Закевич Наталья
Лексическая тема «Лето» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема : "Лето" для старшей группы
Загадки:
Гладкое, а не поле. Синее, а не море.
(Небо)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(Облака)
Дождь прошел, а я осталась
На дорожках во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.
(Лужа)
Красная девушка в окошко глядит
(солнце).
Разноцветное коромысло через речку повисло.
Публикация «Лексическая тема „Лето“ для старшей группы» размещена в разделах
(Радуга)
У нас над двором краюха висит
(Луна).
Была рожком – стала кружком.
(Луна)
Лишь солнце погасло и стало темно,
Как по небу кто-то рассыпал зерно.
(Звезды на небе)
Вся дорожка усыпана горошком
(звезды на небе).
Без рук, без ног, а ворота отворяет
(ветер).
Воет, свистит,
Пыль поднимает,
Всех с ног сбивает.
Слышишь его,
Да не видишь его.
(Ветер)
Ног-то нет, а он идет.
Глаз-то нет, а слёзы льет.
Как придет да как расплачется,
Все под крышу сразу прячутся.
(Дождь).
Кто всю ночь по крыше бьет,
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает?
(дождь)
Что за шар, алый шар
За рекой зажёг пожар?
Стала речка красноватой
От вечернего…?
(заката).
Нашумела, нагремела,
Всё помыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округе полила.
(Гроза)
Что стучит без рук?
(гром)
Вот по небу мчится конь-
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что вокруг земля дрожит.
(Гром)
Что без огня горит?
(Гроза)
На землю падает, а от земли не отлетает
(дождь)
Заря- заряница, ключи потеряла. Месяц пошел – не нашел. Солнце взошло – нашло.
(Роса)
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост,
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
(Радуга)
То ли с крыши, то ли с неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет, будто из мешка? (Тополиный пух)
Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой –
И жёлт, и синь, и ал.
(Луг)
Нахмурится, насупится,
В слёзы ударится,
Ничего не останется. (Туча)
Зимой по ней ходят, а летом – ездят. (Река)
И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это?
(Палатка)
Я конем железным правлю,
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадет он без меня.
(Велосипед)
В тихую погоду
На нет нигде.
Ветерок подует-
Бежим мы по воде.
(Волны)
По морю идет, до берега дойдет, тут и пропадет.
(Волна)
Отвечай-ка, что за птица
Провожает корабли,
Рыбу ловит и кружится
Белой лентою вдали?
В загадке спрятался ответ!
Ты догадался или нет?
(Чайка – спрятано в слове «отвечай-ка»)
- Не пойму, ребята, кто вы?
Рыболовы? Птицеловы?
Что за невод во дворе?
- Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел.
Мы играем в.
(волейбол).
По волану бьет ракетка,
Вновь ему лететь за сетку,
Вам назвать давно пора,
Что же это за игра?
(бадминтон)
Художественная литература:
Летняя песенка. Т. Белозеров
Опять смеется лето
В открытое окно,
И солнышка, и света
Полным, полным-полно!
Опять трусы и майки
Лежат на берегу,
И нежатся лужайки
В ромашковом снегу!
Лето (И. Суриков)
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда не взглянешь,
Все кругом светло.
На лугу пестреют
Яркие цветы;
Золотом облиты
Яркие листы.
Дремлет лес: ни звука, –
лист не шелестит,
Только жаворонок
в воздухе звенит.
Лето Я. Ким
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Лето В. Орлов
— Что ты мне подаришь, лето?
— Много солнечного света!
В небе радугу-дугу!
И ромашки на лугу!
— Что еще подаришь мне?
— Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клены и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кукушку,
Чтобы, выйдя на опушку,
Ты погромче крикнул ей:
«Погадай мне поскорей!»
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!
Вот и лето М. Ивенсен
Вот и лето подоспело –
Земляника покраснела:
Повернется к солнцу боком –
Вся нальется алым соком.
В поле – красная гвоздика,
Красный клевер. Погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом.
Видно, люди не напрасно
Называют лето красным.
Т. Шапиро Первое июня.
Наступило лето.
И теплом июньским
Вся земля согрета.
Змей бумажный пляшет
Где-то в облаках.
Вот какое счастье
У меня в руках!
И бегу со смехом
Я на встречу дня.
-Эй, попробуй, ветер,
Догони меня! Первое июня -
День больших затей.
День защиты в мире
Маленьких детей!
Летний день
Как хорош он, летний день,
Весело играет тень,
В саду бабочка порхает,
Зяблик что-то напевает,
У куста цветущих роз
Стайка пляшущих стрекоз,
И жужжит весь день пчела -
Мёд душистый принесла.
Я рисую лето
П. Прануза
Я рисую лето –
А какого цвета?
Красной краской –
Солнце,
На газонах розы,
А зеленой – поле,
На лугах покосы.
Синей краской – небо
И ручей певучий.
А какую краску
Я оставлю туче?
Я рисую лето –
Очень трудно это.
Июнь Т. Керстен
Настал июнь — начало лета.
Его мы ждали целый год.
Всё, тёплым солнышком согрето, Благоухает и цветёт.
Деревья вновь позеленели.
Их новый радует наряд.
И только сосенки да ели
Отводят свой колючий взгляд.
Лето Е. Трутнева
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Август по лесу шагает.
Всем подарки предлагает:
Груши, яблоки, орехи -
Рыжим белкам для потехи.
Зайцу свежую морковку,
Чтоб трусишка прыгал ловко.
В поле гречка для мышат,
А опята для ежат,
Спелых ягод урожай -
Толька вёдра подставляй! Медвежонку сладкий мёд –
Август всем подарки шлёт.
К. Д. Ушинский "Лето
В начале лета бывают самые долгие дни. Часов двенадцать солнце не сходит с неба, и вечерняя заря ещё не успевает погаснуть на западе, как на востоке показывается уже беловатая полоска, — признак приближающегося утра. И чем ближе к северу, тем дни летом длиннее и ночи короче.
Высоко-высоко подымается солнышко летом, не то что зимой: ещё немного повыше, и оно стало бы прямо над головой. Почти отвесные лучи его сильно греют, а к полудню даже и жгут немилосердно. Вот подходит полдень; солнце взобралось высоко на прозрачный голубой свод неба. Только кое-где, как лёгкие серебряные чёрточки, видны перистые облачка— предвестники постоянной хорошей погоды, или вёдра, как говорят крестьяне. Выше уже солнце идти не может и с этой точки станет спускаться к западу. Точка, откуда солнце начинает уже склоняться, называется полднем. Станьте лицом к полудню, и та сторона, куда вы смотрите, будет юг, налево, откуда поднялось солнце, — восток, направо, куда оно клонится,— запад, а позади вас — север, где солнце никогда не бывает.
В полдень не только на самое солнце невозможно взглянуть без сильной, жгучей боли в глазах, но трудно даже смотреть на блестящее небо и землю, на всё, что освещено солнцем. И небо, и поля, и воздух залиты горячим, ярким светом, и глаз невольно ищет зелени и прохлады. "Уж слишком тепло! Над отдыхающими полями (теми, на которых ничего не посеяно в этом году) струится лёгкий пар. Это тёплый воздух, наполненный испарениями: струясь, как вода, подымается он от сильно нагретой земли. Вот почему наши умные крестьяне и говорят о таких полях, что они отдыхают под паром. На дереве ничего не шелохнётся, и листья, будто утомлённые жаром, повисли. Птицы попрятались в лесной глуши; домашний скот перестаёт пастись и ищет прохлады; человек, облитый потом и чувствуя сильное изнеможение, оставляет работу: всё ждёт, когда спадёт жар. Но для хлеба, для сена, для деревьев необходима эта жара.
Однако ж долгая засуха вредна для растений, которые любят тепло, но любят и влагу; тяжела она и для людей. Вот почему люди радуются, когда набегут грозовые тучи, грянет гром, засверкает молния и освежительный дождь напоит жаждущую землю. Только бы дождь не был с градом, что иногда случается среди самого жаркого лета: град губителен для поспевающих хлебов и лоском кладёт иное поле. Крестьяне усердно молят бога, чтобы града не было.
Всё, что начала весна, доканчивает лето. Листья вырастают во всю свою величину, и, недавно ещё прозрачная, роща делается непроглядным жилищем тысячи птиц. На заливных лугах густая, высокая трава волнуется, как море. В ней шевелится и жужжит целый мир насекомых. Деревья в садах отцвели. Ярко-красная вишня и тёмно-малиновая слива уже мелькают между зеленью; яблоки и груши ещё зелены и таятся между листьями, но в тиши зреют и наливаются. Одна липа ещё в цвету и благоухает. В её густой листве, между её чуть белеющими, но душистыми цветочками, слышен стройный, невидимый хор. Это работают с песнями тысячи весёлых пчёлок на медовых, благоухающих цветочках липы. Подойдите ближе к поющему дереву: даже пахнет от него мёдом!
Ранние цветы уже отцвели и заготовляют семена, другие ещё в полном цвету. Рожь поднялась, заколосилась и уже начинает желтеть, волнуясь, как море, под напором лёгкого ветра. Гречиха в цвету, и нивы, засеянные ею, будто покрыты белой пеленой с розоватым оттенком; с них несётся тот же приятный медовый запах, которым приманивает пчёл цветущая липа.
А сколько ягод, грибов! Словно красный коралл, рдеет в траве сочная земляника; на кустах развесились прозрачные серёжки смородины. Но возможно ли перечислить всё, что появляется летом? Одно зреет за другим, одно догоняет другое.
И птице, и зверю, и насекомому летом раздолье! Вот уже и молоденькие птички пищат в гнёздах. Но пока ещё у них подрастут крылья, заботливые родители с весёлым криком снуют в воздухе, отыскивая корм для своих птенцов. Малютки давно уже высовывают из гнезда свои тоненькие, ещё худо оперившиеся шейки и, раскрыв носики, ждут подачки. И корму довольно для птиц: та подымает оброненное колосом зерно, другая и сама потреплет зреющую ветку конопли или почнёт сочную вишню; третья гонится за мошками, а они кучами толкутся в воздухе. Зоркий ястреб, широко распустив свои длинные крылья, реет высоко в воздухе, зорко высматривая цыплёнка или другую какую-нибудь молоденькую, неопытную птичку, отбившуюся от матери, — завидит и, как стрела, пустится он на бедняжку: не миновать ей жадных когтей хищной, плотоядной птицы. Старые гуси, гордо вытянув свои длинные шеи, громко гогочут и ведут на воду своих маленьких деток, пушистых, как весенние барашки на вербах, и жёлтых, как яичный желток.
Мохнатая, разноцветная гусеница волнуется на своих многочисленных ножках и гложет листья и плоды. Пёстрых бабочек порхает уже много. Золотистая пчёлка без устали работает на липе, на гречихе, на душистом, сладком клевере, на множестве разнообразных цветов, доставая всюду то, что ей нужно для изготовления её хитрых, душистых сотов. Неумолкающий гул стоит в пасеках (пчельниках). Скоро пчёлкам станет тесно в ульях, и они начнут роиться: разделяться на новые трудолюбивые царства, из которых одно останется дома, а другое полетит искать нового жилья где-нибудь в дуплистом дереве. Но пасечник перехватит рой на дороге и посадит его в давно приготовленный для него новенький улей. Муравей уже много настроил новых подземных галерей; запасливая хозяйка белка уже начинает таскать в своё дупло поспевающие орехи. Всем приволье, всем раздолье!
Много, много летом работы крестьянину! Вот он вспахал озимые поля и приготовил к осени мягкую колыбельку хлебному зерну. Ещё не успел он кончить пахоты, как уже настаёт пора косить. Косари, в белых рубахах, с блестящими и звенящими косами в руках, выходят на луга и дружно подкашивают под корень высокую, уже обсеменившуюся траву. Острые косы блестят на солнце и звенят под ударами набитой песком лопатки. Женщины также дружно работают граблями и сваливают уже подсохшее сено в копны. Приятный звон кос и дружные, звонкие песни несутся повсюду с лугов. Вот уже строятся и высокие круглые стога. Мальчики валяются в сене и, толкая друг друга, заливаются звонким смехом; а мохнатая лошадёнка, вся засыпанная сеном, едва волочит на верёвке тяжёлую копну.
Не успел отойти сенокос, — начинается жатва. Рожь, кормилица русского человека, поспела. Отяжелевший от множества зёрен и пожелтевший колос сильно понагнулся к земле; если ещё его оставить на поле, то зерно станет сыпаться, и пропадёт без пользы Божий дар. Бросают косы, принимаются за серпы. Весело смотреть, как, рассыпавшись по ниве и нагнувшись к самой земле, стройные ряды жнецов валят под корень рожь высокую, кладут её в красивые, тяжёлые снопы. Пройдёт недели две такой работы, и на ниве, где ещё недавно волновалась высокая рожь, будет повсюду торчать срезанная солома. Зато на сжатой полосе рядами станут высокие, золотистые копны хлеба.
Не успели убрать ржи, как пришла уже пора приниматься за золотистую пшеницу, за ячмень, за овёс; а там, смотришь, уже покраснела гречиха и просит косы. Пора дёргать лё н: он совсем ложится. Вот и конопля готова; воробьи стаями хлопочут над ней, доставая маслянистое зерно. Пора копать и картофель, и яблоки давно уже валятся в высокую траву. Всё спеет, всё зреет, всё надобно убрать вовремя; даже и длинного летнего дня не хватает!
Поздно вечером возвращаются люди с работы. Они устали; но их весёлые, звонкие песни раздаются громко по вечерней заре. Утром вместе с солнышком крестьяне опять примутся за работу; а солнышко летом встаёт куда как рано!
Отчего же так весел крестьянин летом, когда работы у него так много? И работа не лёгкая. Нужна большая привычка, чтобы промахать целый день тяжёлой косой, срезывая каждый раз добрую охапку травы, да и с привычкой много ещё нужно прилежания и терпения. Нелегко и жать под палящими лучами солнца, нагнувшись до самой земли, обливаясь потом, задыхаясь от жары и усталости. Посмотрите на бедную крестьянку, как она своей грязной, но честной рукой отирает крупные капли пота с разгоревшегося лица. Ей даже некогда покормить своего ребёнка, хотя он тут же на поле барахтается в своей люльке, висящей на трёх кольях, воткнутых в землю. Маленькая сестра крикуна сама ещё ребёнок и недавно начала ходить, но и та не без дела: в грязной, изорванной рубашонке сидит она на корточках у люльки и старается закачать своего расходившегося братишку.
Но почему же весел крестьянин летом, когда работы у него так много и работа его так трудна? О, на это есть много причин! Во-первых, крестьянин работы не боится: он вырос в трудах. Во-вторых, он знает, что летняя работа кормит его целый год и что надо пользоваться вёдром, когда Бог даёт его; а не то — можно остаться без хлеба. В-третъих, крестьянин чувствует, что его трудами кормится не одна его семья, а весь мир: и я, и вы, и все разодетые господа, хотя иные из них и с презреньем посматривают на крестьянина. Он, копаясь в земле, кормит всех своею тихой, не блестящей работою, как корни дерева кормят гордые вершины, одетые зелёными листьями.
Много прилежания и терпения нужно для крестьянских работ, но не мало также требуется знаний и опыта. Попробуйте жать, и вы увидите, что на это надобно много уменья. Если же кто без привычки возьмёт косу, то не много с нею наработает. Сметать хороший стог сена — тоже дело не лёгкое; пахать надо умеючи, а чтобы хорошо посеять — ровно, не гуще и не реже того, чем следует, — то даже не всякий крестьянин за это возьмётся. Кроме того, нужно знать когда и что делать, как сладить соху и борону, как из конопли, например, сделать пеньку, из пеньки нитки, а из ниток соткать холст. О, много, очень много знает и умеет делать крестьянин, и его никак нельзя назвать невеждой, хотя бы он и читать не умел! Выучиться читать и выучиться многим наукам гораздо легче, чем выучиться всему, что должен знать хороший и опытный крестьянин.
Сладко засыпает крестьянин после тяжких трудов, чувствуя, что он выполнил свой святой долг. Да и умирать ему не трудно: обработанная им нива и ещё засеянное им поле остаются его детям, которых он вспоил, вскормил, приучил к труду и вместо себя поставил работниками перед людьми.
Сказка о Лете и его сыновьях.
(Из обучающего цикла сказок Времена год. Для детей дошкольного возраста. Читается не спеша, нараспев).
Лето-лето! В краски яркие одето! Волосы пшеничные, а щёки земляничные. Глазки васильковые, а уста медовые.
Рубаха из цветов полевых, штаны из трав луговых. Шляпу старик-Боровик подарил, на славные дела благословил! Быстрые ножки одеты в красные сапожки.
На шею фруктовые бусы надеты, будто золотые монеты, спелыми бочками искрятся, на солнышке томятся.
В руках у Лета посошок-подсолнух,
за плечами рюкзачок полный.
Смело Лето по земле идёт, Солнце за собой ведёт, громко песенки поёт. На дуде подыгрывает, Природе-матушке подмигивает, как с невестою заигрывает:
-Ты, Природушка, старайся, давай бурно развивайся: пусть Земля дары даёт, птичка гнёздышко совьёт, зверёк потомство заведёт, пусть сады плоды дадут и везде луга цветут.
Останавливаться Лету нельзя, у него везде дела. Нужно сыновей будить, заставлять чудеса творить. У месяцев правило одно: весь год отсыпаться, силы набираться, в ширину раздуваться. Тридцать дней в себя вместить, чтобы потом их отпустить!
Вот и жилище Июня, в травах утонуло. Ему самый малый срок отпущен. За тридцать дней, попробуй везде успей!
Луга, чтоб зеленели,
урожаи спели,
цветы зацветали,
птички щебетали!
Речка, чтоб под солнцем грелась, детвора, чтоб там вертелась. Загорала, кувыркалась и здоровья набиралась. В этом месяце праздник всегда отмечается - Троицей называется. Взрослые и дети песни поют, хороводы ведут, Лесу и Берёзке поклоняются, цветами и травами украшаются.
Наш Июнь трудился сильно, исхудал невыносимо. Тридцать дней отдал он году и природе и народу.
Средний брат спешит на помощь, эстафету перенять, а его Июлем звать. Тридцать один день в запасе, закружился, будто в вальсе.
Ну, давай, давай, давай! Ты, пшеница, поспевай! А ты, липа, зацветай! Вы, зверушки, подрастайте!
Птенчики, из гнезда вылетайте, силы в крылья набирайте! В лес тоже нужно заглянуть, грибы немножечко пугнуть, чтобы не ленились, в шляпки все рядились, по лесу кружились, быстрее плодились.
Деньки июльские горячи, уже теперь о зиме хлопочи. Летом наполняй закрома, чтобы зимой жизнь была весела.
Для этого нужно работать с потом, чтобы отдыхать с охотой. О труде не забывай, но и душе отдых давай.
Апостолы Петро и Павел идут - летний праздник за собой ведут. Их в народе почитают, на них похожими быть мечтают.
Пострадали апостолы за веру, не изменили своему делу, навеки святость приобрели, теперь хранители душ они.
Быстренько деньки мелькают, вот и Август поспевает. Тридцать один день ему Лето подарило, чтобы урожай подсчитать и с полей убрать, в закрома сложить, на зиму схоронить.
А урожай на всех полях, садах, огородах поспевает, остановиться не желает. Август пот со лба стирает и к работе приступает.
Вот и праздник народный Спас по земле шагает. Он маковым, медовым и яблочным бывает!
Августу руку на ходу пожимает,
за праздничным столом
посидеть приглашает,
припасы проверить заставляет.
Август с народом в хороводе сплясал, дальше трудиться побежал. Лето довольно вздыхает, его звезда догорает.
Потрудились с сыновьями славно, было и весело, и забавно! Труд принёс удовлетворение, не носить за плечами умение.
Закрома у Природы полны, отдохнёт пусть до Весны. А навстречу Осень спешит, золотым сарафаном шуршит, она-то летние дела и завершит.
С ней вприпрыжку бежит Сентябрь, приглашая за парты ребят. Малыши, не отставайте, пальчики на руках загибайте, летние месяцы перечисляйте: ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ. Запомнили? Молодцы, славные удальцы!
Физкультминутки:
Лето
— Лето. Лето. Лето. (Хлопки в ладоши.)
Какого оно цвета?
Ну-ка, скажи, ну-ка, опиши!
— Нежно-зеленого, как в траве кузнечик. (Прыжки на месте.)
Желтого, желтого, как песок у речек.
Голубое, синее, самое красивое.
Вот какое лето!
— Лето. Лето. Лето. (Хлопки в ладоши.)
Еще какого цвета?
Ну-ка, скажи, ну-ка, опиши!
— Яркого, жаркого, как лихая пляска! (Приседания.)
Звездного, звездного, как ночная сказка!
Светлое, зарничное, сладко-земляничное.
Вот какое лето!
— Лето. Лето. Лето. (Хлопки в ладоши.)
Еще какого цвета?
Ну-ка, скажи, ну-ка, опиши!
— Красного, красного, как на мачты флаги! (Махи руками над головой.)
Гордого, ясного, как слова присяги!
Дружное и братское, наше октябрятское.
Вот какое лето! (Хлопки в ладоши
Разноцветный дождик!
Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей!
Для лесов, для полей,
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап
Кап-кап! Кап-кап!
Будет, будет лето
В радугу одето.
Жаркое солнце яркого цвета,
Яркого, красивого,
Желтого и синего,
Зеленого, красного
И любого, разного
(П. Синявский)
(Дети свободно размещаются на площадке. У каждого на руке ленточка одного из четырех цветов. На строки 1-6 все играющие встряхивают кистями рук в соответствии с размером стихотворения. На строки 7-11 двигаются поскоком врассыпную, продолжая встряхивать кистями рук. В это время ведущий раскладывает в разных местах площадки четыре обруча разного цвета. По сигналу ведущего играющие собираются у обруча своего цвета.)
Летняя зарядка.
Подарило лето вместе с солнцем ярким
Мамам, бабушкам и детям вкусные подарки (идти по кругу по часовой стрелке).
Мы в лесу гуляли, мы грибы искали.
Раз грибочек, два грибочек — будет полный кузовочек (наклоняться и приседать, изображая сбор грибов).
Около тропинки рвали мы малинку.
Раз малинка, два малинка — полная корзинка (встать, изображая срывание малины).
По саду гуляли, яблочки мы рвали -
Вкусных, красных, ароматных много мы собрали (встать на носки, поднять руки вверх, изображая срывание яблок с дерева).
Принесем мы маме кузовок с грибами,
Красных яблок и малинки полные корзинки (идти по кругу против часовой стрелки).
Солнышко.
Вот как солнышко встает
Выше, выше, выше (поднять руки вверх, потянуться).
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже (присесть на корточки, руки опустить на пол).
Хорошо, хорошо солнышко смеется,
А под солнышком нам весело живется (хлопать в ладоши).
Пальчиковые игры:
Дождь!
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам! (Шагаем на месте.)
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.)
Град! Град! Сыплет град,
Все под крышами сидят. (Присели, хлопки в ладоши.)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте.)
Лето
(загибаются пальцы по одному на каждый счет)
Вот за что люблю я лето?
Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре - это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето.
Вот за что люблю я лето)
Тема : «Хлеб»
Пекарь, пекарь,
Хлопать в ладоши.
Из муки испеки нам колобки.
Полукруглыми ладошками «печь» колобки.
Да сушки – Владюшке,
Соединять большие пальцы обеих рук с указательными, средними, безымянными пальцами и мизинцами.
Да баранки – Надюшке,
Да бублики – Вовочке,
Да крендель – Левочке.
Самомассаж
САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ «ДОЖДИК»
Кто там топает по крыше? Пунктирование пальцами одной руки всей
Кап-кап-кап-кап. поверхности ладони другой руки.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Кап-кап-кап-кап.
Я усну теперь едва ли.
Кап-кап-кап-кап.
Может дождик подковали?
Кап-кап-кап-кап.
Пословицы и поговорки про лето :
Лето — золотая пора, не теряй ни минуты зря.
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься.
Дождливое лето хуже осени.
Зимой морозы, а летом грозы.
Красное лето никому не наскучит.
Летний день зимнюю неделю кормит.
Летом дома сидеть – зимой хлеба не иметь.
То что лето собирает, всё зима подъедает.
Летом день пролежишь – зимой с сумой побежишь.
Летом всякий кустик ночевать пустит.
Не проси лета долгого, а проси теплого.
Плохо лето, если солнца нету.
Солнце летом греет, да зимой морозит.
Хорошо бы лето, только мухи заели.
То что летом уродится - всё зимой пригодится.
Игры:
«Когда это бывает?»
Солнце, сосульки, лужи — весной; листопад, засохшая трава — осенью: яркое солнце, горячий песок — летом и т. д.
«Что бывает?»
Зимой — вьюги, метели, сугробы; летом — жара, дожди, грозы; весной. ; осенью.
«Какие вещи нужны летом?»
Детям предлагается рассмотреть картинку и назвать, какие из
нарисованных предметов нужны летом. Предметы, не нужные летом, предлагается зачеркнуть.
«Назови, чего не стало»
Перед детьми выкладываются предметы: кепка, бутылочка с водой, яблоко, надувной круг, ведерко, зонтик, фотоаппарат. Эти предметы детям предлагается назвать и объяснить, почему они нужны именно летом. Затем воспитатель просит детей запомнить предметы, закрыть глаза, а сам убирает один из предметов и просит назвать, чего не стало.
«Дорисуй предмет»
Детям предлагается лист бумаги с нарисованными геометрическими фигурами. Дети должны назвать эти фигуры и дорисовать.
"Собери картинку"
Детям предлагают собрать разрезные картинки на тему лето. Выигрывает ребенок первый собравший картинку.