Федотова Любовь Викторовна
Занятие по лексической теме «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема «Транспорт»
1. Рассмотреть дома с ребё нком картинки или игрушки: самолёт, вертолёт, легковой автомобиль, самосвал, лодку, корабль.
2. Объяснить, что это всё может называться одним словом - «транспорт».
3. Рассказать, что транспорт бывает : наземный, воздушный, водный
Отгадать загадки.
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей! (Транспорт)
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Транспорт, авто. Конспекты занятий
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
Упражнения на развитие речевого дыхания.
«Чей самолёт дальше улетит?» Ребёнок сидит за столом, перед ним бумажный самолётик. Вдох, пауза, на выдохе ребёнок передвигает самолётик по столу.
«Плывёт кораблик» Для игры нужен таз, наполненный водой, и бумажный кораблик. Ребёнок делает вдох, затем спокойно дует на кораблик, стараясь перевести его на «другой берег». Следить, чтобы щёки не надувались.
Пальчиковая гимнастика.
Автобус, троллейбус, машина, трамвай – О них ты на улице не забывай. (Соединение пальцев по очереди с большим) В морях – корабли, ледоколы, суда, (То же пальцами другой руки) Они очень редко заходят сюда.
Рассмотрите с ребёнком картинки с транспортными средствами.
Если транспорт едет по дороге – он наземный;
Если летит по воздуху – воздушный;
Если плывет по воде – водный;
Если по железной дороге – железнодорожный.
Поговорите о профессиях на транспорте. Рассказать, что, грузовые машины перевозят различные грузы, легковые — людей.
Игры и упражнения.
Упражнение «Подбери профессии».
На «скорой помощи» работает врач.
На пожарной машине работает…
На полицейской машине работает…
На такси работает…
На поезде работает…
На машине работает…
Упражнение «Кто чем управляет?» предлагаем детям продолжить предложения.
Машинист управляет.
Водитель управляет.
Капитан управляет.
Велосипедист управляет.
Пилот управляет.
Мотоциклист управляет.
Игра “Ехали-ехали”. Образование глаголов от глагола ехать приставочным (аффиксальным) способом.
Каждый выбирает по машине. Теперь мы кто? (Водители).
Взрослый читает стишок, вы будете выполнять действия вместе со мной, вам нужно будет продолжить стишок, если я остановлюсь.
Ехали мы, ехали, до горки … (доехали,
Въехали …, (съехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до ямы …. (доехали,
Яму … (объехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки … (доехали,
Мост … (переехали) и дальше … (поехали).
Ехали, мы ехали, до дома … (доехали,
Во двор … (заехали, вот и … (приехали).
Упражнение «Вы, колесики, крутитесь!» на координацию речи с движениями.
Вы, колесики, крутитесь (быстро вращать руками перед грудью).
Быстро, быстро, быстро мчитесь.
Раз, два, три – остановитесь! (перестать вращать руками).
Игра «Четвертый лишний» (развитие логического мышления).
Послушай и скажи, какое слово здесь лишнее и почему?
Пароход, лодка, самолет, парусник ( предполагаемый ответ ребенка: «Самолет, потому что это воздушный транспорт, а пароход, лодка и парусник относятся к водному транспорту).
Автомобиль, трамвай, автобус, корабль.
Пароход, лодка, самолет, парусник.
Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
Самолет, вертолет, ракета, велосипед.
Упражнение «Один — много»
Машина - машины
Грузовик - грузовики
Колесо - колеса
Кабина - кабины
Фара - фары
Груз - грузы
Пассажир - пассажиры.
Упражнение «Что общего?»
У автобуса и троллейбуса – передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем водитель;
у троллейбуса и трамвая – работают на электричестве;
у самолета и вертолета – …;
у велосипеда и мотоцикла – …
Стихи для чтения и заучивания наизусть.
* * *
Едем с папой на машине,
Есть у нас автомобиль.
На просёлочной дороге
Позади клубится пыль.
Я кричу: «Скорее, папа,
Нажимай на тормоза,
Видишь, вышла на дорогу
Неучёная коза».
Мне понятно без ученья,
А коза — ей не понять
То, что правила движенья
Нужно строго соблюдать. В. Мирясова.
***
Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи
Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.
Регулировщик-светофор, как дирижёр в оркестре,
Укажет он, кому идти, кому стоять на месте.
Наезда можно избежать и столкновенья тоже —
На перекрёстках всех дорог нам светофор поможет.
Со светофором я дружу, внимательным бываю,
На красный свет я не хожу, зелёный ожидаю. В. Мирясова.
Текст для пересказа.
Мы остановились, и все другие автомобили остановились, трамваи остановились. Я закричал:
— Почему? Мама тоже сказала:
— Почему все стали? А шофё р говорит:
— Вон видите красный фонарик? Светофор? И наверху на проволоке, над улицей, мы с мамой увидали фонарик: он горел красным светом.
— И долго мы стоять будем? А шофё р говорит:
— Нет. Сейчас все проедут, кому через нашу улицу надо переезжать, и поедем. И все смотрели на красный фонарик. И вдруг он загорелся жёлтым светом. А потом зелёным. И шофё р сказал:
— Теперь можно: зелёный огонь. Мы поехали.
Б. Житков.
Вопросы:
Почему остановился весь транспорт на дороге?
Что сказал шофёр?
Какие сигналы давал светофор?