Гришина Елена
Логопедическая викторина «Игры со звуками» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(5–6 лет)
Логопедическая викторина для детей
старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Игры со звуками»
Разработала: учитель-логопед Гришина Е. В.
Цель: создание условий для выявления уровня знаний, умений и навыков детей по пройденному материалу.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- закрепить понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Публикация «Логопедическая викторина „Игры со звуками“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Игры для детей
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
- закрепить навыки различения гласных и согласных звуков.
- закрепить умение подбирать слова на заданный звук.
- определять количество слогов в слове.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух
- развивать навыки звукового анализа слов.
- развивать память, внимание, воображение;
- развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать организованность, самостоятельность, инициативность, чувство товарищества, духа соревнований.
Демонстрационный материал:
1. картинки-символы звуков (гласный – красная фишка, согласный твёрдый – синяя фишка, согласный мягкий – зеленая фишка).
2. предметные картинки:
- со звуком [А] в начале слова (5 шт.): аист, апельсин, арбуз, автобус, азбука;
- со звуком [У] в начале слова (5 шт.): удочка, утка, улитка, утюги, усы;
- «лишние» картинки (5 шт.): овощи, окунь, ива, эскимо, индюк.
3. картинки-символы артикуляционных упражнений: «Горка», «Грибок», «Лопаточка», «Часики», «Блинчик», «Иголочка».
4. Фишки красного, синего и зелёного цвета (для выполнения звукового анализа слов).
Раздаточный материал:
1. фишки жёлтого и коричневого цвета (для распределения на команды).
2. флажки красного, синего и зелёного цвета (по з флажка обеим командам).
3. фишки черного цвета на каждую команду (для составления схемы предложения)
4. фанты (для поощрения за правильный ответ).
- Добрый день, ребята!
- Я предлагаю вам сыграть со мной в викторину. Согласны? (Да)
Воспитатель приглашает подойти детей и взять фишку жёлтого или коричневого цвета. Таким образом дети делятся на 2 команды (в зависимости от того, какую фишку они выбрали).
- Ну вот вы и распределились на команды. Прошу сесть за столы.
- Придумайте название вашей команде и выберите капитана (дать время для придумывания названия команды)
1 Раунд «Приветствие».
Капитаны, представьте себя и название команды.
2 Раунд «Разминка» (вопросы для обеих команд)
- Я буду задавать вопросы, а вы должны говорить «да» или «нет».
1. Звук отличается от буквы? (да)
2. Гласные звуки можно пропеть? (да)
3. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми? (да)
4. Гласных букв шесть? (да)
5. Звуки [Б] и [Г] всегда твёрдые? (нет)
6. Звук [И] - согласный звук? (нет)
7. Все слова делятся на слоги? (да)
8. Наша речь состоит из слов? (да)
9. Слова состоят из звуков? (да)
10. Звук [К] звонкий? (нет)
11. Звук [З] звонкий? (да)
12. В слове Сова 2 слога? (да)
13. Предложение состоит из слов? (да)
14. В слове СТУЛ 2 слога? (нет)
С опорой на картинки-символы звуков.
- Какие звуки вы знаете? (Гласные и согласные).
- Назовите гласные звуки. (А, У, И, О, Ы, Э).
- Сколько всего гласных звуков? (6)
- Почему они так называются? (Потому что они поются и воздух не встречает препятствий)
- Каким цветом они обозначаются? (Красным)
- Назовите согласные звуки. (перечисляют)
- Почему они так называются? (Потому что они не поются, воздух встречает препятствия на своем пути)
- На какие группы делятся согласные? (твёрдые и мягкие)
- Каким цветом обозначаются согласные твёрдые? (синим)
Согласные мягкие? (зеленым)
3 Раунд «Угадай звук» (для капитанов).
- Следующее задание для капитанов. На столе лежат 3 флажка – красный, синий и зелёный. Я буду называть слова, а капитан должен поднять флажок того цвета, который соответствует первому звуку в этом слове.
Аня, самолет, ива, обруч, дерево, шапка, мишка, утка, робот, эскимо, лев, зубы.
За каждый правильный ответ команда получает фант.
4 Раунд «Отгадай артикуляционное упражнение».
За каждый правильный ответ – фант (по 3 упражнения каждой команде).
- На листе изображено артикуляционное упражнение. Как оно называется? Прошу не перебивать друг друга. Если команда не знает ответ, то может ответить другая команда.
а) «Горка» г) «Часики»
б) «Грибок» д) «Блинчик»
в) «Лопаточка» е) «Иголочка»
А теперь все вместе выполним упражнения для лица и языка:
Толстые внуки приехали в гости надуваем щёки,
С ними худые - лишь кожа да кости втягиваем щёки
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись губы в широкой улыбке
Поцеловать они всех потянулись губы тянутся вперёд
Утром проснулись - в улыбочку губы широкая улыбка
Чистили мы свои верхние зубы чистим верхние зубы языком
Вправо и влево, внутри и снаружи соответствующие движения широким языком
С нижними зубками тоже мы дружим повторение этих движений языком в позиции нижних зубов
И самоваром мы попыхтим одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы
Блюдца поставим - положат нам блин широкий язык лежит на нижней губе
Блинчик жуем, завернем и прикусим жуём распластанный язык, прикусываем его, завернув за нижние зубы,
Блинчик с вареньем малиновым вкусным. облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад
Чашки поставим, чтоб чаю налили широкий язык загибаем кверху чашечкой,
На нос мы подули и чай остудили. подуть с «чашечки» в верх
5 Раунд «Звукоград».
На доске помещаются картинки: аист, апельсин, арбуз, автобус, азбука, удочка, утка,улитка, утюги, усы, овощи, окунь, ива, эскимо, индюк (в хаотичном порядке).
- Посмотрите на картинки. Команда «…» должна взять картинки со звуком [А] в начале слова, а команда «…» - картинки со звуком [У] в начале слова.
(Фант дается лишь в том случае, если нет ни одной ошибки).
6 Раунд «Придумай слово со звуком…»
- Сейчас я предлагаю командам придумать слова со звуком [С]. Отвечать нужно по очереди и не повторяться. Чья команда придумает больше слов, та и победит.
7 Раунд «Составь схему слова».
На доске вывешивается картинка МАК, ДЫМ.
- Следующее задание: команда «…» должна выполнить звуковой анализ слова МАК, а команда «…» - звуковой анализ слова ДЫМ (у доски). Капитаны должны определить – кто пойдет выполнять ЗАС (обсуждение в команде).
Чья команда выполнит быстро и правильно, получит фант (в случае неправильного ответа дать ответное слово другой команде).
Аналогично задание выполняется со словами ЛИСА, СИТО (каждой команде по 1 слову).
8 Раунд «Перемена»
Физкультминутка «Зарядка»
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши 3 хлопка
Головою 3 кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за стол тихонько сесть.
Выполнять движения в соответствии с текстом.
9 Раунд «Придумай предложение».
- Я предлагаю каждой команде придумать любое предложение, посчитать количество слов в нем, а затем выполнить схему этого предложения (в случае правильного ответа команда получает фант).
10 Заключительная часть.
Вот и подошла к концу наша викторина. Сегодня я увидела – какие вы молодцы, как хорошо вы знаете звуки, какие вы активные и внимательные, и правильно выполняете все задания. А сейчас предлагаю посчитать количество фишек и подвести итоги викторины.
Независимо от победителей и проигравших, всех детей угостить медалями и конфетами.