Наталья Кикеева
Логопедическая викторина «Краски осени» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и систематизировать знания детей по лексической теме «Осень».
Задачи:
• Коррекционно-образовательные: уточнить представления детей об основных приметах осени, активизировать и закрепить словарь по лексической теме «Осень»;
• Коррекционно-развивающие: упражнять детей в образовании относительных прилагательных от существительных; развивать навыки звукового анализа; умение выражать свои мысли последовательно, используя в речи распространённые предложения; развивать слуховое и зрительное внимание, общую моторику и творческое воображение;
Публикация «Логопедическая викторина „Краски осени“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Осень. Викторины, интеллектуальные игры
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
• Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к родной природе; умение работать в команде.
Предварительная работа:
• Прогулка внутри двора сада, наблюдение за сезонными изменениями в природе;
• беседы об осени;
• подбор книг об осени, чтение произведений художественной литературы на осеннюю тематику;
• отгадывание загадок, разучивание стихов и пальчиковых разминок «Осень», «Осенние листья», «Овощи»;
• дидактические игры «Узнай дерево», «Какого дерева листочек», «Угости соседа»;
• работа с трафаретами листьев, обводка, раскраска, штриховка;
Участники мероприятия:
• дети подготовительной группы «Смешарики» – 2 команды по 8 человек;
• учитель-логопед – ведущий;
• жюри – заведующий д/с, старший воспитатель, воспитатель;
• зрители – дети подготовительной к школе группы.
Оборудование:
• эмблемы команд «Тучки» и «Листочки», 4 мольберта, музыка, 3 сюжетные картины об осени, картинки с изображением деревьев и листья для игры «С какого дерева лист», овощи и фрукты для игр «Собери овощи и фрукты»,
• стулья по количеству детей, мультимедийная презентация к викторине, грамоты, сладкие призы.
Ход викторины
Логопед : - Здравствуйте, уважаемые гости, участники и члены жюри. Мы рады приветствовать Вас на нашей логопедической викторине «Краски осени».
- Встречаем наших участников: команда «Листочки» и команда «Тучки».
(Участники викторины заходят в музыкальный зал под бодрую музыку и присаживаются на стульчики друг против друга).
Логопед :
Вот художник так художник!
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим –
Кто художник этот? …. (осень)
- Дорогие ребята! На занятиях вы уже узнали много нового, интересного об этом прекрасном времени года. Сегодня мы проведем викторину, где вы покажите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. Вам нужно будет думать, размышлять, отвечать на вопросы, соревноваться. А где соревнования – там должны быть команды, и сейчас я представлю гостям участников и капитанов команд:
Команда «Листочки» - девиз команды:
Наша команда всегда впереди
Лучше команды нигде не найти.
Команда «Тучки» - девиз команды:
Дружба и успех!
Мы победим
Сегодня всех!
Логопед : - Командам предстоит пройти несколько конкурсов, а
следить за вашими победами будут члены жюри (представляет членов жюри, давайте все дружно поприветствуем их. Заведующая д/с Бордаева С. В., старший воспитатель Четырева Т. А., воспитатель Бадгаева С. П.
- Я хочу вас познакомить с правилами викторины. Будьте внимательны!
1. Нужно внимательно слушать задания.
2. Нельзя перебивать ответы другой команды, нельзя перебивать друг друга, отвечать нужно по одному.
3. Команда должна быть дружной.
Логопед : - Мы приступаем к нашей викторине.
1. Конкурс «Отгадай загадку»
Логопед : внимательно выслушать загадку, дать аргументированный ответ.
Команда «Листочки»
1. Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима!» (осень)
2. Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли.
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
Команда «Тучки»
1. Все мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)
2. Поле черно-белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)
Логопед : команда «Листочки» - Назовите еще раз осенние месяцы. Какой месяц осени сейчас? Что будет потом?
Логопед : команда «Тучки» - Расставьте сюжетные картины о месяцах осени в логической последовательности (расположены на доске).
2. Конкурс «Да – нет».
Задание: слушать рифмованные вопросы и соответственно смыслу давать положительные или отрицательные ответы.
Логопед : Вспомните приметы осени и дайте правильный ответ: «Да или нет».
Вопросы для первой команды «Листочки» :
1. Осенью идут дожди? (да)
2. Осенью растут грибы? (да)
3. Жаркий ветер прилетает? (нет)
4. Тучки солнце закрывают? (да)
5. Туманы осенью плывут? (да)
6. Ну а птицы гнёзда вьют? (нет)
7. Листья с клёнов облетают? (да)
8. Звери норки закрывают? (да)
Вопросы для второй команды «Тучки» :
1. Урожай все собирают? (да)
2. Птичьи стаи улетают? (да)
3. Часто – часто льют дожди? (да)
4. Достаём мы сапоги? (да)
5. Солнце светит очень жарко? (нет)
6. Можно детям загорать? (нет)
7. Ну а что же надо делать –
Шорты-шляпки надевать? (нет)
8. Или лучше в тёплой куртке
Погулять по переулку? (да)
3. Конкурс «Кто больше слов назовет?»
Логопед : Вам надо назвать как можно больше слов – признаков /слов – действий к предложенным существительным.
Логопед : команда «Листочки»
- Деревья осенью какие? (красочные, разноцветные, зеленые, желтые, оранжевые, красные, яркие, голые)
- Птицы осенью что делают? (улетают в теплые края, собираются в стаи, готовятся к перелету, делают запасы)
Логопед : команда «Тучки»
- Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, разноцветная, ранняя, поздняя, дождливая, хмурая)
- Листья осенью что делают? (летят, осыпаются, желтеют, шелестят, опадают, увядают, шуршат, кружатся)
Физминутка выполняют обе команды «Ветер по лесу летал…»
4. Конкурс «Угадай-ка?»
Логопед : Задание для команды «Листочки». Ребята, Вам надо правильно назвать птицу и сказать перелетная или зимующая птица, и правильно расположить ее на соответствующем мольберте.
Логопед : Задание для команды «Тучки». На мольбертах картинки деревьев, а на полу разбросаны листочки. Вам надо правильно определить с какого дерева упал лист.
Дети работают у мольберта.
Работа детей
5. Конкурс «Осенние стихи»
Задание: выразительно, громко рассказать стихотворение на тему «Осень».
Команда «Листочки»
Адьян: Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой ещё найдёшь? Злата: Листопад, листопад,
Листья жёлтые летят.
Жёлтый клён, жёлтый дуб,
Жёлтый в небе солнца круг.
Жёлтый двор, жёлтый дом,
Вся земля желта кругом.
Аюна: Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки.
Бусы красные рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик жёлтый – тополям.
Фрукты осень дарит нам. Мухаммад: День осенний так хорош!
Сколько листьев соберёшь!
Золотой большой букет
Нам от осени привет!
Команда «Тучки»
Витя: Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льётся, лужи у крыльца.
Что ты осень рано осень, в гости к нам пришла?
Ещё просит сердце света и тепла. Миша: Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня.
Всё летят, летят…
Видно тоже в Африку улететь хотят.
Энкира: В тёмный лес дремучий.
Заглянула осень.
Сколько свежих шишек.
У зелёных сосен.
Сколько алых ягод.
У лесной рябинки,
Выросли волнушки
Прямо на тропинке. Дарина: Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят.
И летят, летят, летят….
6. Конкурс «Признаки осени»
Просмотр видеосюжета “Осень”
Логопед :- Посмотрите видеосюжет про осень, послушайте музыку и потом скажете, каким стало ваше настроение и почему.
Логопед : - Ребята, назовите признаки осени (Ответы детей)
7. Конкурс «Скажи наоборот, продолжив предложение»
Задание: подобрать к определённому слову слово с противоположным значением.
Логопед : поиграем в слова с противоположным значением.
Задание для команды «Листочки» : (Отвечаем по «цепочке»)
Летом солнце яркое, а осенью….
Летом день длинный, а осенью….
Летом тучки ходят высоко, а осенью….
Летом небо светлое, а осенью….
Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а осенью….
Летом ветер тёплый, а осенью ….
Летом травка зеленеет, а осенью….
Логопед : задание для команды «Тучки» :
Сосна высокая, а рябина ….
У сосны иголки длинные, а у ели…
У клёна листья большие, а у берёзы….
У дуба ствол толстый, а у берёзы….
У берёзы ствол светлый, а у клёна…
Лисичка – это съедобный гриб, а мухомор….
У подосиновика тонкая ножка, а у белого гриба…
8. Конкурс «Расскажи-ка»
Логопед : Ребята, Вам надо составить рассказы по предложенному наглядному плану. Команда «Листочки» составляет рассказы про овощи, команда «Тучки» составляет рассказ про фрукты. Но, прежде чем приступить к заданию, каждая команда должна показать физминутку с речевым сопровождением.
Физминутка с речевым сопровождением:
Команда «Листочки» – Овощи
В огород пойдем, (маршировать на месте)
Урожай соберем. (идти по кругу, взявшись за руки)
Мы моркови натаскаем, (имитировать, как таскают)
И картошки накопаем, (копают)
Срежем мы кочан капусты (срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный. (показать руками)
Щавеля нарвем немножко (рвут)
И вернемся по дорожке. (идти по кругу, взявшись за руки)
Команда «Тучки» - Фрукты
Будем мы варить компот. (маршируют на месте)
Фруктов нужно много. Вот (показать руками – «много»)
Будем яблочки крошить, ( имитировать: как крошат)
Грушу будем мы рубить, (рубят)
Отожмем лимонный сок, (отжимают)
Слив положим и песок. (кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)
Угостим честной народ. (хлопать в ладоши)
Работа с мультимедийной презентацией и муляжами фруктов и овощей.
9. Конкурс «Посчитай, не ошибись»
Задание: согласование существительных с числительными.
Логопед : - Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, зимующие – остаются зимовать здесь. Дикие животные осенью активно готовятся к наступлению холодов. Назовите диких животных, которые готовят запасы на зиму.
Логопед : итак, задание для команды «Листочки», белка сделала запасы на зиму, вам необходимо их сосчитать и не ошибиться: насобирала орехов, насушила грибов ( показ карточек: 1 орех – 2 ореха – 6 орехов; 1 подосиновик – 4 подосиновика – 7 подосиновиков; 1 боровик – 3 боровика – 8 боровиков).
Логопед :- команда «Тучки». Бобр, мыши и барсук тоже подготовились к зиме и собрали ( карточки: бобр – 1 ветка – 2 ветки – 9 веток; мышь – 1 зернышко – 3 зернышка – 10 зернышек; барсук – 1 желудь – 4 желудя – 9 желудей).
Обе команды работают с мультимедийной презентацией.
10. Конкурс «Расскажи об осени»
Логопед : Капитаны команд должны составить описательный рассказ про осень по мнемотаблице, каждый составляет свои предложения, в итоге получается рассказ.
Капитаны работают с мультимедийной презентацией.
Логопед : Ребята, на этом наша осенняя викторина подошла к концу. Пока наше жюри будет подводить итоги, давайте споем песню.
Дети все вместе исполняют песню «Что случилось? Что случилось?.».
Логопед : - Я думаю, сегодняшняя викторина подарила нам всем хорошее настроение. Мы закрепили с вами знания об осенних признаках и научились работать в коллективе.
-Какой конкурс Вам понравился больше всего?
-Мальчики и девочки, если вам понравилось, как прошла наша викторина, посвященная осени, то возьмите желтый листок и приклейте его к солнышку, если нет – то возьмите красный листок и прикрепите его к тучке (рефлексия).
-Дорогие ребята, вы все молодцы! Спасибо вам за участие! Подошла пора подсчитать баллы и для этого предоставляем слово жюри.
Подведение итогов конкурса. Вручение грамот и сладких призов.