Елена Шарапова
Логопедическая работа в ДОУ посредством использования театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая работа в ДОУ посредством использования театрализованной деятельности
С каждым годом число детей, имеющих речевые нарушения неуклонно растет. По данным статистики на сегодняшний день 6-7 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной работе. При этом дефекты речи зачастую сопровождаются нарушениями в эмоционально-волевой сфере. В связи с этим перед педагогом-дошкольником стоит трудная задача найти новый подход к обучению и воспитанию маленького человечка в гармонично развитую личность.
Публикация «Логопедическая работа в ДОУ посредством использования театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Работа логопеда. Логопедия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Но всякое ли обучение способно заглянуть в будущее, помочь ребенку ориентироваться в постоянно меняющихся жизненных обстоятельствах? По - моему мнению в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, необходимо использовать сочетание различных способов обучения с привлечением дополнительных источников положительной мотивации. К ним можно отнести: внешние стимулы (новизна); тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так); ситуация выбора; биологические и социальные потребности (например, потребность в еде, общении, поощрении и др.); утилитарный мотив (мне это нужно). Сочетание различных мотивов в работе с дошкольниками возможно только в игре, которая является основным видом деятельности дошкольников. Наиболее оптимальным средством, воздействующим на развитие речи ребенка, является такой вид деятельности как творческая игра - игра-театрализация. С помощью театрализованной деятельности, логопед побуждает ребенка к высказыванию своих мыслей, своего отношения к увиденному, что способствует ускорению введения исправленного звука в повседневную речь ребенка, а также развивает природные речевые возможности и способности. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны речи.
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, что особенно важно на этапе автоматизации нарушенного звука, когда звук звучит правильно, но утрированно, чего чаще всего стесняются дети.
С социально-педагогической точки зрения театрализация многофункциональна, т. е. она выполняет функцию социализации (приобщение подрастающего поколения к общечеловеческому и этническому опыты, креативную функцию (способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление, галографическую функцию (пространственно-временное и чувственное содержание (место и время, сюжет и образ, развивающее – терапевтическую функцию (лечебный эффект, сказкотерапия, культурно-этническую функцию (особенности менталитета, и самую основную, главная функцию – лексико-образную. Перечисленные функции способствуют быстрейшей социализации детей, а лексико-образная функция дополнительно активизирует и развивает слухоречевую память ребенка.
Вышеназванное направление я реализую через чтение художественного произведения, при котором происходит индивидуальная интерпретация вербально – знаковых форм произведения, а при воспроизведении ребенком (пересказе, повторении, драматизации и т. д.) осуществляется развитие способностей к индивидуальной интерпретации произведения, развитие его речевой культуры. При этом у ребенка функционируют и развиваются обе языковые функции – экспрессивная и коммуникативная. Дети с удовольствием превращаются в сказочных персонажей и рассуждают от их имени. Мной было замечено, что большое влияние на поведение ребенка оказывает игровой образ. Создавая тот или иной образ в игре, ребенок искренне верит тому, что изображает. Он ярко показывает свое отношение к изображаемому, свои мысли, чувства, стремиться передать так, чтобы окружающие поверили ему. Разыгрывая роль, ребенок не только подражает действиям того или иного персонажа, но и передает его отношение к людям, к обязанностям, его чувствам, переживаниям. Речь ребенка более выразительна, содержательна, образна, эмоционально окрашена. Улучшается монологическая, диалогическая речь, ее лексико-грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, способствует приобщению его к духовным ценностям, развивает его эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. И как следствие, у ребенка развиваются эмпатии и антипатии к определенному образу или действиям, совершаемым каким-либо героем. Благодаря театрализованной деятельности происходит познание ребенком мира не только умом, но и сердцем.
Важным моментом в данной работе является общение (взаимодействие субъектов) и определенная система работы, которая состоит из специфических компонентов (эмоциональное погружение в произведение, отражение прочитанного в видах деятельности, собственно драматизация произведения).
Особый эмоциональный всплеск наблюдается при непосредственном общение персонажа произведения с ребенком (в гости пришел персонаж сказки, когда он ищет у них помощи, совета. В этой ситуации логопед (персонаж произведения) берет на себя функцию советника. От лица героя логопед преобразовывает сложные ситуации в педагогические задачи, подводит к решению проблемы. При проведении занятия логопед постоянно следит за своим исполнением роли, а также за восприятием и вниманием слушателей. То есть педагог выполняет функцию наблюдателя, используя в последующем свои наблюдения для предоставления детям возможности оречевления своих чувств, эмоций, переживаний (при этом педагог следить за правильностью речи). Таким образом создается ситуация мотивации общения, вследствие, которой развивается активный словарь.
В своей работе я использую такие варианты занятия, на которых присутствуют различные персонажи из сказок и животные. Содержание работы заключается в специфическом подборе лексического материала, объединенного единым сюжетом и непосредственном участии детей при реализации сюжета занятия. Ребенку предлагается стать участником действия, выполнять роль какого-либо героя. По ходу развития сказочного сюжета у ребенка появляется необходимость опосредованно, от имени героя, выражать свое отношение к происходящему, то есть проговаривать фразы с заданным звуком, а наличие игрушки (перчатки-игрушки) вызывает желание взять ее в руки и произвести какие-либо действия, движения героя. Это способствует развитию мелкой моторики ребенка, а согласованные действия слова и движения руки облегчают процесс автоматизации и введения звука в спонтанную речь, так как развитие моторики и речи это два взаимосвязанных процесса.