Фомичёва Любовь Петровна
Логические блоки Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение…3
Логические блоки Дьенеша – сущность и содержание методики…. …5
Использование технологии логических блоков Дьенеша как средства формирования математических представлений у дошкольников…. ….….7
Заключение…11
Список литературы…. 13
Введение
Обновление образовательной системы, переход на Федеральный государственный стандарт ставит перед педагогами задачу развития личностных качеств и регуляции психической активности детей.
Темочки:
Современное цивилизованное общество отличается неуловимой быстротой, постоянными модернизациями, нововведениями. Изменения в окружающем мире предъявляют и новые требования к системе образования.
Технологизация образования способствует быстрому распространению различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, использование которых позволит учителям повысить мотивацию учащихся, практическую направленность занятий и, как следствие, получить гарантированные запланированные результаты в своей профессиональной педагогической деятельности.
Одна из главных задач современной системы образования - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся дошкольных учреждений к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, активизировать свои творческие способности, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
Дошкольный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности.
Данный период характеризуется активным усвоением ребенком первых математических представление, становлением и развитием всех его сторон: фонетической, лексической, грамматической, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. В дошкольном возрасте детям не только нужно дать объем знаний, но и сформировать предпосылки для успешного обучения в школе.
В связи с этим в дошкольной педагогике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих программах.
Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем, автором игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.
Логические блоки Дьенеша – сущность и содержание методики
Для развития логических, комбинаторных, аналитических способностей детей Дьенеш разработал различные увлекательные логические игры. В своих занятиях он использовал специальные блоки, которые называл «логическими». При помощи их ребёнок мог научиться кодировке (классификации) определённой информации, ребёнок учится разделять блоки по свойствам (цвет, размер, форма, толщина, запоминать и обобщать. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет.
Золтан Дьенеш посвятил науке математике всю свою изнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной именно для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми.
Его идея заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, таким образом, что дети даже могут и не подозревать, что изучают сложные математические концепции. Система Дьенеша помогает родителям и педагогам активно развивать интеллектуальные и творческие задатки малышей.
Разработанные в 1960-х годах, блоки Дьенеша популярны во многих странах и применяются до сих пор в различных вариантах исполнения для развития детей и подготовки к школе.
Методика Дьенеша помогает детям дошкольного возраста в игровой форме освоить различные математические понятия, а также развить важные для малышей психологические процессы.
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
С 1993 года блоки Дьеныша выпускают отечественные производители "Корвет", Россия, Санкт-Петербург. Со временем опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста.
Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, удерживать их в памяти.
Игровое пособие «Логические Блоки Дьенеша» представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся.
Каждый блок обладает четырьмя свойствами, т. е. является носителем четырех свойств, которыми он полностью определяется:
- формой;
- цветом;
- величиной;
- толщиной.
Формы набора: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Имеются три цвета: красный, синий, желтый. Имеются две величины: большой и малый. Имеются две толщины: толстый и тонкий.
К набору с блоками прилагается инструкция, которая знакомит с методикой Дьенеша и играми достаточно подробно.
Оптимальный возраст для начала занятий – 2 -3 года.
Использование технологии логических блоков Дьенеша как средства формирования математических представлений у дошкольников
Занятия с дидактическим материалом «Блоки Дьенеша» проходят в несколько этапов. Ребенок плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией. Далее, двигаясь от простых заданий к более сложным, получим следующий нарастающий ряд дидактических задач:
• Учить детей видеть различные свойства предметов;
• По выявленным свойствам учить сравнивать различные предметы;
• После того как логическая операция сравнения освоена, переходить к обобщениям и классификациям разного рода;
• Знакомиться с языком символов, осваиваем принципы работы простейших логически операций.
Прежде чем пользоваться «фигурами» для проведения различных игр и решения разного рода задач, необходимо научится распознавать каждый элемент универсального множества, состоящего из блоков (или фигур) т. е. уметь называть его полное имя.
Все игры и упражнения, за некоторым исключением, даны в трех вариантах (I, II, III). Игры и упражнения первого варианта (I) развивают у малышей умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе). С помощью игр и упражнений второго варианта (II) развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам). Игры и упражнения третьего варианта (III) формируют умения оперировать сразу тремя свойствами.
Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, воспитатель предлагает ему одно-два упражнения (игры). Если дошкольник не справляется с заданием, воспитатель предлагает более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед.
Методика Дьенеша разработана с учетом психологических аспектов детей младшего возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника.
• Первая стадия названа – «свободной игрой». Ее суть в том, чтобы в ходе игры ребенок старался решить незнакомую задачу с помощью проб и ошибок, самостоятельно придумывая различные варианты решений.
• На второй стадии происходит плавный перевод ребенка на изучение правил игры. При помощи правил дети осваивают необходимую математическую информацию.
• Третья стадия — процесс обсуждения, сравнения содержания математических игр. Автор методики побуждает искать разные варианты игр с похожими правилами при помощи различных материалов. Благодаря этому, у ребенка рождается понимание того, что суть игры не меняется от смены материала.
• Четвертая стадия знакомит ребенка с содержанием чисел. Для развития зрительного восприятия Золтан Дьенеш рекомендует использовать разнообразные карты игр, таблицы и диаграммы.
• Заключительная пятая стадия — самая длительная из всех предыдущих перечисленных этапов. Детям предлагается несколько вариантов описания карт с определением правил, позволяющим сделать логические выводы. Ребенок приходит к пониманию понятий аксиома и теорема.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами.
В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств.
Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).
При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей.
В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а лишь его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.
С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждает.
Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.
Проверив, таким образом, каждого ребенка, педагог получает достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. А это даст возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка.
Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени — это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он «вырос» из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда.
Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Заключение
Современные основные образовательные программы дошкольного образования наряду с обучением детей элементарным математическим представлениям, ставят задачу развития логического мышления.
Являясь обязательным минимумом ФГОС ДО отражает совершенствование содержания и методов усвоения различных направлений развития и образования детей (образовательных областей, в том числе и математических знаний. Балансом между образовательными программами и ФГОС ДО в полной мере может служить логическая подготовка, которая выходит за рамки подготовки к изучению математики и является одним из средств умственного развития дошкольника.
Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте.
В первую очередь у дошкольника развивается мышление, что необходимо для дальнейшего познания окружающего мира. Затем он познаёт пространственные отношения между предметами, устанавливает соответствующие связи, знакомится с формой предметов, их величиной. Всё это позволяет ребёнку развивать в дальнейшем логическое мышление, память, внимание, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребёнка в целом.
Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий аспект. Усвоение математических знаний на различных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих такие затруднения, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний.
Взаимозависимость формирования и развития математических способностей детей дошкольного возраста и формирования логической сферы дошкольников является одной из популярных методических проблем последних десятилетий.
Существует два способа развития логических умений дошкольников : традиционное арифметическое содержание и менее традиционное - геометрическое. В методических работах упомянутых авторов в большей мере используется геометрическое содержание, нежели арифметическое.
Эффективным пособием для подготовки мышления детей к усвоению математики являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком З. П. Дьенешем.
Список литературы
1. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А. В. Белошистая - М. : ВЛАДОС, 2004. - 400 с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч. : В 6 т. – Т. 2. – 564 с.
3. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 261 с.
4. Носова Е. А. Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. – М., 1990. – № 6. – 101 с.
5. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М. : Академический проект, 2000. – 197 с.
6. Педагогические технологии : учебное пособие. / Автор-составитель Т. П. Сальникова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. – (Учебное пособие).
7. Плешакова А. Б. Игровые технологии в учебном процессе : [Пед. вузы]/ А. Б. Плешакова. // Современные проблемы философского знания. - Пенза, 2002. - Вып. 3. – 145 с.
8. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. – Кн. 2: Процесс воспитания. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
9. Соловьева, Е. В. Формирование математических представлений детей 2-8 лет. Методическое пособие. ФГОС: Б-ка программы «Детство» / Е. В. Соловьёва. - М. : Просвещение, 2018. - 176 с.
10. Сухомлинский В. А. Об умственном воспитании. / Сост. М. И. Мухин – Киев: Рад. Школа, 1983. – 233 с.
11. Харламов И. Ф. Педагогика: учебное пособие. М. : Юристь, 1997. – 512 с.