Марина семеновна
Конспект НОД для 4 класса «Лев и собачка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мотивационный момент.
Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Мы спокойны, добры, приветливы, мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Самоопределение к деятельности.
Натиолотлочнё м: - Возьмите тетрадь. Положите парту, возьмите ручку, запишите тетради дату. Почему выполнить не можете задание? Пропущено слово. Догадайтесь, какое слово я пропустила?
- Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах. Как они называются? Предлоги.
Публикация «Конспект НОД для 4 класса „Лев и собачка“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Лев, львенок. Все о львах для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- «Лев и собачка» Л. Н. Толстой
- Темочки
Посмотрите внимательно на строку. Что написано? (предлоги и приставки) Слайд 1,2
На, за, по, от, со, под,
-Так приставка или предлоги? Решение проблемы.
Кто сможет поспорить? Включение уч-ся в активное восприятие речи одноклассников.
Где приставка? Где предлог?
Кто бы нам понять помог?
Учитель: Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки).
Учитель: Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).
Учитель. А цель нашего занятия – научится различать приставки и предлоги, правильно их писать и употреблять в речи. Когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой.
С)крыши (с)бросили (с)нег.
– Прочитайте предложение, записанное на доске.
-Что интересного вы заметили в предложении?
-Кто догадался, почему буква «эс» написана в скобках?
Урок литературного чтения
Класс :2
Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
Цель: раскрытие идейно-художественного смысла произведения через содержание текста
Задачи урока:
Образовательная:
• сформировать условия для вдумчивого, правильного, выразительного чтения;
• сформировать условия для самоконтроля учащихся.
Развивающая:
• содействовать приобретению умений анализировать и синтезировать информацию;
• способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы;
• способствовать развитию речи, мышления, памяти.
Воспитывающая:
• создавать условия для воспитания доброго отношения к животным; проявления способности понимать чужую боль.
Оборудование: иллюстрации зоопарка, льва, собачки, таблицы-опоры качеств для каждого ученика, аудиозапись были Л. Н. Толстого «Лев и собачка», карточки-задания для каждой группы.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова М. М. Пришвина: «Всё прекрасное в мире — от солнца, все хорошее — от человека».
- Как вы понимаете эти слова?
- Давайте поставим перед собой задачу учиться добывать знания, выделять главное, учиться самостоятельно контролировать себя.
- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке (учиться правильно и выразительно читать, рассуждать?
- Желаю вам научиться чувствовать и переживать чужую боль и страдание, быть добрыми друг к другу и к животным.
II. Проверка домашнего задания.
1. Выразительное чтение. Нарисовать рисунок и подписать его отрывком из текста.
- Домашним заданием вам было научиться выразительно читать текст, нарисовать рисунок и подписать его отрывком из текста. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Учащиеся выходят к доске, показывают свои рисунки, демонстрируют выразительное чтение отрывка, которым подписали рисунок.
- Станьте в таком порядке, как происходили действия в рассказе.
- Что вызвало у автора рассказа благоговение? Почему?
- Способен ли такой человек к состраданию?
III. Актуализация субъектного опыта.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о сложной жизни животных и отправимся с ними в мир зоопарка.
(На доске иллюстрации зоопарка)
- Кто из вас был в зоопарке?
- Для чего нужны зоопарки (Для содержания животных, которые в природе, без помощи человека погибнут?
- Как по-другому называется зоопарк? (Зверинец — передвижной зоопарк.)
- Kак живется зверям в зверинце? (Это зависит от людей, которые ухаживают за животными. Человек отвечает за то существо, которое приручил.)
- Историю, которая однажды произошла в зверинце нам поможет узнать писатель, портрет которого я разместила на доске.
- Знаком ли вам этот человек (Л. Н. Толстой?
- Лев Николаевич Толстой родился в деревне Ясная Поляна.
В семье, где воспитывался Л. Н. Толстой было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка, так его ласково называли, был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец умер через 7 лет. Детей стала воспитывать тетя.
Лева отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он сам кроил и шил себе одежду.
Л. Н. Толстой очень любил детей и открыл школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.
Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.
- История, о которой нам сегодня расскажет Толстой, произошла очень давно в далеком городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Но дело в том, что маленький Толстой был очень чувствителен: когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал.
- Как вы думаете, о чем это говорит? Какая черта была у этого человека? (Эта черта — сострадание, то есть умение чувствовать чужую боль и страдание — сохранилась до конца жизни).
- Откройте учебник на с. 52. Прочитайте заголовок.
- Что значит слово «быль» под заголовком (то, что было на самом деле?
— Как вы думаете, кто будет главными героями произведения (Лев и собачка?
(Помещаю на доску иллюстрации льва и собачки)
-Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)
-Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)
- Могут ли 2 абсолютно разных животных (по характеру и среде обитания) найти общий язык? ( ответы детей: да – нет)
- Это мы с вами выясним в ходе работы над этим произведением.
IV. Изучение нового материала
1. Работа над содержанием произведения.
А). Первичное восприятие.
- Сядьте поудобнее, и внимательно послушайте эту историю и сравните её с той, которая написана у вас в учебнике.
Дети слушают аудиозапись сказки.
- Совпадает ли рассказ, который находится в ваших учебниках с тем, который вы прослушали (Действительно, они отличаются. В ваших учебниках он немного сокращён?
- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)
- Назовите главных героев были. (Лев и собачка).
- Где происходит действие? (в зверинце)
- Какой эпизод показался вам самым напряженным (Собачку бросили в клетку?
• Было ли вам кого-нибудь жалко?
Б) Словарная работа.
- Перед прочтением текста поработаем над сложными словами, которые встречаются в тексте.
- Значение каких слов было вам непонятно?
Издохла – умерла.
В) Повторное чтение текста.
Чтение детьми были «цепочкой» (по абзацу).
Г). Беседа по содержанию. Анализ произведения.
• Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найдите и прочитайте ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или кошками и собаками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей (У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).
• Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.
• В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)
• В своем произведении Л. Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.
• Прочитайте, как лев повел себя? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой)
• Как повела себя собачка, когда попала в клетку? (Поджала хвост, прижалась в углу.) С какой интонацией нужно прочитать эти строки? Прочитайте.
• Какое чувство она испытала? (Страх, боязнь.)
• Найдите и прочитайте в тексте ласковые слова, которыми автор называет собачку? (собачка, собачонка и другие добрые слова).
• Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)
• Как повела себя собачка дальше? Почему так? (Легла на спину, подняла лапки, стала махать хвостиком.) С какой интонацией нужно прочитать эти строки? Прочитайте.
• Какая черта проявилась в этом эпизоде? (Показывает миролюбие, игривость.)
• Как отреагировал лев? (Тронул, перевернул.)
• Что потом сделала собачка? (Вскочила, стала на задние лапки.)
• Почему? (Тревожится, ожидает прощения, хочет понравиться.)
• Что сделал лев? (Смотрел и не трогал.)
• Характерно ли такое поведение для льва?
• Почему же он так себя повел? (Понравилась собачка, захотелось иметь друга, он подружился с ней, полюбил её.)
• Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вмес