Получи документы

Логопедические задания по лексическим темам в старшей группе. Часть 4

Анастасия Квашнина
Логопедические задания по лексическим темам в старшей группе. Часть 4
▼ Скачать + Заказать документы

Тема : «Птицы зимой».

Словарь

Предметный: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица, дятел, сова, галка, голубь. Части тела : голова, клюв, глаза, грудка, спинка, хвост, лапы, хохолок, перья, крылья.

Глагольный: прилетать, замерзать, клевать, кормить, летать, чирикать, каркать, ухать, стучать, ворковать.

Признаков: красногрудый, белобокая, чернокрылый, черноглазый, сильный, шустрый, важная, хитрая.

Развитие общей моторики

Движения по тексту.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг – скок, прыг – скок –

Завертелась, как волчок.

Публикация «Логопедические задания по лексическим темам в старшей группе, Часть 4» размещена в разделах

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

Заглянула под крыло,

Лапку потянула,

На веточку вспорхнула.

Посидела, посидела – и полетела.

Развитие мелкой моторики

Зимние птицы

Я зимой кормлю всех птиц: (загибают и разгибают пальцы, перечисляя

птиц)

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей

Вот кормушка у дверей. (показывают одной рукой на кормушку)

Дам им булки, пшенной каши, (загибают и разгибают пальцы, перечисляя

корм)

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она. (собранными в щепотку пальцами имитируем

движения)

Развитие артикуляционной моторики

«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

«Сонная сова». Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади.

«Сова проснулась и вертит головой». Повороты головы влево-вправо.

«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.

«Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

«Очень вкусная пища!» Облизать губы.

«Дятел». Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тдд-тдд-тдд»

Развитие фонетико-фонематического восприятия

Звуки Б, Бь

«Слушай внимательно». Подними руку, когда услышишь звук Б в ряду других звуков, хлопни, если услышишь звук Бь.

М- бь – н – б – н – бь – в – ф – бь – б.

«Подушка-камень». Определить, какой звук стоит в начале слова – твердый или мягкий. Инструкция: если услышишь мягкий звук, положи ладошки под щеку («подушка», если услышишь твердый звук, покажи кулак («камень»).

Слова: бант – бинт – бутон – батон – бегемот – булка – белка – белый – бурундук – берег – берет – бочка.

Отхлопать слова: белка, бегемот, бегемоты, бак, баки, бык, быки, берег, берега.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Дательный падеж существительных.

«Покорми птицу»

Я даю корм кому? – синице, вороне, сороке, галке, снегирю, голубю, воробью.

«Один – два». Согласование существительных с числительными 1, 2.

Одна синица – две синицы, одна ворона – две вороны, одна сорока – две сороки, одна галка – две галки, один снегирь – два снегиря, один голубь – два голубя, один воробей – два воробья.

Развитие связной речи

«Опиши птицу».

Цель: практическое овладение навыком образования сложных прилагательных.

На панно выставляется сорока.

- У сороки какие глаза? Чёрные. Если объединить слова «чёрные» и «глаза», то сорока будет (черноглазая).

У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.

У сороки длинный хвост, поэтому её называют.

У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют.

У вороны черные крылья, поэтому её называют.

У дятла длинный клюв, поэтому её называют.

«Игра в слова».

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее воробью (вороне, дятлу, синице).

Объясните выбор каждого слова.

Маленький, бойкий, серая, летает, ловкая, красногрудый, проворный, прыгает, чирикает, смелый, умная, дупло, большая, бойкая, длиннохвостая, весёлая, стрекотуха, белобока, каркает, маленькая, зимующая птица.

Тема : «Животные зимой».

Словарь:

Предметный: волк, заяц, ёж, медведь, косуля, рысь, лось, лиса, кабан, рысь, енот, белка, бобр, олень, выдра, барсук, норка, хорёк, крот, названия детёнышей диких животных, хвост, рога, лапы, копыта, клыки, морда, брюхо, шерсть, плутовка, шатун, увалень, змея, гадюка, уж, лягушка, логово, дупло, берлога, нора, запасы, корм, след, охотник, хищник иголка, след, зверь, хищник, плутовка, сохатый; стая, вожак, хатка.

Глагольный: прятаться, пугаться, убегать, искать, догонять, рычать, заботиться, запасать, оберегать, собирать, рвать, выкармливать, кормить. бродить, охотиться, красть, добывать, стеречь, сушить, накалывать, рыть, лазать, сворачиваться, выть, фыркать, тявкать, реветь, загонять, маскироваться, подстерегать, рыскать, затаиваться, мышковать, трубить, ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, запасать, рыть, строить, залегать, впадать (в спячку, сосать, ловить, охотиться, мышковать, грызть, питаться, гнать, догонять.

Признаков: дикий, колючий, рыжая, серый, злой, голодный, пушистый, хитрая, бурый, косолапый, неуклюжий, трусливый, полосатый, длинноухий, рогатый, хищный, травоядный, всеядный, земноводный, крупный, слабый, белый, хитрый, голодный, злой, опытный, осторожный, пугливый, боязливый, страшный, резвый, юркий, свирепый, кровожадный, лохматый.

Развитие общей моторики

«Зимний лес» (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

В зимний лес мы все пришли

И следы зверей нашли.

Вот зайчишка в шубке белой

По полянке проскакал,

И за кустик забежал.

Ну а вот лиса-плутовка,

Не найдя пока еды

Тихо-тихо по снежочку

Ходит у норы.

По сугробам серый волк

Пробежал и был таков.

Из дупла, как из окошка

Выглянула белочка.

Распушила серый хвост

Белочка-умелочка.

Развитие мелкой моторики

Самомассаж.

Ах, какой в лесу мороз!

Ну-ка, все потрите нос! Трут кончик носа.

Ни к чему нам бить баклуши, Грозят правым указательным пальцем.

Ну-ка, взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели! Указательным и большим пальцами держатся за мочки

ушей и вращают их вперёд, затем назад.

По коленкам постучали, Стучат ладонями по коленям.

По плечам похлопали, Руки скрестить на уровне груди, хлопают ладонями

по плечам.

Ножками затопали! Топают ногами

Развитие артикуляционной моторики

«Пощёлкать зубами» : как это делает злой волк.

«Зайка» : покусать верхними резцами нижнюю губу.

«Заяц грызёт кочерыжку» : покусывать язык, постепенно втягивая его в рот.

«Заяц и морковка»

Зайчишка-трусишка

По болоту бежал,

в огород забежал,

Нашёл морковку, грызёт её ловко.

«Хвостик» : покачать высунутым изо рта языком из стороны в сторону.

«Зайка играет на барабане». Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук: д-д-д-д-д-д, язык упирается в верхние зубы, рот открыт.

«Волчок заводит моторчик». Открыть рот, язычок за верхними зубами, губы в улыбке. Во время произнесения звука Д-Д-Д-Д производить колебательные движения чистым пальчиком из стороны в сторону.

Развитие фонетико-фонематического восприятия

А теперь я проверю, кто из вас самый внимательный. Найдите на картине животное, в названии которого есть звук [В] (Волк). А теперь определите место звука [В] в слове волк.

«Про двух друзей»

Цель. Научить детей слышать определенные звуки в слове, упражнять в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком.

Описание игры. Воспитатель читает рассказ: «Скучно было Снеговику одному стоять, но пришел мальчик, в его имени был звук «ш». Как его звали? «Меня зовут Саша,» - говорит мальчик. – «А тебя?» «Снеговик. Давай с тобой играть в слова и звуки. Скажи, какой одинаковый звук слышится в названии моей одежды – шапка и шарф?» (Дети отвечают на вопрос Снеговика). «А какой одинаковый звук есть в моем имени и в словах сосулька и нос?»

Развитие лексико-грамматического строя речи

«Закончи предложение».

— Заяц летом серый, а зимой…

— Медведь летом гуляет, а зимой…

— Белка живет в дупле, а лиса.

— Заяц добрый, а волк…

— У белки хвост длинный, а у зайца…

— Лиса пушистая, а ежик…

«Разноцветные квадраты».

Воспитатель помещает на магнитную доску картинки с изображениями диких животных, ставит на стол контейнер с картонными квадратами трех цветов и магнитами.

-Посмотрите на картину и перечислите изображенных на ней животных.

Дети. Лиса, заяц, белка, еж, волк, лось, медведь.

-Сейчас вы разделите названия этих животных на слоги и закроете их изображения: один слог – желтыми квадратами, два слога – зелеными, если в слове три слога – синими.

Дети выполняют задание. Воспитатель следит за правильностью выполнения и останавливает ребенка, если тот допускает ошибку, предлагает подумать и исправить ошибку.

Развитие связной речи

Каких животных мы не увидим в зимнем лесу? (ёж, медведь, барсук, суслик, енот, сурок). Почему? (Осенью они усиленно питаются, накапливают жир и с наступлением холодов засыпают в своём жилище)

Есть ли такие животные, которые меняют цвет шубки зимой. Назовите (заяц, белка). А для чего они это делают? (так они защищают себя от хищников и людей.

Составление рассказов – описаний о диком животном по схеме.

Дети, опираясь на мнемотаблицу, составляют рассказ о диком животном.

Примерный рассказ о волке:

1. Это волк.

2. У волка есть острые зубы, длинный хвост, сильные лапы, острые уши.

3. Тело волка покрыто серой густой шерстью.

4. Волк устраивает свое жилище в логове.

5. Волк – хищное животное. Он питается мясом.

6. Волк – санитар леса. Он уничтожает слабых, больных животных.

Тема : «Зимние забавы. Зимние виды спорта».

Словарь

Предметный: месяц, ночь, праздник, украшение, ёлка, карнавал, хоровод, серпантин, подарок, карнавальные костюмы, гирлянды, прямое и переносное значение слов дождик, сосульки, спорт, спортсмен, медаль, Олимпиада, соревнования, фигурное катание, хоккей, лыжник, конькобежец, саночник, здоровье, стадион, упражнения, инвентарь.

Глагольный: выступать, отмечать, поздравлять, дарить, укреплять, зажигать, наряжать и наряжаться, заниматься, стремиться, бегать, прыгать, катиться, спускаться, скользить, тренироваться.

Признаков: новогодний, праздничный, весёлый, разноцветный, нарядный, шумный, красивый, радостный, спортивный, лучший, сильный, бодрый, быстрый, крепкий, выносливый.

Развитие общей моторики

Девочки и мальчики: хлоп-хлоп-хлоп,

Прыгают как мячики: прыг- скок, прыг- скок.

Ножками топочут: топ, топ, топ.

Весело хохочут: ха, ха, ха.

Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз)

После отдыхают (приседают, руки свободные)

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех. (Дети машут руками перед собой)

Дети все на лыжи встали

И по снегу побежали. (Имитировать, как встают на лыжи и едут)

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков.)

Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой рука по ладони левой

руки.)

А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки.)

Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить

руки под щеку.)

Что зимой мы любим делать (Разводят ладони в стороны, указывают на

себя)

В снежки играть, на лыжах бегать (Сжимая и разжимая ладошки, имитируют бросание снежков вперёд; сжимают кулачки обеих рук, как будто взяли лыжные палки в руки и имитируют езду на лыжах)

На коньках по льду кататься, (Ладонями с плотно прижатыми пальцами выполняют поочередные движения вперёд-назад то правой, то левой рукой)

Вниз с горы на санках мчаться. (Волнообразные движения ладонями вверх-вниз перед собой)

Развитие артикуляционной моторики

«Снеговики радуются снегу и морозу». Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

«Грустные снеговики весной». Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

«Сосулька». Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

«Санки-ледянки». Сделать язык «чашечкой».

«Горка для спуска». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

«Ураганный ветер» открывает и закрывает форточку. Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Развитие фонетико-фонематического восприятия

«Какое слово короче?»

Снег — снежок, снежок — снежинка, маска — маскарад, елка — хоровод, Снегурочка — снежинка, хоровод — маскарад.

Звуки П, Пь

Различение на слух и в произношение звуков П, Пь в слогах и в начале слова.

ДИ «Слушай внимательно». Подними руку, когда услышишь звук П в ряду других звуков, хлопни, если услышишь звук Пь.

М- пь – н – п – н – ф – в – п – д – пь – г – н – п – д – пь.

«Подушка-камень». Определить, какой звук стоит в начале слова – твердый или мягкий.

Инструкция: если услышишь мягкий звук, положи ладошки под щеку («подушка», если услышишь твердый звук, покажи кулак («камень»).

Слова: пара – пенал – пушка – полка – пижама – палка – пилка – пенёк – павлин.

Отхлопывать слова: снег, снежинка, елка, шарики, год, снежки, снеговик.

Звуки П - Б

«Хлопни, когда услышишь». Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук П в ряду других согласных. Дети топают, если слышат звук Б.

П-а-у-б-м-п-ы-п-б-б-и-п-п

«Эхо». Закрепление звука в слогах. Дети произносят ряды слогов.

Па-па-ба, по-бо-по, бу-бу-пу, ба-па-ба-па, пы-бы-пы-бы.

Повторение ритмов, заданных воспитателем.

///-/-///, /-//-///, //-/-//.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.

Рассмотреть/ нарисовать две елки: большую — с большими игрушками — шишками, желтыми и красными шарами; маленькую — с маленькими

игрушечками — шишечками, синими шариками.

Ответить на вопросы, используя словосочетания и слова: «большая елка», «маленькая елочка», «шишки», «шишечки», «желтые и красные шары», «синие шарики».

Какие елки ты нарисовал (а?

Какие шишки на большой елке, и какие на маленькой елочке?

Каких шаров нет на большой елке, а каких — на маленькой елочке?

Какими шарами украшена большая елка, и какими — маленькая елочка?

О каких елках ты рассказал (а?

«Ёлочные игрушки». Образование относительных прилагательных.

Ответить на вопросы.

Для украшения елки игрушки какие? – елочные, шары из стекла — какие? (стеклянные).

Флажки из бумаги — какие? — (бумажные). Зайцы из пластмассы — какие?

(пластмассовые). Флажки разных цветов - какие? (разноцветные).

«Дополни предложение» :

- Катается на коньках…конькобежец.

- Катается на санках …саночник.

- Катается на лыжах…лыжник.

- Катается на лыжах с гор… горнолыжник.

- Спускается с горы на сноубординге … сноубордист.

- Занимается фигурным катанием… фигурист.

«Один – два – несколько» Один фигурист – два фигуриста - фигуристы, два лыжника - лыжники, два хоккеиста - хоккеисты, два конька - коньки, два саночника – саночники.

Развитие связной речи

1. «Исправь ошибку». Работа с деформированными предложениями.

Маска любит надевать Машу.

Елка пляшет возле Снегурочки.

Дети нарядили игрушки елками.

Елка зажглась на лампочках.

Дед Мороз принес мешок в подарках

Ответь на вопросы полным предложением.

Каким видом зимнего спорта ты бы хотел заниматься?

Почему тебе нравится этот вид спорта?

Какие принадлежности нужны для занятий этим видом спорта?

Отгадай загадки, выучи понравившуюся:

Вот серебряный лужок,

Не видать барашка,

Не мычит на нем бычок,

Не цветет ромашка.

Наш лужок зимой хорош,

А весною не найдешь. (Каток)

Льётся речка – мы лежим,

Лед на речке – мы бежим.

(Коньки)

Волшебные туфли,

Наденешь на ноги –

И сразу помчишься

По зимней дороге. (Лыжи)

Беседа по теме:

— В какое время года мы празднуем Новый год? (Зимой.) В каком месяце? (В декабре.) Это последний месяц уходящего года.

— В каком месяце наступает новый год? (В январе.)

— Как люди празднуют Новый год? (Наряжают елку, шьют карнавальные костюмы, дарят подарки друг другу, веселятся вокруг елки.)

— Как и чем наряжают елку? (Вешают игрушки.)

— Игрушки, которые вешают на елку, как называются? (Елочные игрушки.)

— Какими елочными игрушками вы наряжаете (наряжали) елку (дома и в детском саду?

(Шарами и шариками, гирляндами, сосульками, дождиком и т. д.)

Тема : «Фольклор».

Словарь:

Предметный: русская изба, горница, русская печь, горшки, чугунки, ухват, самовар, прялка, сундук, женский – сарафан, рубаха, кокошник, ленты, рубаха-косоворотка, кушак, лапти, хохлома, гжель, сказка, персонаж, автор, герой.

Глагольный: расписывать, прясть, украшать, сочинять, рассказывать.

Признаков: расписной, красивый, старинный, хороший, добрый, удобный.

Развитие общей моторики

«Плетень»

Есть народная игра (идут по кругу)

Называется – «Плетень».

Нам в неё играть охота, (пружинка –руки на поясе)

Нам в неё играть не лень! (грозят пальчиком)

Раз плетень, два – плетень, (приседают 2 раза)

Спрячемся от солнца в тень. (закрывают лицо руками)

Посидим, отдохнём, (сидят)

И опять играть начнём. (встали руки вверх)

1, 2, 3 – плетень собери!

(С окончанием слов дети строятся в 2 шеренги, скрестив руки крест на крест).

Развитие мелкой моторики

«Посуда»

Вот изба и в ней светло, (домик из пальчиков)

Здесь от печки нам тепло. (трём ладошки)

В печку ставим – чугунок, (чашечка)

Каши чтоб сварить нам смог. (вращаем рукой, как ложкой)

Дружит с чугунком ухват, (вытянута рука, показ большим и указательным)

Достанет кашу для ребят.

Деревянную посуду (чашечка)

В печку ставить я не буду. (грозим пальчиком)

Ложки и тарелки: (указательный палец и колечко)

глубокие и мелкие. (чашечка глубокая и мелкая)

Радуют нам взоры, (хлопки в ладоши и кулаки)

Красивые узоры.

Развитие артикуляционной моторики

Дыхательная гимнастика: «Самовар»

Воды нальём мы в самовар - (насос)

Шу-шу-шу.

Угольки раздуем в жар - (вращаем головой в стороны, вперёд)

Шух – шух – шух.

Самовар уже пыхтит – (руки на поясе, повороты головы в стороны)

Пых-пых-пых.

Чай сейчас наш закипит - (чашечка, длительный выдох)

Ши-ши-ши.

Напьёмся чаю от души – (круговые движения по животу)

Фы–фы-фы.

Сказка «У бабушки с дедушкой»

Жили были дедушка и бабушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки,

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух,

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком губы).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

Развитие фонетико-фонематического восприятия

Выдели слово. Дифференциация звуков «с», «ц» во фразовой речи.

Воспитатель предлагает детям фразы.

-Дети собирают в саду ягоды.

-Соловей поет песни.

-Маша поливает цветы.

-Цыпленок пьет из блюдца воду.

-Слава поставил цветы на подоконник.

-Собака сидит на цепи.

Дети должны выделить во фразах сначала те слова, в которых есть звук [с] ([сь], а затем [ц].

Развитие лексико-грамматического строя речи

Загадки:

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берёт,

Тонкой ниточкой пушистой,

Потом пряжу отдаёт?» (ПРЯЛКА)

«Стоит жилище, деревянные бочища,

Внутри печь да дрова - это русская … ИЗБА

«Летом спит – зимой горит?» (ПЕЧЬ)

«Подбери признаки и действия»

Сказка (какая) – народная, волшебная, смешная, весёлая…

Герой (какой) – заколдованный, хитрый, умный, злой, глупый, весёлый…

Сказочные персонажи (что делают) колдуют, рассказывают, притворяются, поют, спасают…

Читатель (что делает) читает, смотрит, бережёт…

«Наоборот»

Добрый – …злой, веселый –, утро –, начало –, сильный –, высокий –, быстро –, заколдовать –, громко –, умный –, храбрый –, холодно – ….

Развитие связной речи

Составить рассказ о посуде по плану:

- Что это?

- Какой формы?

- Какого размера?

- Из какого материала изготовлен?

- Какой росписью украшен?

- Какие цвета росписи?

- Части посуды?

- Для чего нужна?

Тема : «В гостях у художника».

Словарь:

Предметный: художник, галерея, кисть, карандаш, палитра, мольберт, портрет, пейзаж, натюрморт, набросок, эскиз, холст.

Глагольный: писать, рисовать, размещать, любоваться, хранить, восхищаться.

Признаков: красивый, разноцветный, яркий, картинный, разнообразный.

Развитие общей моторики

«Юные художники»

Раз - подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – тихонечко присесть.

Будем дружно рисовать

И картины создавать.

Развитие мелкой моторики

«Держим кисточку»

Воспитатель: покажем, как нужно держать и пользоваться кистью –

(выполнение движений под сопроводительный текст)

Держим кисточку вот так:

(Рука согнута в локте, имитация держания кисточки тремя пальцами)

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо – влево, вверх и вниз (Движения кистью руки вправо, влево, вверх и

вниз)

Побежала наша кисть.

А потом, а потом (выполнение круговых движений кистью)

Кисточка бежит кругом. (выполнение имитации тычков на листе)

Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок!

Развитие артикуляционной моторики

Упражнения «Улыбка», «Маляр», «Чашечка», «Парус».

Развитие фонетико-фонематического восприятия

Кто больше придумает слов. Дифференциация звуков «ш» - «ж» в словах.

Придумывание слов на заданный звук. Сначала на звук «ш», затем – на звук «ж».

Выигрывает тот, кто придумал больше слов.

«Найди и назови предмет»

Дети должны найти и назвать предметы, которые находятся в группе. В названии этих предметов должен присутствовать какой-либо заданный звук (например [С]). Затем нужно определить место данного звука (в начале слова, в середине слова или в конце слова) в этих словах.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Он пишет красками пейзаж,

Он и портрет напишет наш.

У него мольберт, треножник.

Вот берёт он карандаш…

Сразу ясно всем. (художник)

А что вы знаете о профессии художника? Ответы детей.

Воспитатель: кто такой художник?

А что нужно художнику для работы, мы узнаем, если отгадаете загадки. отгадки - это инструменты и материалы которые нужны художнику для работы.

Он бывает очень острым

И рисует ярко, пестро.

Грифелёк со всех сторон

Древесиной окружен.

Это друг надежный ваш

И художник -. (карандаш)

Создаю я новый цвет,

На дощечку я похожа.

Краску, что в коробке нет,

Сделать сам художник может.

Он смешает краски хитро

С помощью меня -. (палитры)

Чей пушистый тонкий носик

На картину переносит

Красок разные цвета,

Чтоб возник портрет кота? (кисть.)

Упражнение «Верно или неверно?»

Воспитатель: Ребята, вы хорошо запомнили, что делает художник, и чем он пишет картины? Проверим. Я произнесу предложение, а вы скажите это верное утверждение, или неверное.

1. Художник взял в руки карандаш и начал рисовать акварелью (неверно)

2. Художник смешивает краски на палитре (верно)

3. Художник смешал белую и зелёную краску, чтобы получить светло-зелёную (верно)

4. Ластик нужен, чтобы рисовать (неверно)

5. Художник смешал чёрную и белую краску, чтобы получить жёлтый цвет (неверно)

6. Художнику удобно выставлять картины на мольберте (верно)

7. Художник смешал белую и красную краску, чтобы получить зелёный цвет (неверно).

Упражнение «Один – много»

Воспитатель: Много нужно разных инструментов и материалов художнику.

Вспомним, что бывает много, а что один или одна:

одна кисть, а много (кистей)

один карандаш, а много (карандашей)

одна палитра, а много (палитр)

один мольберт, а много (мольбертов)

один ластик, а много (ластиков)

одна картина, а много (картин)

Развитие связной речи

«Составь рассказ»

Если бы вы были художниками, то вы бы что нарисовали?

Составьте короткий рассказ на тему: «Моя картина». Опишите, какие деревья, цветы, предметы будут там нарисованы. Кому бы вы подарили свою картину? Мы говорим «Я нарисовал бы», потому, что я ещё её не нарисовал, а только мечтаю об этом. Поэтому надо и говорить: нарисовал бы, а не рисую, или нарисовал.

Тема : «Декоративно-прикладное искусство.

Искусство родного края».

Словарь:

Предметный: роспись, мастера-умельцы, водоноска, силуэт, свистульки, кокошник, коромысло, веер, фарфор, керамика, ярмарка, элементы, завиток, сеточка, фон.

Глагольный: расписывать, лепить, обжигать, изготовлять, украшать, продавать.

Признаков: хохломская, гжельская, жестовская, филимоновская, тряпичные, глиняные.

Развитие общей моторики

Вот большой стеклянный чайник, ( Надули животик: одна рука на поясе

другая изогнута, как носик.)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе).

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг).

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потянулись, руки сомкнули над головой).

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос. (Легли на ковёр, вытянулись).

Он посуду нам принёс.

Развитие мелкой моторики

У Матрёшкиной сестрицы (Ритмичные удары, пальцами правой руки начиная

с указательного, по левой ладони)

По деревне небылиц (Ритмичные удары, пальцами левой руки, начиная с

указательного, по правой ладони)

Ходит утка в юбке, (На каждое название животного загибают пальцы на

руках, начиная с больших)

В теплом полушубке,

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане,

А всех их пригоже (Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары

кулачками)

Корова в рогоже.

Развитие артикуляционной моторики

Упражнения «Чашечка», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок».

Развитие фонетико-фонематического восприятия

Найди пару. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Воспитатель выкладывает несколько картинок. Остальные картинки лежат на столе. Детям предлагается к каждой картинке найти пару из картинок, лежащих на столе. Парой является сходное по звучанию слово (коса – коза).

Каждый ребенок, подобрав пару и разместив, произносит оба слова из пары, голосом подчеркивая их сходство и различие.

Развитие лексико-грамматического строя речи

«Сосчитай-ка». Посчитайте игрушки от 1, 2, 5.

1 индюк, 2, 5 …

1 барыня, 2, 5 …

1 матрешка, 2, 5 …

«Один - много».

Не одна лошадка, а много. (лошадок).

Не один павлин, а много. (павлинов).

Не одна барыня, а много. (барынь).

Не одна уточка, а много. (уточек).

Не одна свистулька, а много. (свистулек).

«Скажи ласково».

Свистулька - свистулечка, кукла -, ложка -, погремушка –, лошадь –, утка –, игрушка – ….

«Из чего сделаны – какие…».

Из резины - резиновые,

из пластмассы –,

из железа –,

из дерева – ,

из тряпок –,

из глины –,

из соломы –,

из бересты –,

из фарфора – ….

Развитие связной речи

Объясни пословицу.

1. Упорство и труд все перетрут.

2. Кончил дело – гуляй смело.

3. Делу время – потехе час.

4. Труд человека кормит, а лень портит.

5. У лентяя Федорки, всегда отговорки.

6. Что посеешь – то пожнешь.

Детям предлагается рассказать про роспись, которая наиболее понравилась, опираясь на опорные картинки по плану. Например:

1. Я хочу рассказать про гжель.

2. Ее делают из глины.

3. Для гжельской росписи используют всего 2-а цвета: белый и синий и все его оттенки.

4. Основные узоры – растительные (гжельская роза, цветы, но могут быть и деревья, птицы и рыбы).

5. Расписывают гжелью посуду, игрушки и сувениры.

Теперь давайте вы попробуете по цепочке рассказать про хохлому

План:

1. Я хочу рассказать про хохлому.

2. Ее делают из дерева.

3. Для хохломской росписи используют 4 цвета: золотой, красный, черный, зеленый, иногда коричневый.

4. Основные узоры растительные – травка, листочки, кустику, ягодки, цветы, завитки

5. Расписывают хохломской росписью посуду, шкатулки и мебель.

Чем отличается Гжель от Хохломы (спросить всех)

Публикации по теме:

Дидактические пособия по лексическим темамДидактические пособия по лексическим темам В своей профессиональной деятельности я активно пользуюсь программой "Конструктор картинок" от Мерсибо. Мне очень понравилась деятельность.

Домашнее задание в подготовительной группе по лексическим темам «Цветы. Насекомые» 1. «Какие это цветы?» Ромашки, васильки растут в поле, это … цветы. Розы, гвоздики растут в саду, это … цветы. Колокольчики, ландыши растут.

Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе по лексическим темам Название темы: 1. Тема: «Сегодня дошколята, а завтра – школьники» «Вырасти большой» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. ИП: стоя.

Картотека игр-упражнений с массажным мячиком и с кольцами Су-Джок по лексическим темам в старшей логопедической группе Картотека игр - упражнений с массажным мячиком и с кольцами Су – Джок по лексическим темам в старшей логопедической группе. Подготовила:.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 1 часть "Апельсин" Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) Много нас, (показывают 10 пальцев) А он один (показывают.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 2 часть "Есть у каждого свой дом" У лисы в лесу глухом есть нора-надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 3 часть "Люблю по городу гулять" Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать. ("шагают "пальчиками обеих рук по столу) Невский-раз, Зимний-два,.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 4 часть "Повар" Повар готовил обед, а тут отключили свет (ребром ладони стучать по столу) Повар леща берет и опускает в компот. Бросает в котел.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе (часть 5) Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе Подготовила: воспитатель логопедической группы Кудрявцева.

Перспективное планирование подвижных игр по лексическим темам в старшей группе СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Игры: «Шишки, желуди, орехи» - разрядка, концентрация внимания. «Дождик,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Логопедические задания по лексическим темам в старшей группе. Часть 4
Опубликовано: 28 июня 2023 в 09:40
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедические задания по лексическим темам в старшей группе. Часть 4» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Квашнина (УИ 842946) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День написания писем Деду Морозу. Передвижка «Почта Деда Мороза»

4 декабря — это специальный день, когда принято писать письма Деду Морозу.

3 декабря. Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД