Максютова
Опыт работы с обучающимися с ОВЗ в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении". Согласно статистике, общее количество людей с инвалидностью в России в 2020 году составило 11 875 496 человек — это 8,1% населения страны. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается.
Публикация «Опыт работы с обучающимися с ОВЗ в начальной школе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Одним из условий правильной организации коррекционно-педагогической работы является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи обучения.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная в 2010 г. определяет основные направления модернизации российской школы, обозначает основные пути повышения его качества. Они имеют непосредственное отношение к образовательным организациям, в которых получают образование в соответствии со своими образовательными потребностями обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, которые реализуются в нашей школе.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Особенность нового ФГОС: возвращение в общее образование функции воспитания, выраженной в требованиях и предполагаемых результатах. Воспитание учащихся можно осуществить только в рамках всего образовательного процесса, равномерно распределяя его духовное содержание по всей образовательной среде.
Таким образом, оценивание осуществляется не сравнением результатов всех обучающихся в классе, а в динамике повышения или понижения результатов конкретного ученика.
Большое внимание при работе с детьми уделяется коррекционным занятиям, а именно индивидуальная и групповая работа с классным руководителем, дефектологом, логопедом для повышения качества обучения. Именно связь программного материала с внеурочными занятиями обеспечивает развитие коммуникативных универсальных учебных действий. В ходе групповой работы дети учатся договариваться друг с другом, повторяется пройденный материал для устранения пробелов в восприятии темы и закрепления изученного.
Так же хочу напомнить, что у детей с ОВЗ совершенно другая система оценивания, обеспечивающая объективность, достоверность и открытость информации обо всех направлениях деятельности обучающегося.
К сожалению, в силу особенностей детей, для прохождения и усвоения одной темы, приходится уделять этому больше времени, чем позволяет нам учебный план. Но лишь то, что мы работаем одной большой командой, в которую входят специалисты нашей школы и усердного труда родителей обучающихся, нам удается достигать успехов в усвоении учебного материала и применении его на практике. В этом так же помогает индивидуальный подход к каждому ребенку, знание его интересов, система разделения обязанностей каждого ученика для укрепления его дисциплины и в конечном счете поощрения за проделанную работу.
Несмотря на реализацию образовательной программы и стремление повысить качество обучения, чрезмерный упор на такие предметы, как математика и русский язык, негативно сказываются на результатах обучения и поведения обучающихся, в связи с этим на дополнительные платные услуги нашим классом был выбрано творческое направление, в рамках которого происходит смена мыслительной деятельности, что является достаточно трудоёмким процессов у данных учеников, на творческую, где обучающиеся уже реализуют не такие сложные задачи.
Могу отметить, что на данном этапе у обучающихся 3в класса прослеживается повышение уровня теоретических знаний, которые они показывают на практике, а также живой интерес при подготовке выступления ко дню Матери в рамках ДПОУ.