Ольга Вячеславовна Барсукова
Логопедические игры для детей раннего возраста «Играем с мамой»
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика – это упражнения, развивающие мышечную силу и подвижность язычка, губ и нижней челюсти. Эти упражнения способствуют правильному звукопроизношению ребенка. Взрослый должен выполнять вместе с ребенком эти упражнения, чтобы малыш видел образец.
Одно из самых первых и полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться любой ребенок – это дутье. На чем можно освоить этот навык:
* Дуть в дудочку;
* Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы она забулькала;
* Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;
* Сдувать рваные салфетки со стола;
Темочки:
Ну и самое простое - надувать мыльные пузыри и дуть на ветрячок.
А вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать:
1. «Прятки» - сначала показываем широкий язычок, затем прячем. Так по-вторяем несколько раз;
2. «Часики» - двигаем язычком вле-во-вправо в уголки рта;
3. «Домик». Говорим ребенку, что его рот – это домик для язычка. Мама легонько стучит пальчиком в щечку: «Тук! Тук!» – ротик широко открывается. Говорим «Пока! Пока!» - ротик закрывается;
4. «Вкуснятина» - приоткрываем рот и облизываемся (сначала проводим язычком по верхней губе, затем по нижней);
5. «Воздушный шарик» - надуваем щечки и лопаем их ладошками;
6. «Заборчик» - показываем зубки в улыбке (в естественном прикусе) и гово-рим, что язычок спрятался за заборчиком;
7. «Чистим зубки» - снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним;
8. «Лошадка» - цокаем как лошадка;
9. «Воображули» - встаем вместе перед зеркалом и начинаем гримасничать: хмурим брови, тянем губки «трубочкой», показываем язык и т. д. (Мама показывает, а ребенок должен повторить).
Игры для развития словарного запаса и грамматической связи слов в предложении.
1. «Спрячь игрушку»: положи в коробку, под стол, под стул, на пол, на стол, за спину, в карман; отнеси к двери, дойди с ней до окна и т. п.
- Скажи, куда ты спрятал игрушку?
2. «Поможем кукле Кате запомнить посуду» (мебель, одежду, игрушки и т. п.).
- Катя забыла, что это, скажи ей!
3. «Чей малыш?», «Чья мама?» - группировка животных и птиц по принципу «взрослое животное – детеныши».
- У коровы маленькие (телята, у козы -. (козлята, у утки -. (утята) и т. д.
4. «Покорми зверей» - усвоение па-дежных форм существительных.
- Чем покормим корову? (травой, кошку – молоком, собаку – косточкой, козу – сеном и т. д.
- Кого чем угостим? Траву – козе, корове, лошади; морковку – зайцу, орехи – белке, грибы – ежу, белке, молоко – кошке и т. д.
5. «Назови маленький предмет» - образование уменьшитель-но-ласкательной формы существительных: гриб - грибок, дом - домик, стол - столик, мяч - мячик и т. д.
- Это большой стул, а маленький … (стульчик, большая машина, а маленькая. (машинка) и т. д.
6. «Подскажи словечко»: при совместном проговаривании с ребенком знакомых текстов стихов, потешек, сказок. Например,
«Наша Таня громко …плачет,
уронила в речку….мячик» и т. д. «Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой … кота,
чижика, собаку, … Петьку-забияку».
7. «Кто как кричит?» - образование глаголов от звукоподражаний знакомых животных и птиц. Например, «Как кричит собака?» («гав-гав» - гавкает, «Как кри-чит кошка?» («мяу-мяу» - мяукает) и т. д.
Для развития самостоятельной фразовой речи очень полезны игры - театрализации русских сказок с использованием бумажного или пальчикового кукольного театра. Предлагайте детям отвечать на вопросы сказочных персонажей или вступать с ними в диалог.
- Кто в теремочке живет? (лягуш-ка-квакушка, мышка-норушка).
- А ты кто?
- Я – зайка-побегайка! Пустите меня к себе в Теремок!
- Пустим зайку?
- Да, пустим!