Светлана Шатанкова
Логочас «Перелётные птицы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:* Учить подбирать слова – антонимы; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы»; уточнить понятие «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами; закрепить знание детей о времени года – осень и её признаках; закреплять умение определять звуки в словах.
*Развивать память, мышление, внимание.
*Воспитывать любовь к природе, бережного отношения к птицам.
Публикация «Логочас „Перелётные птицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Перелетные птицы
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
Оборудование: Сказочные герои «Чупа» и «Чупс», картинки с изображением перелётных птиц, разрезные картинки птиц, карточки с рисунками для определения звуков, запись голосов птиц, запись произведения П. И. Чайковского «Осенняя песнь», мяч.
Ход занятия
- Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости. Это Чупа и Чупс. Поздоровайтесь с ними. Они хотят поиграть сегодня с вами.
1 Артикуляционная гимнастика: «У бабушки с дедушкой» Чупа и Чупс любят ездить в гости к своим бабушке и дедушке и мы отправляемся с ними. Я говорю слова, а вы работаете язычками и руками вместе со мной и нашими друзьями.
Толстые внуки приехали в гости
С ними худые - лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбались
Поцеловать они всех потянулись.
Утром проснулись - в улыбочку губы
Чистили мы свои верхние зубы
С нижними зубками тоже мы дружим.
Губы сожмём мы и рот прополощем
Блюдце поставим - положат блины нам
Дуем на блинчик - не в щеки, не мимо.
Блинчик жуём, завернём и надкусим
Следующий блинчик с вареньем закусим.
Чашки поставим, чтоб чаю налили,
На нос подули - мы чай остудили.
Чаю попили - никто не обижен
Вкусный был завтрак - мы губы оближем.
2 Вот как хорошо поиграли. Теперь я хочу прочитать вам рассказ - загадку, а вы послушаете с нашими гостями и скажите о каком времени года идёт речь.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Осенняя песнь»
«В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто - то ходит под клёнами и берёзами. И там где пройдёт, листья краснеют и золотятся. Теперь не узнать родного леса, родной полянки. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к тёплым синим морям».
- О каком времени года идёт речь?
- Как вы догадались?
- Какая бывает осень? (ранняя, золотая, поздняя)
- Чупс, а ты знаешь название осенних месяцев? (нет)
- А вы ребята знаете?
Теперь и Чупс будет знать 3 осенних месяца.
- Все красоты осени можно увидеть в осеннем лесу. И мы сейчас отправимся с вами в осенний лес который находится недалеко от дома бабушки и дедушки. Послушайте как поют птицы в лесу свои прощальные песни (включается запись голосов птиц).
- Скажите все птицы остаются с нами зимовать?
- Как называются птицы которые улетают в тёплые края?
- Почему они улетают?
- Давайте попробуем определить с вами, какая перелётная птица поёт свою песнь, (включаем голоса птиц)
- Да как не хороша осенняя погода, как не сытен сентябрьский лес, а улетать надо - путь предстоит неблизкий. Недаром в народе говорят: «Сентябрь птиц в дорогу собирает».
- Посмотрите на доске картинки с изображением перелётных птиц, назовём их.
- А каких птиц здесь нет, а вы их знаете?
- Кто из них водоплавающий? Почему они так называются?
3 Игра: «Что изменилось» игра с Чупой
- А теперь закройте глазки, а когда скажу, откроете и скажите, что изменилось, (убирается одна птица, а в другой раз добавляется зимующая птица)
- Скажите Чупсу, все птицы улетают стаями? Улетают по одному - кукушка, сокол, ястреб, коршун. Стаями - ласточки, грачи, скворцы.
Клином - журавли. Вереницей - гуси, лебеди.
-А какие птицы улетают на юг первыми? (стрижи)
4 А мы знаем стихотворение про стрижей давайте вспомним его.
Стрижи
Улетели сегодня стрижи
Восп: А куда улетели, скажи?
А туда улетели они,
Где на солнышке греются дни,
Где совсем не бывает зимы.
Но милее им всё - таки мы!
И они прилетят по весне
И опять засвистят в вышине. Е. Благинина
5 Игра: «Кто лишний»
- Чупа поиграет с вами в игру он называет вам птиц, вы внимательно слушаете и говорите кто лишний и почему.
Петух, курица, индюк, скворец (скворец - перелётная птица).
Грач, ласточка, снегирь, скворец (снегирь - зимующая птица)
Цыплёнок, петух, грач, снегирь (цыпленок - птенец)
Физминутка «Аист»
Аист, аист длинноногий, (показывают ноги)
Покажи домой дорогу! {руками показывают «крышу» дома)
Топай правой ногой,
Топай левой ногой, (топают ногами)
Хлопай правым крылом,
Хлопай левым крылом, {хлопают руками по бокам)
Вот тогда найдёшь свой дом! {изображают руками «крышу» дома)
6 Игра: «Кто у кого» Дети встают в круг.
- Чупс будет называть взрослую птицу и кидать мяч детям. Кто поймал мяч называет птенца в единственном числе и во множественном числе.
Грач - грачонок - грачата
Аист - аистёнок - аистята
Стриж - стрижонок - стрижата
Утка - утёнок - утята
Журавль - журавлёнок- журавлята
Гусь - гусёнок - гусята
Кукушка - кукушонок - кукушата
Лебедь - лебедёнок – лебедята
Скворец - скворчонок - скворчата
7 Игра: «Назови ласково»
- Ребята, Чупа не знает как можно назвать птиц ласково, поможем ей?
Соловей - соловушка
Журавль - журавушка
Лебедь - лебёдушка
Скворец - скворушка
Утка-уточка
Трясогузка - трясогузонька
8 Игра: «Скажи наоборот» играем с Чупсом.
Аист большой, а соловей.
У аиста длинная шея, а у кукушки
Аист белый, а грач
У соловья серая грудка, а у ласточки
9 Игра: «Отгадай птицу»
- На карточках зашифровано название птицы. Определить первый звук в картинке и записать букву на листочек и прочитать слово - название птицы.
10 Игра: «Сложи птицу»
-Чупс и Чупа принесли разрезанные картинки, на которых изображены птицы их надо сложить и назвать птицу.
- Мы хорошо поиграли с вами в осеннем лесу, а теперь возвращаемся. Вы сегодня хорошо поработали и поиграли и Чупа с Чупсом дарят вам в подарок Чупа - чупсы.