ИРИНА СМЕТАНИНА
Лепка посуды в традициях алтайских скифов «Турина гора» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Лепка «Турина гора»
Подготовительная к школе группа
(лепка посуды в традициях алтайских скифов)
Цель: Развивать эмоционально-эстетическое отношение к человеку и природе через целостное познание мира в контексте культурно-исторических ценностей Алтайского края.
Задачи:
Публикация «Лепка посуды в традициях алтайских скифов „Турина гора“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Алтайский край
- Горы. Конспекты, проекты, поделки на тему гор
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Лепка, занятия с пластилином
- Темочки
Обучающая; Учить детей видеть выразительные средства алтайской керамики-образы хищных птиц, использовать полученные знания в своих работах. Учить лепить поделки более сложной формы, состоящую из нескольких частей; планировать работу, делить пластилин на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей.
Развивающая: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии алтайской керамики. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук для получения формы полой внутри. Развивать чувство формы и пропорций.
Воспитательная: Воспитывать интерес к познанию истории малой Родины.
Методы и приемы:
• Метод «подмастерья»,
• музыкальное сопровождение,
• эмоциональные установки,
• вопросы к детям,
• сюрприз,
• рассматривание,
• индивидуальная помощь,
• поощрение,
• мини-выставка,
• частичный показ,
• игровая ситуация,
• рассказ.
Предварительная работа
• Выставка керамики - рассматривание керамической посуды, украшенной росписью и рельефом.
• Лепка «Гора - Синюха».
• Лепка «Лебеди на зеркальном озере».
• Беседы по краеведению.
• Рисование «Орел парит в небе».
Словарь
Активный: скульптор, хищные птицы, керамика.
Пассивный: «Турина гора», сосуд для воды, «туриногорцы».
Оборудование:
фотографии предметов алтайской керамики, диарамма «Турина гора», поворотный круг, аудиозапись - музыка в сочетании со звуками природы, стеки, бисер, дощечки, тарелочка с кусочками цветного пластилина, исходные формы для показа способов лепки.
Источники
• Е. В. Затеева, Л. А. Давыдова «Мир урало-сибирской росписи» Барнаул 2003г.
• Книга «Турина гора» народный художественный промысел» Барнаул 2007г.
• И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа» Москва 2007г.
• Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная группа» Москва 2002г.
Ход занятия
• Дети проходят за столы и садятся парами.
- Дети посмотрите на столы. Какой изобразительный материал приготовлен для занятия? (называют).
- Как вы думаете, кто работает с таким материалом? (скульпторы).
- Поэтому и мы, сегодня с вами будем скульпторами.
- Желаете узнать, что спрятано под покрывалом?
• На демонстрационном столике под покрывалом находится макет «Турина гора».
- Воспитатель предлагает послушать историю про наш Алтайский край.
Есть в Алтайском крае такой город - Барнаул, а рядом с ним удивительное место под названием «Турина гора», и со временем стала «Турина гора» знаменита на весь мир.
• Дети подходят к столу и рассматривают диораму. Затем садятся на места.
- Ребята, а вы знаете, почему именно «Турина гора» стала на Алтае такой известной?
Оказывается ученые - археологи раскопали это место, и на глубине нашли поселение древнего человека. Там лежали кости животных, каменные топоры, и необычная керамическая посуда. Ученые сказали, что кости животных, находили в Америке, каменные топоры в Африке, а вот такая керамическая посуда им ни когда не встречалась, только здесь на Алтае! Выяснилось, что древние люди добывали пропитание на охоте, но самыми лучшими охотниками в лесах и горах были дикие звери и хищные птицы. Древние люди мечтали стать такими же быстрыми, ловкими и сильными как хищники, и в этом им помогла глиняная посуда и вода с Туриной горы. Наши предки решили, что будут делать посуду в форме животных и хранить в ней воду, и тогда вода даст человеку силу того животного, на кого похож сосуд с водой.
- Педагог предлагает детям рассмотреть алтайскую керамику.
• Педагог демонстрирует фотографии алтайской керамики. Дети рассматривают детали керамической посуды.
- Кого вам напомнил этот кувшин? (Птицу). Какие части тела птицы можно увидеть? (клюв, голова, когти и т. д.)
- Желаете испить волшебной водицы? Тогда я приглашаю вас к столику, и мы вместе с вами подумаем, с чего нам начать работу.
• Дети встают вокруг демонстрационного столика, где лежат на тарелочке исходные формы.
• Совместно с детьми планируется, последовательность лепки (делим пластилин - делаем углубление стекой в центре - разминаем стенки и дно пальцами обеих рук - крышка в форме головы - крылья в форме капли -хвост - лапы и т. д.)
• Педагог обращает внимание детей на то, что поделку можно украсить при помощи стеки, бисера и налепов.
- Пришло время отправляться в магазин «Цветной пластилин». Присаживайтесь на свои стулья, мы скоро откроем распродажу.
• Педагог выбирает продавца и первого покупателя. Ребенок - продавец в игровой форме раздает пластилин детям.
• Лепка. Звучит музыка. В процессе работы детей, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
• Организация выставки поделок.
- Алтайские кувшины готовы, пора набрать воды из источника на «Туриной горе».
• Дети в игровой форме набирают воду из ручья, пьют, затем расставляют изделия по вершинам горы.
- Скажите, дети нашу посуду можно назвать - алтайской? (Да, потому что, есть сходство с образцами керамики).
• Воспитатель подводит итог.
- Мы с вами сегодня были мастерами с «Туриной горы», так как, наши поделки сделаны в традициях алтайской керамики.
- Я предлагаю на нашу выставку пригласить детей из других групп, а так же сотрудников и Ваших родителей, чтобы они узнали, какие вы хорошие скульпторы.
После занятия.
Оформляется выставка посуды на диарамме «Турина гора». Рассматривание фотографий керамики алтайского промысла, имеющих в своем декоре хищные, животные элементы.