Ольга Голубкина
Логопедические игры с мячом для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Введение: (слайд 1)
Игры с мячом известны очень давно. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с ним весьма популярны и выбор мячей достаточно широк: они различного цвета, размера, качества. А применение игр с мячом в логопедической практике дает положительные результаты. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому ребенку, формирует произвольное внимание и многое другое.
Публикация «Логопедические игры с мячом для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Логопедические игры
- Мяч, мячик
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Все это является необходимыми предпосылками для улучшения функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Еще К. Д. Ушинский отмечал, тот факт, что сам человек не изобретает новых звуков, суффиксов и приставок. Он самостоятельно пользуется ими для выражения собственных мыслей и чувств. Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка. И все мы знаем, что речь детей с ОНР аграмматична.
Известно, что в работе с детьми, имеющими ОНР, только традиционные формы коррекционной работы часто бывают недостаточными. В таких случаях логопеды используют дополнительные формы коррекционной работы.
Словарь у детей дошкольного возраста обогащается преимущественно в процессе игры. Игра – и речевая игра в том числе – приемлемая и интересная для любого ребенка деятельность. Не секрет, что в игре сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко, непринуждённо и спонтанно, то есть – более естественно. Дети играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они развивают и закрепляют свои языковые знания и речевые навыки, усвоенные ранее, а так же учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний. Немаловажно и то, что в ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнёрства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.
Слайд 2
Игры по расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. Но, наглядности не всегда есть под рукой. Поэтому на своих занятиях я использую игры с мячом для обогащения речи детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у них слов, привитии детям простейших навыков словообразования и словоизменения. Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.
Слайд 3
В своей работе я использую не обычные мячи, а массажные мячи-ёжики, которые кроме своих стандартных функций игрового предмета, массируют кончики пальцев ребенка закругленными шипиками, развивая тактильные ощущения и стимулируя точки на ладошках.
Слайд 4
Почему я выбрала именно игры с мячом? -спросите вы, потому что
1. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают детей к общению.
2. Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях, а значит игры с мячом можно использовать в качестве физминуток.
3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на логопедическом занятии.
4. Развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве.
5. Регулируют силу и точность движения, активизируют внимание.
6. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что очень важно для гипервозбудимых детей.
7. Игры с мячом можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на групповых.
Слайд 5 Игры с мячом.
Возможные варианты игр с мячом :
- перебрасывание мяча друг другу;
- прокатывание мяча, сидя на ковре или по столу;
- бросание мяча об пол и ловля его двумя руками;
- бросание мяча вверх и ловля его двумя руками;
- прокатывание ёжика по панно с дорожками.
Игр с мячом великое множество … Представляю немного игр с мячом.
Слайд 6
«Один - много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Оборудование: мяч.
Ход.
Мы волшебники немного:
Был один, а станет много.
Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди
«Лилипуты и великаны»
Цель: научить образовывать существительные с увеличительным суффиксом.
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное с увеличительным суффиксом и возвращает мяч: дождик - дождище
Слайд 7
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход.
В мячик дружно мы играем,
Слова ласково называем.
Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч: дождь - дождичек
«Скажи наоборот»
Цель игры : закрепление слов - антонимов
Оборудование: мяч.
Ход.
Мы сейчас откроем рот,
Чтоб сказать наоборот
Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок называет противоположное слово и возвращает мяч: горячий-холодный
Слайд 8
«Из чего сделано?»
Цель: учить образовывать относительные прилагательные.
Оборудование: мяч.
Ход.
Вот предмет, а из чего
Люди сделали его?
Взрослый называет предмет и бросает ребенку мяч. Ребенок называет относительное прилагательное и возвращает мяч: шкаф из дерева – деревянный
«Чья голова? Чей хвост?»
Цель: Расширить словарный запас ребёнка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.
Оборудование: мяч.
Ход.
Чья у зверя голова? (Чей у зверя хвост)
Подскажи скорей слова. (Ответь-ка на вопрос)
Взрослый бросает ребё нку мяч и говорит: (У вороны голова., а ребё нок возвращая мяч должен сказать: «Воронья»
Слайд 9
Какое что бывает?
Цель: Развитие памяти и внимания, активация словаря.
Оборудование: мяч.
Ход.
Тут, конечно, каждый знает,
Что каким у нас бывает.
Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня)
Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур)
Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф)
Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье)
Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь)
Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко)
Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли)
Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинка).
Слайд 10
Весёлый счёт
Цель: согласование имени существительного с числительным.
Оборудование: мяч.
Ход.
Сколько их – всегда мы знаем.
Хорошо мы все считаем.
один стол – пять столов, один слон – пять слонов
Кто чем занимается?
Цель1: Образование профессий от существительного
Оборудование: мяч.
Ход.
Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди.
строитель – (строит) повар – (варит)
Цель2: Образование профессий от глагола
строит (кто) - строитель
Слайд 11
«Животные и их детеныши»
Цель: расширение словарного запаса, обучение грамматически правильной речи, формирование основы логического мышления (обобщение, разделение на группы).
Оборудование: мяч.
Ход.
Человеческие дети
Знают всех зверят на свете.
у тигра – тигренок у льва – львенок
«Весёлый повар»
Цель: образование прилагательных от существительных.
Оборудование: мяч.
Ход. Поваренок приготовил угощение из фруктов, ягод, овощей. Он сварил варенье, сделал сок и конфеты. Давай попробуем и угадаем, из чего приготовлено каждое блюдо.
Сок из ананаса-ананасовый Варенье из клюквы-клюквенное
Слайд 12
"Мой, моя, моё"
Цель: совершенствование грамматического строя речи, закрепление у детей навыков правильного согласования местоимений и имен прилагательных с именами существительными женского, мужского, среднего рода в форме единственного и множественного числа.
Оборудование: мяч.
Ход.
Педагог бросает мяч, называя предмет, дети говорят о нё м: мой (моя, моё).
Мяч - мой Кукла – моя
"Лови да бросай - цвета называй".
Цель: согласование имени существительного с прилагательным
Оборудование: мяч.
Ход
Что у нас какого цвета -
Мы расскажем вам об этом.
Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок возвращая мяч называет существительное.
Красный – помидор Жёлтая - репа
Слайд 13
Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых, закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «В».
Ход игры : бросая мяч поочередно каждому ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1. - Кто живет в дупле? Белка. - Кто живет в скворечнике? Скворцы.
Вариант 2. - Где живет медведь? В берлоге.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».
Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!
Медведь живёт в берлоге,
Лиса живёт в норе,
Волк поселился в логове,
А белочка – в дупле,
Лишь зайка, бедный зайка,
Под кустиком сидит
И хвостик его маленький
От страха чуть дрожит.
Мышь, крот живут в норе.
Бобёр живёт в хатке.
Слайд 14
Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»
Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю.
Цель: развитие умений согласования слов в предложении, развитие внимания, быстроты мыслительных операций.
Ход игры : ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова ( например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно.
Заключение:
Хотелось бы обратить внимание на то, что игры с мячом универсальны, и их разнообразие зависит только от фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.