Роденбергер Елена Михайловна
Логопедический проект «Умные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический проект
Учеными давно доказана связь речи и мелкой моторики. Чем лучше говорит ребенок, тем лучше у него развита пальцевая моторика, и наоборот, чем лучше развиты пальчики у ребенка, тем он лучше говорит. Объясняется это тем, что проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Влияние моторной и речевой зоны друг на друга проявляется даже у взрослых. Часто можно заметить, как человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий непроизвольно может высовывать или прикусывать кончик языка. При наличии такой тесной взаимосвязи и взаимозависимости речевой и моторной деятельности у детей с речевыми дефектами особое внимание необходимо уделить развитию тонких движений пальцев рук, что положительно скажется на функционировании речевых зон коры головного мозга.
Публикация «Логопедический проект „Умные ладошки“» размещена в разделах
Проблема.
При обследовании детей на момент поступления в среднюю логопедическую группу было отмечено нарушение пальцевой моторики у всех малышей. Некоторые дети не могли не только выполнить пальчиковые упражнения, но даже провести карандашом линию или самостоятельно завязать шнурки. В индивидуальных беседах с родителями выяснилось: дети дома не любят рисовать, лепить, не играют в игры – конструкторы и игры – мозаики. К сожалению, о проблеме развития мелкой моторики и координации движений большинство родителей начинает задумываться перед поступлением ребенка в школу. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще прилагать усилия для удержания в непослушных пальчиках карандаша или ручки.
Актуальность.
Актуальность развития мелкой моторики бесспорна. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 4 – 5 годам станут пальчики ребенка, зависят его успехи в обучении. Правильно поступают те родители, которые уделяют внимание процессу совершенствования мелкой моторики с первых дней жизни малыша. Но нередко родители самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи.
Н. Ф. Виноградова, Н. Г. Година, Л. В. Загик и другие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями учителя-логопеда.
Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в коррекционно – педагогической процесс, их заинтересованное участие важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Цель проекта : Развитие речи детей с помощью развития мелкой моторики рук.
Задачи:
1. Изучить уровень сформированности пальцевой моторики у детей.
2. Познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры.
3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие пальцевой моторики детей.
4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться педагоги и родители в осуществлении работы по развитию мелкой моторики детей.
Продолжительность проекта.
Детско – родительский логопедический проект «Умные ладошки» долгосрочный, рассчитан на 4 месяца.
Тип проекта : информационно – практико – ориентированный.
Адресат: учитель – логопед, дети средней логопедической группы и их и родители.
Предполагаемый результат.
При реализации проекта «Умные ладошки» мы рассчитываем получить следующие результаты:
- У детей появится интерес к играм с пальчиками. Сформированные навыки позволят успешно овладевать приемами рисования, лепки, конструирования. Работа по устранению дефектов речи будет проходить более успешно.
- Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.
Механизм реализации проекта.
Реализация проекта будет проходить в четыре этапа. По завершении проекта работа по развитию мелкой моторики у детей – логопатов, конечно, не будет прекращена. Во втором полугодии мы с детьми перейдем на другой, более сложный этап развития пальцевой моторики.