Анастасия Квашнина
Логопедические задания по лексическим темам в старшей группе. Часть 9
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Юные исследователи».
Словарь:
Предметный: вода, песок, воздух, почва, земля, опыт, эксперимент, пар, магнит, исследователь, изобретатель, изобретение, бумага.
Глагольный: наливать, переливать, надувать, поливать, пересыпать, намочить, увлажнять, нагревать, притягивает, отталкивает.
Признаков: легкий, прозрачный, жидкий, твердый, тяжелый, воздушный, цветная, мокрый, сухой. сырая, влажная, сыпучий, горячая, холодная, грязная, безвкусная, бесцветная, магнитный, бумажный.
Развитие общей моторики
Мы по городу шагаем (шаг на месте)
То, что видим, называем:
Публикация «Логопедические задания по лексическим темам в старшей группе, Часть 9» размещена в разделах
Светофоры и машины (поворот головы влево)
Ярмарки и магазины (поворот вправо)
Скверы, улицы, мосты
И деревья и кусты! (Потянулись вверх — присели)
Развитие мелкой моторики
Один, два, три, четыре. Поочередно стучать кулачками, ладошками.
Сделать опыт мы решили.
Вот с магнитом, вот с бумагой, Поочередно загибаем пальчики на руках
Вот с водой, а вот с помадой.
Пар мы тоже не забыли,
Почву в баночке закрыли.
В воде воздух обнаружим,
Пузырьки пошли наружу. Показать пальчиками колечки, затем указа-тельный и средний пальцы делают шагающие движения по столу.
Развитие артикуляционной моторики
Я хочу построить дом, Руки над головой «домиком».
Чтоб окошко было в нём, Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты
в «окошко».
Чтоб у дома дверь была, Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми
частями.
Рядом чтоб сосна росла. Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял, Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пёс ворота охранял. Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других
пальцев.
Солнце было, Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шёл, «Стряхивающие» движения.
И тюльпан в саду расцвёл. Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки
смотрят вверх.
Развитие фонетико-фонематического восприятия
Упражнение «Найди длинное или короткое слово»
Разложить перед детьми картинки, обозначающие разные предметы и разное количество слогов. Дети должны выбрать слова, в которых 1-2 слога, затем слова, в которых 3-4 слога.
Развитие лексико-грамматического строя речи
«Какие приборы и зачем нужны для наблюдений за предметом или живым организмом?»
- Для того, чтобы рассмотреть мелкие детали предметы, нам нужна… (бросает мяч ребенку). - … лупа (ребенок возвращает мяч педагогу).
- Для того, чтобы увидеть внутренне строение предметов, живых организмов, нам нужен… микроскоп.
- Для того, чтобы увидеть предмет, находящийся далеко от нас, у самого горизонта, нам понадобится … бинокль.
- Для того, чтобы рассмотреть морские дали нам нужна … подзорная труба.
- Для того, чтобы изучать звезды в космосе, нам нужен мощный … телескоп. - Для того, чтобы просто понаблюдать за предметом или живым организмом, нам нужен орган зрения… глаза.
«Что из чего?»
Бочка из дерева – деревянная
Носки из шерсти - …
Ложка из металла - …
Сумка из кожи - …
Стена из кирпича - …
Крыша из соломы - …
Лопата из железа - …
Крепость из снега - …
Стакан из стекла - …
«Скажи наоборот»
Прозрачная – мутная;
Сухая – …
Черная – …
Чистый –,
Горячий - ….
Развитие связной речи
Провести различные опыты, сделать выводы. Отвечать полными предложениями.
Тема : «Олимпийская неделя».
Словарь:
Предметный: тренер, стадион, физкультурник, спортсмен, зал, зарядка, корт, упражнения, форма, соревнования, победитель, чемпион, свисток, флажок, судья, лыжник (ца, конькобежец (ка, стрелок, лучник (ца, теннисист (ка, пловец, пловчиха, шахматист (ка, шашист (ка, турист (ка, прыгун (ья, гимнаст (ка, хоккеист (ка).
Глагольный: заниматься, расти, работать, бегать, прыгать, плавать, стрелять, играть, ездить, тренироваться, побеждать, выигрывать, проигрывать, соревноваться.
Признаков: легкоатлетический, гимнастический, утренняя, сильный, здоровый, крепкий, мужественный, умелый, ловкий, гибкий, уверенный, настойчивый, стройный, быстрый
Развитие общей моторики
Раз-два-три – на месте шаг,
Палки лыжные в руках.
Мы вперёд руками вертим.
Пусть по классу дует ветер!
А теперь назад покрутим,
Снова ветер делать будем.
Возле стульев мы идём
И в ладоши звонко бьём.
Раз – хлопок, и два – хлопок,
И за парту сядь, дружок.
Развитие мелкой моторики
Чтоб болезней не бояться,
Надо спортом заниматься.
Играет в теннис — теннисист,
Он спортсмен, а не артист.
В футбол играет — футболист,
В хоккей играет — хоккеист,
В волейбол — волейболист,
В баскетбол — баскетболист. Поднимают руки к плечам,
вверх, к плечам, в стороны.
Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Развитие артикуляционной моторики
Хотя это нелегко,
Потянулся высоко. Рот открыть и не закрывать. Тянуться языком к носу
Наклонился низко,
К подбородку близко. Рот открыть. Тянуться высунутым языком к
подбородку.
Ловко сделал мостик,
Вниз запрятал хвостик. Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние
зубы. Выгнуть спинку языка.
Поспешил на ипподром,
На лошадку сел верхом. Широко открыть рот и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку.
Язычок чуть-чуть устал.
Он спокойно полежал. Положить широкий язык на нижнюю губу. Расслабить мышцы языка. Удерживать его в таком положении 10 сек.
Язычок уже устал,
В свой домишко убежал. Спрятать язык внутрь и закрыть рот.
Развитие фонетико-фонематического восприятия
Упражнение «Кубик».
Каждый из детей бросает кубик и определяет количество кружков (точек) на верхней грани. Затем, среди картинок он должен выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько кружочков (точек) на грани кубика.
Развитие лексико-грамматического строя речи
«Кому нужны эти вещи»
Лыжи нужны… (лыжнику).
Коньки нужны (фигуристу, хоккеисту).
Мяч нужен (футболисту, волейболисту, баскетболисту).
Клюшка и шайба нужны (хоккеисту).
Ракетка нужна (теннисисту).
«Кто что делает?»
Ходит на лыжах — лыжник, лыжница;
бегает на коньках — конькобежец, конькобежка;
играет в теннис — теннисист, теннисистка;
плавает — пловец, пловчиха;
играет в шахматы — шахматист, шахматистка;
занимается туризмом — турист, туристка;
занимается гимнастикой — гимнаст, гимнастка;
занимается борьбой — борец;
играет в хоккей — хоккеист, хоккеистка;
играет в футбол — футболист, футболистка;
занимается боксом — боксер;
«Закончи предложение»
Маша бегает быстро, а Саша еще быстрее.
Маша прыгает высоко, а Саша еще. (выше).
Маша точно попадает в цель, а Саша еще. (точнее).
Маша далеко ушла вперед, а Саша еще. (дальше).
Развитие связной речи
«Составь предложение»
Детям раздаются картинки с различными видами спорта.
- Определите вид спорта, изображенный на картинке, составьте предложение с этим видом спорта.
Загадки:
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Значит там игра – …. (Хоккей)
Спорт на свете есть такой,
Популярен он зимой.
На полозьях ты бежишь,
За соперником спешишь. (Лыжные гонки.)
Сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На ворота эти
Натянули сети. (Стадион.)
Тема : «Путешествие в мир насекомых».
Словарь
Предметный: парк, сквер, луг, лес, поле, жук, божья коровка, бабочка, гусеница, муравей, пчела, оса, стрекоза, кузнечик, муха, комар, голова, грудь, брюшко, ноги, лапки, крылья, усики, муравейник, улей.
Глагольный: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся.
Признаков: красивый, яркий, легкий, темный, мохнатый, гладкий, трудолюбивый, назойливый, крошечный, колорадский.
Развитие общей моторики
Чок – чок, каблучок! (потопать ногами)
В танце кружится сверчок. (покружиться)
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке. (движения руками, как при игре на скрипке)
Крылья бабочки мелькают – (движения руками, как крыльями)
С муравьем она порхает. (покружиться парами)
Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)
Всё! Устали ножки!
Развитие мелкой моторики
Раз, два, три, четыре, пять - Сжимать - разжимать пальцы в кулак.
Насекомых надо знать: Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок… Поочередно загибать пальцы рук, начиная с
большого пальца правой руки.
И у каждого шесть ног! Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.
Развитие артикуляционной моторики
Комплекс упражнений для звуков [Ч, Щ] : «Бегемот», «Улыбка-трубочка», «Месим тесто», «Парус», «Лошадка», «Качели».
Развитие фонетико-фонематического восприятия
Кто проник в избушку? Научить детей слышать определенные звуки в слове, упражнять в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком.
Воспитатель рассказывает: «Стояла в лесу избушка на курьих ножках, без окон, без дверей. Никто в нее не мог проникнуть, ни животное, ни птица, лишь насекомые могли проползти сквозь щели.
Первым пролезло то насекомое, в названии которого был звук «к» (комар, мотылек, затем насекомое со звуком «у» (муха, паук, гусеница, со звуком «с» (оса, стрекоза, со звуком «м» (муравей). Вдруг подползло насекомое с коротким названием. Догадались, кто это?
Развитие лексико-грамматического строя речи
Антонимы (глаголы)
«Скажи наоборот»
Взлетает – садится, поднимается – опускается, сидит – лежит, стоит – идет,
говорит – молчит, влетает (в улей) – вылетает (из улья, поднимается (по травинке) – спускается (по травинке, открыл – закрыл.
«Подбери признак»
Бабочка (какая) – маленькая, разноцветная, пестрая, красивая.
Муравей (какой) – трудолюбивый, рыжий, черный, маленький.
«Кто как передвигается»
Муравей ползает, а бабочка – (летает, гусеница ползает, а кузнечик – (прыгает, скачет, бабочка летает, а улитка – (ползает) и т. д.
«Исправь ошибку»
Бабочка ловит девочку.
Веточка несёт муравья.
Листочек есть зеленую гусеницу.
Развитие связной речи
Пересказ описательного рассказа по схеме. Например: «Мое любимое насекомое - пчела. Она маленького размера. У пчелы полосатая окраска: желтые и черные полоски. У нее есть голова, на которой расположены глаза и усики; грудь, брюшко, шесть ног и прозрачные овальные крылья. А все ее тело покрыто маленькими волосками. Пчела питается нектаром цветов, и умеет перерабатывать нектар в мед».
- назови насекомое.
- назови части тела, окраску.
- где оно живет, чем питается?
- какую пользу приносит?
- какой от него вред?
- зачем нужны насекомые в природе.
Отгадай загадки и выучи понравившуюся.
Не зверь, не птица, а нос как спица (комар)
Много мастеров
Срубили избу без углов (муравьи, муравейник)
Осенью в щель забьётся,
а весной проснется (муха).
Тема : «Чудеса своими руками».
Словарь:
Предметный: чудо, поделка, результат, работа, дело, благотворительность, подарок, сюрприз.
Глагольный: делать, собирать, изготовлять, дарить, творить, придумывать, радоваться, восхищаться.
Признаков: красивый, творческий, полезный, необычный, приятный, добрый.
Развитие общей моторики
«Замени слова действием» :
Как живешь? Вот так!
А плывешь? Вот так!
А бежишь? Вот так!
Вдаль глядишь? Вот так!
Ждешь обед? Вот так!
Машешь вслед? Вот так!
Ночью спишь? Вот так!
А шалишь? Вот так!
Развитие мелкой моторики
Раз, два, три, четыре! Дети, (сгибают пальцы по одному в кулачок)
Много дел на белом свете. (разжимают пальцы по одному)
Вот военные идут – («шагают» пальцами по столу)
Они границу берегут.
А швея иглу берет (имитируют шитье иглой)
И одежду людям шьет.
Дворник улицу метет, (плавные движения ладоней)
Звонко песенку поет.
Птичница во двор пришла, («кормят птиц» – щепотка)
Курам зёрна принесла.
Что за чудо-чудеса:
Вот тебе моя рука,
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!
Скажем вам мы, не тая:
Это все мои друзья!
Развитие артикуляционной моторики
Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь погладим пальцами мы щёчки.
Щечки разминаем, чтобы надувались. (улыбочка)
Губки пожуём мы, чтобы улыбались. (улыбка)
Мы почистим зубки, чтобы улыбались. (почистим зубы)
Сядем на качели, чтобы покачаться. (качели)
Громко в барабаны мы вот так играем. (барабан)
С чашечки подуем, чёлку поднимаем. (чашечка)
А потом от носа мы к губам «сползаем» (носогубные складки массируем по спирали)
Развитие фонетико-фонематического восприятия
Послушать три близких по звучанию слова и повторить названия только съедобных предметов:
-картошка, ложка, окрошка;
-конфета, котлета, ракета;
-апельсин, мандарин, блин;
-суп, зуб, дуб;
-булочка, будочка, дудочка.
Выбрать из ряда слов то, которое отличается от остальных:
Ком-кот-ком.
Утёнок-котёнок-утёнок.
Винт-винт-бинт.
Минута-минута-монета.
Балет-буфет-буфет.
Дудка-будка-дудка.
Развитие лексико-грамматического строя речи
Прохлопать слова и определить количество слогов :
Руки, чудеса, творчество, чудо, сюрприз.
«Что бывает круглым?».
-Что бывает круглым?
-Что бывает длинным?
-Что бывает высоким?
-Что бывает зеленым?
- Что бывает сладким?
-Что бывает горьким?
Назвать слова- «друзья» (синонимы) :
Смелый-.
Красивый-.
Большой.
Маленький-…
«Назови ласково» :
Стол - …
Рука - …
Сюрприз - …
Карандаш - …
Бумага - …
Рисунок - …
Развитие связной речи
Объяснить пословицы и выражения (фразеологизмы) :
«Мастер на все руки». Человек, способный отлично выполнять любую работу.
«Не будет скуки, если заняты руки». Не бывает скучно тем, кто занят делом, во время работы некогда скучать.
«Ленивые руки не родня умной голове». Имея умную голову, человек не может быть ленивым, ибо, чтобы получить знания, нужно усердие и трудолюбие.
«Руки не протянешь так и с полки не достанешь». Не будешь работать, ни чего значит, у тебя не получится. Потому что чтобы что-то получить нужно постараться.
«На серебро не купишь золотые руки». Твои умения, способности, твой талант, за деньги не продашь и не купишь.
Тема : «Мы едем в театр».
Словарь:
Предметный: театр, актер, режиссер, сценарист, декорации, куклы, кукловод, дирижер, оркестр, зритель, аплодисменты, буфет, антракт.
Глагольный: сидеть, смотреть, восхищаться, аплодировать, слушать, наблюдать, переживать.
Признаков: интересный, кукольный, большой, запоминающийся, теневой.
Развитие общей моторики
«Буратино»
Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки)
Развитие мелкой моторики
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка — краса,
Три медведя, Волк — Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Развитие артикуляционной моторики
Показать улыбку, испуг, удивление, страх, гнев, грусть, обиду, усталость, счастье.
Развитие фонетико-фонематического восприятия
Звук Ц, Звуки С-Ц
1. Уточнить произношение звука [ц]. Обратить внимание на то, что звук Ц всегда твердый.
2. Упражнять в определении позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец.
Слова: цех, цель, цукат, лицо, улица, медицина, танец, палец, братец, питомец.
Упражнять в делении слов на слоги.
3. Учить дифференцировать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и предложениях
Слова: цвет – свет, царить – сорить, цветовой – световой.
4. Полный анализ и синтез слов СОВЫ, ЦЫПА, ЦЫГАН, ЦЕПИ, КОНЕЦ.
Развитие лексико-грамматического строя речи
Игра «Разрешается – запрещается»
• Внимательно смотреть на сцену?
• Петь песни?
• Переживать за героев молча?
• Вставать в полный рост во время спектакля?
• Вставать на сидения ногами?
• Громко смеяться и разговаривать?
• Хрустеть печеньем в такт музыке?
• Вертеться во время спектакля?
• Громко аплодировать?
• Занимать очередь в буфете, не дожидаясь антракта?
• Опаздывать?
• Дарить цветы актерам?
«Кто что делает в театре?»
Актриса - играет роль.
Билетер -.
Гример -.
Портной -.
Режиссер -.
Сценарист/автор -.
Дирижер -.
Кукловод руководит куклами.
Развитие связной речи
«Послушай загадку и назови отгадку»
В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая - (сцена)
Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии —. (актер)
Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
Всем актёрам, в благодарность,
Дарим мы (аплодисменты)
«Составить рассказ» по алгоритму о профессии театра:
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Фирменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества
Тема : «Природа и безопасность.
Безопасность на дороге».
Словарь
Предметный: светофор, пешеход, переход, знак (дорожный, «зебра», семафор, шлагбаум, тротуар, шоссе, перекресток, правила, движение.
Глагольный: ехать, мчаться, сигналить, перевозить, соблюдать, тормозить
Признаков: подземный, наземный, дорожный, полосатая, проезжая (часть, пешеходный.
Развитие общей моторики
«Светофор»
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, устали мы писать. (Потягивания.)
В «Светофор» мы поиграем, (Ходьба на месте.)
Руки, ноги разминаем. (Встряхивание руками. Встряхивание ногами.)
Красный свет нам «Стой!» - кричит,
Ждать зеленого велит.
Чтобы было ждать не скучно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад. И вперед. (Наклоны.)
Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.)
Вот и желтый загорелся,
Приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем, (Рывки руками перед грудью.)
Начинаем, детвора! (Ходьба на месте.)
Вверх поднимем,
Вниз опустим,
Пролетим как самолет. (Прыжки.)
Вот зеленый загорелся,
Можно нам идти вперед.
Левой, правой,
Левой, правой, (Бег с высоким подниманием бедра.)
Смело мы идем вперед. (Ходьба на месте.)
Светофор — помощник славный
Уставать нам не дает.
Развитие мелкой моторики
Дорожных правил очень много
Раз - Внимание дорога!
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
(Соединить большой палец с остальными по очереди.)
Правила все надо знать
И всегда их выполнять.
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Развитие артикуляционной моторики
Завели машину, (Вдох)
Ш-ш-ш-ш, (Выдох)
Накачали шину, (Вдох)
Щ-ш-ш-ш, (Выдох)
Улыбнулись веселей
И поехали быстрей, (Вдох)
Ш-ш-ш-ш-ш-ш. (Выдох)
Развитие фонетико-фонематического восприятия
Упражнение «Перебеги дорогу».
Детям предлагается встать в шеренгу. Воспитатель называет слова, близкие по звучанию (лягушка – подушка – петрушка; кочка – бочка – дочка; ком – дом – гном; каска – маска – ласка и т. д.). При произнесении нового слова из следующей цепочки слов ( например: петрушка; кочка) дети должны перебежать «дорогу» ковер.
Развитие лексико-грамматического строя речи
1. Закрепить употребление предлога К.
Сделай, как я скажу.
Воспитатель просит детей выполнять его инструкции:
Маша, подойди к Насте. К кому подошла Маша?
Женя, подойди к доске. К чему подошел Женя?
Дима, подойди …столу. Правильно я дала задание Диме или что-то
пропустила? Да, я не сказала маленького слова К.
Как надо было сказать? (Дима, подойди к столу.)
2. Анализ и синтез предложения. Уточнение понятия предложения.
Миша подошел к пешеходному переходу.
Развитие связной речи
Выучить любое стихотворение.
ПЕРЕХОДЫ
Пешеход, пешеход,
Помни ты про переход!
Глубокий подземный,
Как зебра, наземный.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет!
ЗНАКОМЫЕ ПОЛОСКИ
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведет
Пешеходный переход.
ЧЕМ КОРМИТЬ АВТОМОБИЛЬ?
Если ты купил машину –
Вот что посоветую:
Не корми её бензином:
Накорми конфетами.
Обещаю: будет классно!
И к тому же – безопасно.
НЕ ИГРАЙТЕ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ
Следуйте, дети, правилам этим:
Играть на дороге не следует детям!
Лишь во дворе и на детской площадке
Можете мяч вы гонять без оглядки.