Гаврилова Анна
Лепка в образовательной деятельности младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1
Теоретический семинар
«Лепка в образовательной деятельности младших дошкольников».
Подготовила Гаврилова А. Е., воспитатель
Слайд№2
Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированностъ движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Трудно переоценить значение лепки! для развития ребенка. Лепка — самое динамичное, радостное детское творчество.
Публикация «Лепка в образовательной деятельности младших дошкольников» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Изобразительный период начинается у большинства детей с трех лет, когда появляется образное мышление. В этом возрасте ребенок осваивает основные приемы лепки и у него начинают формироваться навыки работы с пластическим материалом и изобразительные замыслы. Это самое удачное время для развития у ребенка изобразительных способностей. Но они не разовьются или разовьются очень слабо без грамотного руководства взрос-лых.
Два самых основных условия развития способностей в том, чтобы ребенок с близкого расстояния и без торопливости увидел, что происходит с пластическим материалом, когда он в руках взрослого, и чтобы этот материал всегда находился в доступном для него месте. К пяти годам ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное, у него появляется умение эстетически оценивать свои изображения. Только на основе этих умений ребенок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них. Лепка детей в старшем дошкольном возрасте иногда поражает интересным замыслом, а иногда каким-то фантастическим переосмыслением реальной действительности. Старшие дошкольники — большие фантазеры и очень смело принимаются воплощать свои замыслы, если их не останавливает трезвое вмешательство взрослого. Обучающий должен быть очень чуток, чтобы живое творчество не превратилось в скучный урок. Для старшего дошкольника характерно игровое отношение к образу, который он создает в лепке.
Во время занятий лепкой в детском саду существуют определенные задачи для воспитателей: воспитание детского творчества, обучение детей изобразительным и техническим умениям, развитие интереса к этому виду деятельности. Также лепка в детском саду имеет особое содержание.
Методы обучения лепке во всех возрастных группах.
Слайд №3
Первая младшая группа.
В первой младшей группе обучение в начале года, когда дети еще не привыкли к занятиям, их объединяют в группы по 5-6 человек.
Воспитатель садится рядом с детьми и медленно,размеренно показывает и объясняет необходимые действие с глиной. Если есть дети которые отказываются заниматься с глиной,нужно дать её потрогать, помять показать как отрывать маленькие кусочки и снова соединять их в общий ком.
Первые занятие по лепке проводятся 5-8 мин с каждой подгруппой. После ознакомления с материалом (глиной, пластилином, можно приступить к фронтальным занятием со всей группой. На данном этапе применяется информационно-рецептивный метод. Дети вызываются на подражание на повторение формообразующих движений. Большое значение имеет не только показ, но и объяснение, воспитатель поясняет детям каждое свое действие. (Положу кусок глины на ладонь и покрою другой ладонью, а потом покатаю между ладонями – вперед и назад – получится столбик). Часть занятий можно проводить в виде демонстрации воспитателем процесса изображения знакомых детям предметов (Детям интересно наблюдать как из куска глины в руках воспитателя получается цыплёнок).
Воспитатель лепит не более 2-3 предметов, чтоб детям не надоело наблюдать. Такое занятие проводится со всей группой и заканчивается чтением потешки или пением песенки. Обязательным условием при обучении детей данного возраста является введение игровых приемов и обыгрывание тех предметов, которые будут лепить дети. Занятия по лепке в первой младшей группе носят предметный характер. Важным моментом в проведении занятия является оценка деятельности детей. Надо рассказать детям как они работали, дать положительную оценку (повалить всех детей).
Слайд№4
Вторая младшая группа. Во второй младшей группе задачи изобразительного и технического характера связаны с дальнейшим обучением детей различение и лепке шара, цилиндра, диска, ориентировке в их величине, составлению из них несложных фигур.
Основное место отводится информационно-рецептивному и репродуктивному методам. С детьми рассматривают шары, мячи, фрукты,
карандаши и другие знакомые предметы. Важно чтобы ребенок подержал их в руках, ощутил объем, размер.
Показ и объяснение способов изображения должны занимать на занятии не более 3-4 мин. Обучение детей этого возраста должно предусматривать детскую самостоятельность. Поэтому, когда дети знакомы с приемами лепки, им не следует показывать еще раз. Хороший результат от занятия может быть достигнут если детей воспитатель сумеет заинтересовать обыграть занятие. Анализ детских работ в конце занятия является очень ответственным моментом в процессе обучения.
Слайд №5
Лепка в средней группе. Задачи по лепке. Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета фигурки.
Учить приемами вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремления украшать изделия узором при помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки.
Слайд№6
Особенности видов лепки в дошкольном возрасте
Определяют следующие виды лепки дошкольников :
1. Лепка отдельных предметов.
2. Сюжетная лепка.
3. Декоративная лепка.
Слайд №7
Лепка отдельных предметов (предметная)
Изображение предметов в лепке для ребенка являются более простым заданием, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями – изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.
Исследования и опыт работы с детьми показывают, что дошкольников можно научить относительно правильному изображению человека и животного. Дети передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной. Поэтому важно, чтобы педагог учил детей видеть основные формы предметов, выделять их яркие, характерные признаки.
Слайд №8
На занятиях дошкольники должны научиться передавать пропорции задачи конкретизируются для каждой возрастной группы. Например, для первой младшей группы научить детей лепить простейшие формы (цилиндр, диск, шар); для средней группы – уточнять представление о форме предметов, и их строении, овладевать определенными техническими умениями. Для старших групп – видеть сходство и различие предметов, и их положение в пространстве, замечать характерные признаки. Постепенно дети учатся создавать выразительные образы.
Слайд №9
2. Сюжетная лепка
Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображении сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приемов изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе. В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не сможет. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке-каркасе. Однако этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько. Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно изображать наиболее выразительные предметы.
Слайд№10
В средней группе сюжетная лепка, совмещена с предметной, то есть это объединение вылепленных изображений единой темой.
Каждый ребёнок лепит один предмет, а затем все предметы объединяются на специальной плоскости.
Слайд №11
3. Декоративная лепка
Знакомство детей 4-5 лет с предметами народного творчества проходит в виде игр и коротких бесед. Детям важно понять, что народные игрушки из любого материала почти всегда ярко расписаны и именно поэтому они веселые и радостные. Ребенок начинает понимать, что в одном случае узор ложится на объемную форму, в другом - на предмет, ярко окрашенный одним цветом, и это тоже очень красиво.
Дети любят все яркое и ритмично расписанное. Им нравится украшать куклу, свой рисунок, лепку. В этом возрасте они с удовольствием украшают изделие способом налепа - шариками и валиками. Предметы народного творчества помогают эстетически осмыслить значение узора на предмете, и у детей появляется потребность украшать таким же способом вылепленные предметы.
Детская лепка, украшенная самым незатейливым орнаментом, приобретает новые выразительные качества, а ребенок получает возможность проявить самостоятельность и творчество.
Постепенно в результате обучения дети начинают смелее по своему желанию вводить элементы декоративного оформления в лепку : украшают посуду, корзину для ягод, воротник и опушку шубки девочки, подставку у птички и другие предметы. Все это оживляет детские работы, делает их более законченными и выразительными. Ребенок, увлекаясь украшением своей работы, с желанием лепит, что также помогает процессу обучения и развитию творчества.
Слайд №12
Способы лепки
На первых стадиях обучения для обработки таких форм, как шар, цилиндр, диск, можно пользоваться раскатыванием и скатыванием глины (пластилина) в разных направлениях. Для получения шарообразной формы нужно кругообразными движениями скатывать глину между ладонями. Для получения цилиндрической формы раскатывание ведется прямыми движениями.
В создании форм с более сложным строением, а также для проработки деталей в работу включаются пальцы.
Для изображения форм, состоящих из нескольких частей (фигуры человека и животного, можно пользоваться несколькими способами: конструктивным – предмет создается из отдельных частей; пластическим – лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины; комбинированными – объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.
Во время лепки мелких деталей применяются такие предметы, как оттягивание, прищипывание глины от общей массы, приемы рельефной лепки.
Для того чтобы вылепленная работа была прочной и части не рассыпались, нужно знать способы их скрепления: плотно прижимать одну форму к другой и замазывать место скреплений; при помощи углублений, в которые вставляются прикрепленные детали.
Глиняные изделия можно окрашивать гуашью.
Слайд №13
Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный способ) – наиболее простой способ лепки, когда предмет составляется из частей, вылепленных предварительно. Обычно работу начинают с основной, наиболее крупной части. Мелкие детали лепят в последнюю очередь.
Слайд №14
Лепка предмета пластическим способом – это лепка предмета из целого куска. Прием более сложный. Он требует точных движений, хорошего глазомера и отчетливого представления о форме и пропорциях предмета. Поэтому, прежде чем приступить к лепке, надо нарисовать предмет, в процессе чего уточнить форму, пропорции пластику перехода от одной части к другой. Комку глины предается определенная исходная форма. Так, исходной формой для лепки груши должен быть шар, для гуся, курицы – овоид (яйцевидная форма, а белку легко вылепить из толстого валика, согнутого в дугу. Наметив основную форму животного, переходят к вытягиванию таких частей, как шея, голова, конечность, хвост. Все время проверяется и уточняется правильность пропорции. После того как основные формы вылеплены, можно отработать более мелкие части и детали.
Слайд №15
Комбинированный способ лепки включает в себя оба вышеназванных способа. Из целого куска лепятся те части, которые составляют основную массу предмета, например: туловище и толстые ноги медведя; Глова, туловище и хвост лисы. Голову медведя и ноги лисы удобнее вылепить отдельно, так как, вытягивая их из общего куска, модно нарушить общую форму.
Слайд №16
Оттягивание, прищипывание, прием рельефной лепки. Во время лепки таких деталей, как вытянутая часть головы зверя, нос, клюв, хвост, элементы одежды, могут быть использованы элементы оттягивания и прищипывания глины пальцами, когда от общей массы глины захватывается пальцами небольшая ее часть и вытягивается до необходимого размера.
При лепке крыльев и перьев птиц, чешуе рыбы, шерсти животных хорошо использовать прием рельефной лепки, при котором небольшие куски глины накладываются на основную форму, а пальцами и стекой придают им нужную форму.
Слайд№17
Вывод
Лепка, как один из видов изобразительной деятельности детей, имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребенка, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребенка, также формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Также обучая детей лепке, взрослый должен помнить:
- что основой для обучения предметной лепке является ознакомление дошкольников со скульптурой малых форм, так как она дает представление о предметах, как об объемных моделях.
- что четырехлетние дети уже могут выделять некоторые функциональные признаки предметов, но еще не справляются с изображением формы, искажают пропорциональные соотношения частей предметов, не умеют вполне самостоятельно пользоваться приемами лепки
- большую сложность для ребенка представляет овладение изобразительными и техническими средствами лепки, поэтому необходимо с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.
- прохождение программы по обучению лепке требует соблюдения принципа «от простого к сложному».
Слайд№18