Добрыдина Юлия
Лекторий для родителей «Внимание к внутреннему миру подростка» в рамках родительского клуба
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание к внутреннему миру подростков.
Многие родители говорят о том, что трудно пережить подростковый возраст детей, но мало кто задумывается над тем, насколько сложно бывает самому подростку в этот период.
Подростку нужно узнать себя, узнать, что ему нравится в открывающемся новом мире, получить свой опыт, ведь именно на него они и опираются в этот период жизни, а не на внушения старших. А родители часто их ограничивают узким кругом интересов.
Публикация «Лекторий для родителей „Внимание к внутреннему миру подростка“ в рамках родительского клуба» размещена в разделах
А кто такие подростки? Это - дерзкие и замкнутые, открытые и стеснительные, напористые и робкие, протестующие и сотрудничающие, грубые и очень чуткие, наглые и ранимые, чёрствые и сентиментальные, жестокие и нежные, независимые и нуждающиеся в поддержке. И часто всё это одновременно.
Родители же должны услышать и понять взрослеющего ребенка. Быть отзывчивыми и давать свободу. Уметь отпускать и приближаться, когда того требует ситуация. Можно создать среду, в которой подросток найдет способ реализовать свои интересы, в приемлемой для общества форме. Если такой среды у подростка нет, то он сам ее найдет, но сделать это может не совсем удачно. И конечно, подростку необходимы справедливые запреты, ограничения, четкие границы в сочетании с возможностью принимать решения самостоятельно и нести ответственность за свои поступки.
Поэтому 28 октября 2022 года специалисты Отделения помощи семье и детям МБУ «КЦСОН» г. Полысаево в рамках родительского клуба психолого-педагогической грамотности «Партнеры» познакомили родителей с основными особенностями психофизического состояния подросткового возраста, обсудили проблемы общения родителей с детьми, дали рекомендации по решению данной проблемы, которая актуальна во все времена. А в заключение поделились буклетами по данной теме.
Текст к презентации "Внимание к Внутреннему миру подростка"
СЛАЙД 1
Внимание к внутреннему миру подростка.
Возрастные особенности
СЛАЙД 2
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли…
Нет, не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.
СЛАЙД 3
Мамы и папы!
Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.
СЛАЙД 4
Проблемы переходного возраста
• Неуверенность в себе
• Тревожность
• Сомнения в собственной значимости для родителей и друзей
• Агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя
• Эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие
СЛАЙД 5
Период полового созревания
Снижение работоспособности
Снижение интереса к учебе
Невнимательность, рассеянность
Вспыльчивость
Повышенная чувствительность
СЛАЙД 6
Начинается бурный, неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Часто возникает неприятие своего тела и внешности, тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе.
СЛАЙД 7
Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.
СЛАЙД 8
Новый образ физического «Я»
Резко повышается интерес к своей внешности:
• Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые
• Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
• Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность
СЛАЙД 9
Развитие самосознания
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания :
чувство взрослости и «Я-концепция»
Чувство взрослости
отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком
СЛАЙД 10
Как проявляется чувство взрослости подростка?
• В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому
• В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей
Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию
Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы
СЛАЙД 11
• Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения
• Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:
взаимная поддержка,
помощь в случае нужды,
уверенность в друге и доверие к нему,
защита друга в его отсутствие,
принятие успехов друга,
эмоциональный комфорт в общении.
Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения
Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю
«Один за всех и все за одного»
СЛАЙД 12
Формируется «Я - концепция» ребенка
Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания
Внутренний мир
• Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно
• Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть
Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии
Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой
СЛАЙД 13
Самооценка подростка неустойчива : он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, такая противоречивая самооценка необходима для того, чтобы развить у него новые, взрослые критерии личностного развития.
На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков.
СЛАЙД 14
Общение со сверстниками
Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями
• Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение
• Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление
• «Счастье – это когда тебя понимают»
• Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде
Неформальные группы
• Взаимная симпатия
• Общие интересы, занятия
• Способы развлечений, место проведения свободного времени
СЛАЙД 15
Самый главный вопрос подросткового возраста – половое созревание. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации. Подросток переживает первую любовь, у него возникают эротические фантазии и переживания. Он меняется настолько, что этот период называют «гормональной бурей или эндокринным штормом».
СЛАЙД 16
Общение с взрослыми
• Влияние родителей уже ограничено
• Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей
• Для подростков характерно стремление к эмансипации (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) от близких взрослых:
нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении,
они испытывают сильное желание быть самостоятельными,
равными с ними в правах.
То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
СЛАЙД 17
Одним из элементов микросреды, в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.
СЛАЙД 18
Что нужно делать взрослым?
• Дайте свободу. Непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.
• Никаких нотаций. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон. Поймите: ребёнок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
• 3. Идите на компромисс. Ничего никому не удавалось доказать с помощью скандала.
• 4. Уступает тот, кто умнее. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
• 5. Не надо обижать. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребёнок учится у нас.
• 6. Будьте тверды и последовательны. Дети тонкие психологи.
СЛАЙД 19
Что нужно ребёнку?
• Чтобы его любили
• Понимали
• Признавали
• Уважали
• Чтобы он был кому-то нужен и близок
• Чтобы у него был успех в делах, учебе
• Чтобы он мог реализовать себя
• Развивать свои способности
• Совершенствоваться
• Уважать себя
СЛАЙД 20
Рекомендации:
• Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора, а займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол или спойте под гитару.
• Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте.
• Помогайте, когда он просит вас об этом.
• Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем - в учебе, спорте и т. д.
• Делитесь своими чувствами. Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам.
• Чаще используйте приветливые фразы. Например:
"Мне хорошо с тобой", "Я рада тебя видеть", "Мне нравится, как ты. ", "Я по тебе соскучилась", "Давай (посидим, поделаем.) вместе", "Ты, конечно, справишься", "Как хорошо, что ты у нас есть".
• Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира подростка.
• Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности.
• Обнимайтесь! Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. В проявлениях родительской ласки "взрослые" подростки нуждаются порой отчаяннее, чем крохотные карапузы.
СЛАЙД 21
Да, подросшие дети - не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: "И это пройдет". Возьмите за правило, ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение.
СЛАЙД 22
Такая предсказуемость поможет спокойному и доброжелательному общению. Тогда, став действительно взрослым человеком, он не потеряет уверенности в том, что лучшие друзья - это родители. Ведь именно они в трудную минуту поддержали, смогли понять и принять.
Наградой вам будут доверие, уважение и любовь. А это так важно…
СЛАЙД 23
«Любите вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребёнку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».
Бенджамин Спок
СЛАЙД 24
СПАСИБО за внимание!