Инна Максимова
«Егорьев день». Обряды и традиции
▼ Скачать + Заказать документы
. Обряды и традиции
Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни - это время, наполненное тяжелым крестьянским трудом и заботами, «уныло однообразная с бесхитростными радостями и скорбями». Будням противопоставлялись праздники, самые древние из которых были связанны с земледельческим календарем. К таким праздникам относился Егорьев день.
Публикация «„Егорьев день“, Обряды и традиции» размещена в разделах
Егорьев день (Егорий, Егорий храбрый, Юрий зеленый) - народное название двух церковных православных праздников, дней памяти святого великомученика Георгия Победоносца. В русской народной традиции Георгий Победоносец считался одним из главных святых.
В народе говорили: "На Руси два Егория : один холодный, другой голодный". Первый - Егорий Вешний ("Летний", "Теплый", "Голодный") - отмечали 6 мая. Второй - Егорий Осенний, Егорий Зимний, Егорий Холодный праздновался 9 декабря.
В представлениях простого народа святой Егорий был олицетворением созидающих сил природы, символом весеннего очищения и обновления природы. Русские крестьяне говорили, что вместе с Егорием на землю приходит весна: «Егорий на порог весну приволок», «Не бывать весне на Святой Руси без Егория». Считалось, что он «открывал» землю, давал плодородие полям, защищал скот.
С Егория начинается сев яровых. «На Егория мороз – будет просо и овес», «На Егория дождь – будет скоту легкий год, а гречи нерод (неурожай)», – говорили земледельцы. С Георгия начинают сеять корнеплоды – свеклу, морковь.
Святой Егорий считался покровителем диких зверей и хранителем домашнего скота. В распространенных легендах святой Георгий охраняет домашний скот, помогает пастухам или наказывает их за провинности и нерадивость. Поэтому для Егорьева дня особенно характерны обрядовые действия, направленные на защиту домашних животных.
Весенний Егорий был днем первого выгона скота в поле. После почти двухсот дней стойлового содержания торжественный первый выгон скота в поле приобретал торжественную и ритуальную окраску.
В народном сознании прочно укрепилось, что первый раз выгонять скотину в поле надо обязательно на Егория. Крестьянское поверье гласило, что в этот день святой Георгий сам пасет скот.
Обряд первого выгона совершался для сохранности скота, получения хорошего приплода и состоял из нескольких этапов:
· обход скота хозяевами во дворе,
· ритуальное кормление скота,
· выгон скотины в стадо,
· обход стада пастухом,
· одаривание пастуха и трапеза пастухов и хозяев на выгоне.
В деревне Сысоево Собинского района Владимирской области живет Екатерина Алексеевна Крюкова. В свои 93 года она в хорошей памяти помнит многие обряды и традиции которым придерживались люди жившие в деревни. Одной из такой традиции Екатерина Алексеевна помнит Егорьев день – выгон скота. Так как дом у Екатерины Алексеевны находиться на краю деревни она многое время была «Старшей», своего рода главный по обряду на Егорьев день.
Екатерина Алексеевна Крюкова вспоминает: - Скотину со двора выгонял сначала «Старший» – за ним и все остальные. Когда стадо собиралось, старший обходил его с мирскою иконой – икону потом передавал пастуху. Скотину в поле гнали вербою. Стадо в поле бывало недолго, ибо «кормы еще худы». Пастуху собирали богатый обед. Обязательно на столе должны были быть: пироги, капуста, яйца и мясо.
Припасали отдельную буханку для выгона, нарезали на ломти и присаливали.
Корову хозяйка вела до стада, с веткой вербы. Отпустив в стадо, крестила троекратно и сама направлялась к собранию на краю поля, где их собирал «Старший».
В первый день выгона скота пастухи играли особую роль. Выгнав стадо за деревню, пастух обходил его трижды, как бы накладывал оберег скота от нападения зверей. Пастухов в этот день надо было обязательно отблагодарить, почествовать.
Екатерина Алексеевна Крюкова вспоминает: «пастуха одаривали яйцами, пирогами, мясом, сладостями, выпивкой и деньгами. Нужно было отдать две меры картошки в начале (весной) пастбища и в конце (осенью). Едой и выпивкой, принесенными с собой, женщины также угощали друг друга после обхода.» С одной стороны, хозяева хотели подарками расположить пастуха к себе и к своей скотине, а с другой - дары должны были иметь магическое значение - сохранить скотину, получить приплод от нее.
Екатерина Алексеевна рассказала, что «проводили обход скота, с веточками вербы, иконой святого Георгия Победоносца обходила 3 раза скотину и кропили святой водой со славами:
Иду я из дома в дом
Иду из ворот в ворота
Иду я чередой
В чистом поле собор
В этом соборе мать Пресвятая Богородица
С ангелам-апостолам Егорием-Батюшкой
Спаси скотинку животинку
В поле, за полем,
В лесу, за лесом
Солнце садится ниже
Скотина ка двору ближе
Аминь».
Старший передавал пастуху: икону святого Георгия, веточки вербы, хлеб с солью. Пастух обходил весь скот, приговаривая: «святой Георгий – Батюшка, сдаё м на руки тебе сваю скотинку и просим тебя: сохрани её от зверя лютого, человека лихого». Хлеб скармливали скотине».
Пастух, в Егорьев день, были в центре внимания, это был их праздник. Хозяева, вручая пастухам свою животинку. Екатерина Алексеевна вспоминает: «Пастуха рядили. Он должен был плясать и петь. Чем веселее отгулял пастух, тем надежный был оберег стада. В былые времена пастуха выбирали из нескольких претендентов. Пастух должен быть молодой, знать престольные праздники, приговоры и молитву для оберега.»