Татьяна Ковалева
Литературно-музыкальная композиция «В парчу и золото одетые леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные цели
Развитие речи:
- обобщить представления детей об осени, осенних изменениях в природе;
- закрепить знания детьми осенних месяцев, умения определять месяц по приметам;
- активизировать словарь детей, обогатить его определениями, обозначающими эмоциональное состояние, эстетичными терминами (радостное, взволнованное, восхищенное, спокойное, легкая грусть и т. д.) ;
- совершенствовать навык рассматривания картин, формировать целостное представление об изображенном на картине;
- закреплять умение различать разные жанры живописи: натюрморт, пейзаж.
Публикация «Литературно-музыкальная композиция „В парчу и золото одетые леса“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Литературная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- продолжать учить детей слушать музыку внимательно и до конца;
- совершенствовать умение описывать настроение и характер музыкального произведения, передавать словесно и в движении свои впечатления о прослушанном.
Развивающие цели
- развивать интерес к русской поэзии, музыке и художественным произведениям;
- развивать образное мышление, творческое воображение, эмоциональную отзывчивость;
- развивать музыкальный слух детей, желание слушать музыку, понимать и принимать ее.
Воспитательные цели:
- воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней;
- воспитывать самостоятельность, активность, творческое отношение и любовь к различным видам искусства.
Материалы и оборудование: запись пьес А. Вивальди «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», вальс «Осенний сон» А. Джойса; репродукции картин, в том числе: И. Хруцкий «Цветы и плоды», И. Левитан «Золотая осень», М. Башкирцева «»Осень», стенды для картин; шапочки – маски овощей для танца – хоровода; столы, оформленные в соответствии с осенними месяцами; природные материалы.
Предварительная работа:
- наблюдение за изменениями, происходящими в природе осенью: изменение цве6та листьев, отлет птиц на юг, понижение температуры воздуха;
- изготовление поделок из природного материала;
- беседы о настроении, чувствах, ощущениях, которые возникают во время прогулки осенью;
- разучивание стихотворений об осени;
- составление рассказа по картине детьми вместе с родителями, дома, с опорой на вопросы, составленные воспитателем;
- слушание и обсуждение произведений А. Вивальди «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»;
- разучивание песен об осени, танца «Овощей»;
- рисование, аппликация, лепка на осеннюю тематику.
Содержание:
Дети входят под спокойную музыку, рассматривают оформление зала и рассаживаются за три стола, оформленные в соответствии с осенними месяцами.
Ведущий:
Я рада приветствовать вас в нашей литературно – музыкальной гостиной, в которой сегодня разместилась картинная галерея, посвященная осенним пейзажам и натюрмортам.
На улице уже настоящая осень. Не ранняя, а пышно убранная и нарядная, в лоскутьях опавшей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом та, которую называют в России поздней. Величава и красива природа России в любое время года. Но осенью особо хороша – так и поет русская душа!
Осень дарит нам необыкновенную красоту. Во все времена осенью любовались поэты, художники, музыканты. Свои впечатления они описывали в произведения. Художники писали картины, поэты сочиняли стихи, а композиторы – музыку. Ребята, давайте, сегодня вспомним эти произведения и через них окунемся в красоту осенней природы.
1 ребенок
Мы собрались сегодня в зале,
Чтоб с осенью поздравить вас!
Ее поэты воспевали
В своих немеркнущих стихах.
2 ребенок
Художники и музыканты,
Всем сердцем и душой любя,
Нам рассказать всегда старались,
Как дивно осень хороша!
3 ребенок
В их музыке и на картинах,
Она – царица красоты!
Достойная стихов и песен,
Полотен, творчества души!
4 ребенок
И мы сегодня выступая,
Всех вас приятно удивим,
Стихи об осени читая,
В мир нашей сказки пригласим.
Песня об осени.
Ведущий
На протяжении всей осени природа переживает три этапа – это ранняя, золотая и поздняя осень. Эти столы накрыты скатертями разных цветов. Они символизируют три осенних месяца: скатерть зеленого цвета – это сентябрь, желтого – октябрь, а белая скатерть – это ноябрь.
Итак, сентябрь!
5 ребенок
Миновало лето,
Осень наступила
На полях и в рощах,
Пусто и уныло.
Птицы улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
(А. Плещеев)
6 ребенок
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
(Ф. Тютчев)
Ведущий
Ребята прочитали стихотворения великих русских поэтов. Они предают в своих стихотворениях спокойное, умиротворенное настроение, радость от увиденного в природе.
А сейчас, я предлагаю послушать музыкальное произведение об осени.
Звучит фрагмент муз. Произведения А. Вивальди «Сентябрь».
Ведущий
Какое настроение создал у вас композитор Антонио Вивальди своей музыкой? (Ответы детей)
- Почему первый месяц осени – сентябрь – Антонио Вивальди представил нам таким радостным? (Ответы детей)
- Музыка создает веселое, радостное, торжественное, праздничное настроение. Ведь в сентябре люди собирают урожай в своих садах и огородах, празднуют это событие.
И многим художникам нравился щедрый на дары первый месяц осени. Обратите внимание, что картины представлены двумя жанрами живописи – это пейзаж и натюрморт. Скажите, пожалуйста, какие картины относятся к пейзажу, а какие к натюрморту? (Ответы детей)
- Да, ребята, картина, на которой нарисованы деревья, трава, река, небо, лес, поля, одним словом – природа, называется пейзажем. А натюрморт - это когда художники рисуют овощи, фрукты, цветы, вазу, посуду. Я знаю, что некоторые дети, дома вместе с родителями, составили рассказ о наиболее понравившейся им картине. Давайте послушаем рассказ Вовы!
Ведущий
Молодец! Очень интересно ты рассказал нам про картину.
Ну а мы с вами закончим рассказ о сентябре веселым» танцем овощей».
Танец «Овощей»
Ведущий
Давайте теперь оговорим о втором месяце осени. Как он называется? (Октябрь)
- Октябрь - середина осени. Как еще называют эту осеннюю пору? (Золотая осень)
- Почему? (Ответы детей)
- В яркий наряд – золотой, оранжевый, бордовый, красный – оделись деревья и кусты. Их яркая листва словно горит и светится в ясном осеннем воздухе. Ребята, как вы думаете, какой самый яркий праздник осени? (Самый яркий праздник осени – это листопад)
Двигательная импровизация «Осенние листочки» под музыку «Осенний сон» А. Джойка.
Ребята, слышите, летит ветер – ветерок (звучит музыка). Он поднимает нас над землей. Ой, какими легкими стали руки. Ребята, да ведь ветерок превратил нас в осенние листочки. (Листочки осыпаются - дети садятся на пол. Ребенок изображающий ветер, пробегает между листочками – детьми касается их. Листочек, которого коснулся ветер, поднимается и начинает кружиться, придумывая свой танец. С окончанием музыки дети – листочки плавно опускаются на пол.)
.
7 ребенок
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Ведущий
В стихотворении Ивана Алексеевича Бунина многообразие красок осени создает ощущение радости, нарядности. Осень взяла самые яркие краски, и все деревья разукрасила по – своему, по – осеннему. Кого одела в золотой наряд, кого в ярко – красный, кого в лиловый. «Унылая пора! Очей очарованье! – так удивительно точно и красиво сказал об этой поре Александр Сергеевич Пушкин.
8 ребенок
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
Ведущий
Поэт передает нам свое взволнованное настроение, которое вызывает у него природа. Читая стихотворение, создается ощущение легкой грусти, прощания природы и человека с теплым временем года. Ведь в октябре уже чаще идут дожди, становится холоднее. Послушаем еще одно произведение Антонио Вивальди, которое называется «Октябрь».
Звучит фрагмент музыкального произведения А. Вивальди «Октябрь».
Ведущий
Какое настроение было у композитора, когда он писал эту музыку? (Ответы детей)
- Как вы думаете – почему? (Ответы детей)
- Какое настроение у вас, когда вы слушаете «Октябрь? (Ответы детей)
- Что хочется делать под эту музыку? (Ответы детей)
Как красиво и проникновенно об этом периоде осени с помощью музыки рассказал композитор! А сейчас мы с вами узнаем, как об этом рассказали художники.
Какие красивые пейзажи! Что вы чувствуете, когда смотрите на них? (Ответы детей)
- Какое настроение у вас возникает? (Ответы детей)
Ведущий
Послушаем, что расскажет нам Рома.
Ведущий
Спасибо за замечательный рассказ!
Но вот, вслед за золотой осенью наступает поздняя осень. Как называется третий месяц осени? (Ноябрь)
- Что происходит с природой в ноябре? (Ответы детей)
9 ребенок
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Внешнюю леса красу.
С холоду щеки горят,
Любо в лесу мне бежать
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
(А. Майков)
10 ребенок
Попевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
(К. Бальмонт)
11 ребенок
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора
Стоял ноябрь уж у двора.
(А. Пушкин)
Ведущий
Так поэты: Аполлон Николаевич Майков, Константин Дмитриевич Бальмонт, Александр Сергеевич Пушкин говорят о поздней осени, предавая нам печальное настроение. Мы грустим по птичьим голосам, по теплым лучам солнца, по нарядным уборам деревьев. Но композитор, Антонио Вивальди, пишет музыку про ноябрь совсем не грустную. В те времена, когда жил композитор, в ноябре знатные люди выезжали на охоту, для всех это было праздником. Послушайте, как описал охоту в произведении композитор.
Звучит произведение А. Вивальди «Ноябрь»
Ведущий
- Какое настроение у этой музыки? (Музыка передает звук охотничьих труб, отдающийся эхом. Она громкая, радостная, торжественная.)
- На что похожи быстрые несущиеся звуки? (Это мчатся лошади и бегут гончие псы.)
- Почему музыка звучит то громко, то тихо? (Это звучат трубы охотников. Впереди всех ждет праздник)
Ведущий
Конечно, в ноябре люди тоже радовались: устраивали праздники, ходили в лес, на охоту. Но вот природа поздней осени уже не радует нас своими красками. Поэтому и описывают ее художники различными темными оттенками. Посмотрим на картины, которые представляют в нашей галерее ноябрь. Их не так много. Послушаем, что расскажет нам Андрей.
Ведущий
Спасибо большое за замечательный рассказ. Вот так интересно. Каждый по – своему рассказали поэты, художники и музыканты нам об осени. Мы с вами почувствовали, как ликует, но и немного грустит об ушедшем лете природа. Музыка, стихи и картины еще не раз подарят нам воспоминания, о таком замечательном временим года, как осень.