраль)
Итак. Вы отгадали загадки. Дети за первым столом – это месяц декабрь, потому что он приходит первым, за вторым столом – январь, за третьим – февраль.
*Жюри выставляет фишки.
Конкурс 3 «Гномы-звуки». Логопед – Надежда Николаевна. К вам пришли в гости звуки – гномы. Они спрятались в своем сундучке. Играют по очереди все команды. От каждой команды вы ходит один человек. Достает, не подглядывая одного гнома. Приносит его в команду. Вся команда думает, что они знают об этом гноме. Пока они думают, из другой команды идет следующий человек. Когда у каждой команды будет на столе по гному, начинает рассказывать первая команда – декабрь.
*Жюри выставляет фишки.
Физкультминутка. Упражнение на дыхание: «Снегопад». Развитие длительного направленного выдоха. Дети на одном выдохе дуют на снежинки, как у декабря. Конкурс 4. Музыкальная игра «П. И. Чайковский». Отгадай, о каком месяце была музыка.
*Жюри выставляет фишки.
Логопед – Спасибо вам, ребята, но мое время закончилось и мне надо уступить место следующему месяцу.
Январь: Продолжаем. Сейчас вы нам расскажите, что вы о нас знаете. Например: Зимой солнце светит, но не греет, день короткий, ночь длинная. Снегопад, метель, гололед, новогодний праздник, зимующие птицы, звери меняют шубу, люди носят зимнюю одежду, звери впадают в спячку.
«Конкурс о признаках зимы» № 5
*Жюри выставляет фишки.
Конкурс 6. Стихи о зиме. Стихи читаем с выражением, красиво, с движением, тогда получаете фишку. Стихотворение можно рассказать одно каждой команде, но разные о зиме.
1. В городе зимуют птицы: галки, голуби, синицы, воробьи, вороны тоже. Ждут, когда мы им поможем. Червячки уснули, мушки, пригласим мы птиц к кормушке. Крошек, семечек насыплем, будут наши птички сыты.
2. Падал снег на порог, кот испек себе пирог, а пока лепил и пек, ручейком пирог утек. Пироги себе пеки, не из снега, из муки.
3. Маша варежку надела. –Ой, куда я пальчик дела. Нету пальчика пропал, в свой домишко не попал. Маша варежку сняла, поглядите – ка, нашла. Ищешь, ищешь и найдешь, здравствуй пальчик, как живешь?
4. Глянул утром я в окно на дворе белым-бело. Двор засыпал белый снег, словно в шубу он одет. В белых шапках лес, дома. К нам во двор пришла зима.
*Жюри выставляет фишки.
Январь Конкурс 6. Игра «Лыжники» (каждая команда делится на две части, катаемся на одной лыже, взрослые помогают детям по необходимости повернуть лыжи. Ребенок из каждой команды надевает самостоятельно одну лыжу, скользит на другой конец ковра к своему сверстнику из команды. Доходит до него, снимает лыжу, переворачивает ее и следующий идет к другому члену своей команды. Кто пришел первым, встает в конец команды.
*Жюри выставляет фишки.
Конкурс 7. Музыкальная игра «П. И. Чайковский». О каком месяце музыка.
*Жюри выставляет фишки.
Январь – Спасибо вам, ребята, но мое время закончилось и мне надо уступить место.
Февраль: Продолжаем. Сейчас вы нам расскажите о зимующих птицах.
Конкурс 8. «Зимующие птицы». Начинаем с первой команды, дети называют одну птицу и снимают ее с дерева, несут к себе на стол. Следующая команда, называет птицу и несет на свой стол. Конкурс продолжается, пока на дереве не останется ни одной птицы.
*Жюри выставляет фишки.
Конкурс 9. Игра с приставками «Где мы были» по картинкам на лыжах.
Подъехали, съехали, уехали, заехали, переехали, въехали, приехали.
1 команда. Вопрос. Ехал февраль на лыжах и вдруг перед ним гора. Он к горе что сделал? Снеговик к горе подъехал.
2 команда. Снеговик к горе подъехал. Что будет делать дальше февраль? Он на гору что сделает? Он на гору въедет.
3 команда. По горе февраль что сделает? По горе проедет.
1 команда. По горе проедет и потом с горы что сделает? Съедет.
2 команда. И дальше поедет. А вот на пути яма? Что сделает февраль? Яму объедет.
3 команда. Яму объедет и дальше подъедет. Теперь на пути мост. Что сделает с мостом февраль? Мост переедет.
* Жюри выставляет фишки.
Конкурс 10. Музыкальная игра «П. И. Чайковский». О каком месяце музыка.
*Жюри выставляет фишки.
Логопед Н. Н. Ребята, как нам с вами было хорошо. Послушаем наше уважаемое жюри. Награждение медалями/ или индивидуально.
Итог викторины подводит жюри. Слово предоставляется… 1 место, 2 место, 3 место. Мы хотим на прощанье с вами встать в один круг, ведь нам пора уходить, сегодня у зимы последний месяц. И мы опять будет с вами одной группой.
Психогимнастика в кругу (говорят взрослые по две строчки).
Декабрь: Вот ладошка правая, вот ладошка левая.
И скажу вам не тая, руки всем нужны друзья.
Январь:Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Февраль:Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить.
Затем все месяцы встают в свой маленький круг, кладут руки на плечи и предлагают детям встать в такой же круг вокруг них.
Зима. Спасибо вам ребята, что вы с нами поиграли.
Угощение детей конфетами. П. И. Чайковский «Февраль. Масленица».