Cветлана Федосова
Литературная викторина «Сказки любят все»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование интереса у дошкольников к художественной литературе.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания детей о русских народных сказках,
формировать умение узнавать сказки, их героев;
прививать любовь к русскому народному творчеству.
Развивающие:
развить интерес к русскому народному творчеству;
развивать память, логику, наблюдательность, речь.
Воспитательные:
Публикация «Литературная викторина „Сказки любят все“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Темочки
воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней, дружелюбие, взаимопомощь, справедливость, умение сопереживать героям сказок.
Предварительная работа:
чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций.
Оборудование: маски зверей для спектакля, магнитофон, иллюстрации к сказкам.
Способы: использование загадок, показ сказки, подвижная игра.
Оформление: иллюстрации к сказкам, рисунки детей.
Участники: воспитатель, дети.
Ход развлечения:
Воспитатель:
Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите.
Дети:
Да.
Воспитатель:
Вы просите маму, бабушку, чтобы они рассказали вам сказку. А как появилась сказка? Я вам сейчас расскажу. Сказки появились в глубокой древности. Сказки сочиняли люди, которые сами часто выступали в роли главных героев повествования.
Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, изменяя их и дополняя новыми деталями. Любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса. Сказки рассказывали взрослые и не только детям, но и взрослым тоже. Так через века дошли сказки и до нас. Это народные сказки. Ребята, а какими словами сказки начинаются?
Дети:
«Жили- были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «В тридесятом царстве, в тридесятом государстве…»
Некоторые сказки начинаются с обычного слова «однажды». Воспитатель:
Чтоб героев книг узнать – надо книги всем читать.
Я читаю, много знаю, и того же вам желаю.
Кто много сказок прочитал, легко найдет ответы.
Да вы и так давно их знали. Ну что, проверим это?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Чтобы узнать насколько хорошо вы знаете и любите сказки, мы проведем викторину. Итак, первое задание «Угадай сказку по загадке"
1. Сидит в корзинке девочка
у мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
несет ее домой. …
(«Маша и медведь»)
2. Стоял домик расписной,
Ох, красивый он какой!
В нем зверюшки жили –
Жили не тужили.
Но пришел медведь
и давай реветь.
Мишка домик завалил,
Чуть друзей не раздавил.
- Какая это сказка?
(«Теремок»)
3. Перед волком не дрожал,
От медведя убежал.
А лисице на зубок,
ж попался («Колобок»)
4. Уродилась так огромна;
Не одна, а десять словно.
Дед, чтоб вытащить тот овощ,
Всех позвал к себе на помощь. («Репка»)
5. Дом растаял ледяной –
Попросилась в лубяной.
Приютил ее зайчишка,
Сам остался без домишка.
Зайцу петушок помог.
Лису выгнать за порог. («Заюшкина избушка»)
6. Бабушка девочку очень любила.
красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.)
Воспитатель:
Второе задание: В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово. Например, Иван … (Царевич). Я буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему характеризующее, сказочное слово :
Петушок…. (золотой гребешок,
Зайчишка… (трусишка,
Мишка (косолапый (Топтыгин)
Лягушка….(квакушка).
Лисичка… (сестричка, лиса (Патрикеевна)
Сорока… (Белобока)
Заяц… (Короткий хвост)
Зайчик…. (Побегайчик)
Воспитатель:
Молодцы, ребята.
Третье задание: Узнай сказку по отрывку.
Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки.
1. Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице, по дороге прямо к царю. (“По щучьему велению”)
2. Иду на ногах в красных сапогах, несу косу на плечи, хочу лису посечи! («Лиса, заяц и петух»)
3. «Ловись, рыбка, и мала, и велика! Ловись рыбка, и мала, и велика!» («Лисичка сестричка и серый волк»)
4. «Печка, печка, спрячь меня!» («Гуси - лебеди»)
5. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки. (“Три медведя”)
Физкультминутка.
«Пять маленьких рыбок»
Пять маленьких рыбок плескались в реке.
(Имитация движения рыб).
Лежало большое бревно на песке.
(Развести руки в стороны)
Первая рыбка сказала : - нырять здесь легко.
(Имитация ныряния)
Вторая сказала : ведь здесь глубоко.
(Грозят указательным пальцем)
Третья сказала : мне хочется спать.
(Руки сложить под ухо)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
(Потереть кистями плечи)
Пятая крикнула: здесь крокодил,
(Руками имитируют пасть крокодила)
Плывите скорее, чтоб не проглотил.
Четвертое задание :«Исправь ошибки».
Воспитатель. В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.
- «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
- «Даша и медведь» – «Маша и медведь».
- «Морковка» - «Репка».
- «Волк и семеро ягнят» - «Волк и семеро козлят».
- «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
- «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
- «Домик» - «Теремок».
Воспитатель: Пятое задание – музыкальное. Посмотрим, как вы знаете песни из сказок.
1. Какую песенку пела коза, когда возвращалась к козлятам?
(Козлятушки, ребятушки!
Отопритесь, отворитесь!
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Течёт молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечку
Из копытечка в сыру землю.)
2. Как звал на помощь Петушок-золотой гребешок?
(Несёт меня лиса
За тёмные леса,
За высокие горы!
Котик - братик, выручи меня!.)
3. Какой песенкой выманивала Лисица Петушка из избушки?
(Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку).
4. Какую песенку пел Колобок лисице?
(Я – Колобок-колобок!
По амбару метёт,
По сусекам скребён,
На сметане мешен,
В печку сажен.
На окошке стужен.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
Я от медведя ушёл,
И от тебя, лиса, не хитро уйти.).
5. Как кликал Иванушка Сивку-бурку?
(Сивка-бурка,
Вещий каурка,
Стань передо мной,
Как лист перед травой).
6. Как Лиса приговаривала, помогала Волку рыбу ловить?
(Ясни, ясни на небе звёзды,
Мёрзни, мёрзни, волчий хвост).
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: А сейчас поиграем - подвижная игра: «Волк и козлята»
Выбирается волк, остальные дети - козлята.
Дети - козлята прыгают по площадке, приговаривая:
«Мы веселые козлята
Озорные все ребята,
Не боимся никого
Кроме волка одного.
(подходят к волку)
Серый волк, не зевай
Нас скорее догоняй»
На последние слова «волк» догоняет «козлят». Кого поймал (осалил, тот приседает.
Игра останавливается, когда поймана большая часть ребят.
Затем выбирается новый «волк»
Воспитатель: Продолжаем нашу викторину. Шестое задание -
«Сказочное лото».Я называю первое слово, а вы отгадайте полное название сказки :
Гуси- (лебеди)
Красная - (шапочка)
Заюшкина – (избушка)
Царевна – (лягушка)
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями нашей викторины. А сейчас мы покажем вам русскую народную сказку «Колобок» (пальчиковый театр)
Воспитатель: Мы желаем вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». А теперь пора прощаться. До свидания, друзья! До новых встреч со сказкой!