Олеся Сырникова
Консультация «Личность и факторы ее становления»
▼ Скачать + Заказать документы
Личность и факторы ее становления.
Понятие «личность» включает в себя социальные свойства и качества человека: речь, сознание, навыки и привычки, благодаря которым человек может считаться общественным существом. Именно понятие личности дает характеристику общественной сущности человека и раскрывает содержание выработанных у него социальных характеристик и признаков.
Можно выделить следующие из признаков личности :
• способность к сознательному управлению собственными поведением и деятельностью;
• осознание ответственности за свои поступки;
Публикация «Консультация „Личность и факторы ее становления“» размещена в разделах
• автономная и независимая деятельность.
Процесс развития личности тесно связан с формированием возрастной и психической зрелости. Личность характеризуется в первую очередь своей индивидуальностью, способностью принимать, перерабатывать и переводить во внутренний план достижения человечества и прогресс. Тем самым обеспечивается гармоничное развитие личности.
Процессы биологического, психологического созревания и социального формирования личности человека находит свое проявление в возрастных этапах развития. Для выявления определенных возрастных особенностей человека обязателен учет анатомических показателей, особенностей протекания физиологических особенностей, процессы качественного изменения роста, развития психики, эмоционально – волевых и действенно – практических сфер развития личности, духовное развитие, моральная зрелость.
Какого же человека можно назвать личностью? Л. И. Божович отвечала на этот вопрос так: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью. Личность, достигшая полного развития, характеризуется наличием собственных взглядов, отношений, моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды».
Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения. В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.
Взрослый человек руководствуется в поведении преимущественно осознанными мотивами, которые представляют собой определенную систему, зависящую от того, что для него более или менее значимо. У ребенка мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости. Внутренний мир ребенка лишь начинает приобретать определенность и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут непосредственно вложить в ребенка свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения.
Особенности поведения.
Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний, которые вызваны прежде всего тем, что непосредственно окружает ребенка, попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но также легко и отвлечь. Поэтому большое значение имеет развитие у детей таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей, поступать в соответствии с требованием взрослых.
Уже в младенчестве у детей начинает формироваться любовь, симпатия к близким людям. В раннем детстве эта симпатия приобретает новые формы. Ребенок стремиться получить от взрослого похвалу, ласку, огорчается, если взрослый им недоволен. Примерно в середине второго года, если ребенок общается с другими детьми, чувство симпатии переносится и на них. Оно выражается в сочувствии, помощи другому ребенку, иногда в желании поделится своими игрушками.
Внешний образ.
В раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону, возникает образ «Я». Он начинает произвольно овладевать своим телом, совершая целенаправленные движения и действия: ползает, ходит, бегает, принимает разнообразные позы и совершает преобразования со своим телом, свойственные исключительно пластике малолетнего ребенка. Он пристально наблюдает за статическими изменениями своего тела, переживает новые мышечные ощущения. Прислушиваясь к себе внутреннему, ребенок изучает и себя внешнего: играет со своей тенью, наблюдает за действиями своих рук и ног; рассматривает себя в зеркале.
Лицо.
В раннем возрасте интенсивно развивается конституционно и мимически, заметно меняются пропорции. И по мере развития ребенка выразительность его мимики становится все более разнообразной и более определенной. Постепенно в раннем возрасте намечаются новые тенденции в развитии мимики. Появляется большое разнообразие выразительных мин, которыми ребенок может же достаточно успешно управлять, рефлексируя при это на реакции близких взрослых. В то же время подавляющее число мимических выражений ускользает от внимания, не контролируется ребенком и поэтому его чувства хорошо читаются взрослыми.
Овладение телом.
Телесные переживания ребенка занимают одно из главных мест в процессе развития. Именно в раннем возрасте ребенок начинает осваивать свое телесное, физическое «Я», глубоко чувствует наличие у себя частей тела, участвующих в его действиях. Через движения и действия, телесный контакт с другими людьми продвигает ребенка в самопознании и формировании отношения к своему телу.
Овладение телом и способностью передвигаться подводят ребенка к тому, что он вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром.
Имя и его значение для ребенка.
Ребенок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Важность имени в формировании личности ребенка нельзя переоценить. С имени ребенка начинается обращение к нему, поощрение или порицание его действий и поступков. С имени собственного ребенок раннего возраста начинает свое общение с окружающими, когда овладевает речью настолько, что может выразить сои желания и высказать оценку своей персоне.
Осознание себя как отдельного субъекта, как уникального «Я», происходит через телесные чувствования, «образ» тела, визуальный образ своего отражения в зеркале, через способность выделять себя как источник воли, эмоций, воображения.
Самосознание.
Для самого человека, субъективно, личность - это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием.
Самосознание личности начинает формироваться очень рано. Оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, когда он направляет действия на самого себя. Самосознание развивается. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях (это происходит у разных детей в разное время, но, как правило, не позднее 2,5—3 лет). Постепенно он начинает осознавать себя как причину происходящих вокруг него и с ним событий. Начинает осознавать себя как субъекта собственных действий и поступков. Понимать свои потребности, желания. Он стремится выразить себя через собственные действия («Я сам!»). С этим связан так называемый кризис трех лет. Важное влияние на развитие самосознания оказывает исполнение роли в играх, когда ребенок начинает четко отличать себя от исполняемой им в игре роли.