Екатерина Чухлова
Лого-игры и упражнения по лексическим темам «Писатели детям» и «Наша армия»
Лексическая тема «Писатели детям»
Эта игра – одна из самых простейших,
позволяющих реализовать книжные знания детей.
1 вариант
Материал: карточки с изображением литературных героев.
Правило: игроки поочередно достают карточки
с персонажем и называют его характеристики.
Например: «Лиса» - хитрая, рыжая; «Колобок» -
Публикация «Лого-игры и упражнения по лексическим темам „Писатели детям“ и „Наша армия“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Литературная деятельность
- Логопедические игры
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
круглый, вкусный и т. д.
2 вариант
(без карточек) Ведущий называет имя персонажа,
а второй игрок – его характеристику.
Еще интереснее, когда ведущий, задавая свой вопрос,
в это время кидает игроку мяч, тот дает свой ответ,
бросая мяч обратно.
«Спой вместе с героем»
Ведущий предлагает вспомнить, какие песенки
пелись героями разных сказок. Если дети
испытывают затруднение, он сам дает им подсказки.
Итак. как:
1. пела свою песенку мама-коза, когда возвращалась
к своим детушкам-козлятушкам из леса?
(«Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся,
ваша мама пришла, молочка принесла. Бежит молочко
по вымечку. Из вымечка – по копытечку, из копытечка
– во сыру землю»);
2. пел песенку Колобок, когда катился по лесу?
(«Я – Колобок, Колобок, по сусеку скребен, на
сметане мешон, на окошке стужен, я от бабушки
ушел, я от дедушки ушел»);
3. пела песенку хитрая лисичка-сестричка,
когда ехала верхом на сером волке?
(«Битый небитого везет, битый небитого везет»);
и другие.
Пусть ребята поочередно назовут эти песенки
и персонажей, которые их пели.
«Стань волшебником»
Ведущий предлагает детям вспомнить, какие волшебные слова употребляли герои разных сказок, чтобы совершить то или иное волшебство. Пусть каждый из них на время станет персонажем этой сказки и произнесет нужные слова.
1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два три, горшочек вари!»)
2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему велению, по моему хотению»)
3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пекс»)
4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)
5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста»)
6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые помогли открыть дверь в пещеру. («Симсим, открой дверь!»)
7. В сказке «Баранкин, будь человеком!» герой книги Юра Баранкин и его друг Костя Малинин превращались то в муравья, то в бабочек, то в воробьев. Какие слова они произносили, чтобы стать муравьями? («Вот я, вот я превращаюсь в муравья!»)
«Волшебные предметы»
А теперь давайте вспомним волшебные предметы, которые так и остались существующими лишь в сказках. Итак, как назывались:
- волшебный предмет, который в сказке А. С. Пушкина умел разговаривать (зеркальце)
- головной убор, который делал своего владельца невидимым (шапка-невидимка)
- длинный тоненький предмет из дерева. Стоит взмахнуть этим предметом, как он исполнит любое желание его владельца (волшебная палочка)
- волшебное оружие, владелец которого непременно побеждал неприятеля (меч-кладенец)
«Прогулка по сказкам»
Воспитатель совместно с детьми рассматривает иллюстрации в знакомых книгах, уточняя названия произведений.
Игры на воспроизведение содержания сказки
по мнемотаблице
- «Какая сказка спряталась в этом рисунке?»
- Про кого эта сказка?»
(предложить педагогам нарисовать сказку)
Для детей младшего возраста предлагаются цветные мнемотаблицы, в которых цвет тесно связан с характерными особенностями сказочного образа: лиса – рыжая, цыплята – желтого цвета и пр.
Лексическая тема. Наша армия
1. Солдаты на тренировке.
Динамические упражнения :
• Развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх, прогнувшись назад, сделать глубокий вдох через нос. Затем сдавить грудную клетку ладонями в верхнем и нижнем отделах, одновременно опустить голову вниз и выполнить плавный длительный выдох через рот.
• Разводя руки в стороны и прогибаясь назад, делать вдох носом. Затем наклониться вперед, к пальцам ног, выполнить медленный выдох через рот, произнося: ф – ф- ф – ф- ф. —у – у- у.
• Выполнить вдох носом, наклонить корпус вперед и правой рукой достать пальцы левой ноги, произнося на выдохе: ха – хо – ху. Повторить упражнение, и левой рукой достать пальцы правой ноги, произнося на выдохе: фа – фо – фу.
2. Парад.
Цель: развитие речевого дыхания, расширение высотного диапазона голоса. Работа над темпом и ритмом речи.
Ход: Взрослый рассказывает детям о параде. Затем предлагает выполнить задание: сделать полный вдох, на выдохе – протяжно произносить слово «ура» с постепенным увеличением силы голоса.
Ура! (тихо) УРА! (погромче) УРА! (громко).
Упражнение можно усложнить : произносить на выдохе цепочку слов в медленном, а затем быстром темпе:
Ура – ура – ура (тихо, в медленном темпе);
УРА – УРА – УРА (громко, в быстром темпе).
Развитие памяти, внимания, мышления
1. Что перепутал художник?
Цель: Развитие зрительного внимания и логического мышления.
2. Отгадай загадки
Я – на войне боевая машина,
Сильная, смелая, несокрушимая.
(Танк)
Ночью, в полдень, на рассвете,
Службу он немеет в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу.
(Пограничник)
Под водой железный кит,
Днем и ночью он не спит.
Днем и ночью под водой
Охраняет мой покой.
(Подводная лодка)
Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
(Вертолет)
Зонтик я – весь белый-белый,
Я большой и очень смелый.
Я по воздуху летаю,
С облаков людей спускаю.
(парашют)
3. Выучить стихотворение
С. Маршака. "Февраль"
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
Развитие лексики и грамматического строя речи
1. Один – много
Цель: Употребление имен существительных в единственном и множественном числе Именительного падежа.
Ход игры: Взрослый называет слово в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч, повторяет слово, употребив его во множественном числе Именительного падежа, и возвращает взрослому мяч.
Танк – танки
Парашют – парашюты
Ракета – ракеты
Винтовка – винтовки
Ружье – ружья
Ракетчик – ракетчики
Герой – герои
Танкист – танкисты
Пограничник - пограничники
Летчик – летчики
2. Скажи со словом «много»
Цель: Учить детей употреблять имена существительные во мн. ч. Род. п.
Ход игры: Дети встают в круг, взрослый бросает каждому по очереди мяч, называя какую – либо посуду. Ребенок ловит мяч и называет посуду со словом «много».
Танк – много танков
Парашют – много парашютов
Ракета – много ракет
Винтовка – много винтовок
Ружье – много ружей
Ракетчик – много ракетчиков
Герой – много героев
Танкист – много танкистов
Пограничник – много пограничников
Летчик – много летчиков
3. Добавлялки
Взрослый произносит незаконченное предложение, ребенок дополняет его и повторяет предложение полностью
Охраняет границы … (пограничник).
Едет на танке … (танкист).
Прыгает с парашютом … (парашютист).
Плавает на подводной лодке … (подводник).
Служит на море … (моряк).
Управляет вертолётом … (вертолётчик)