Папки-передвижки

Занятие по лексической теме «День Победы» для развития речи, памяти, мышления и мелкой моторики у старших дошкольников

Реутова Ирина Васильевна
Занятие по лексической теме «День Победы» для развития речи, памяти, мышления и мелкой моторики у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Лексическая тема «День Победы»

Дети должны знать:

- Значение праздника День Победы для Советского (Российского) народа.

- Родственников, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

- Традиции празднования Деня Победы в России и странах СНГ: чествование ветеранов ВОВ, походы к мемориалу славы, возложение цветов к Вечному огню, к памятникам героев войны.

Публикация «Занятие по лексической теме „День Победы“ для развития речи, памяти, мышления и мелкой моторики у старших дошкольников» размещена в разделах

- Знание символики победы (Георгиевская лента, медали, ордена, символики советского времени (красное знамя, красная звезда); украшение улиц и площадей города, детских садов к празднику устраивать парад, салют.

Цель. Закрепление и обогащение знаний детей о празднике День Победы.

Коррекционно-образовательные задачи:

• Расширить знания детей о ВОВ и победе в ней 9го мая 1945г. ; о званиях военнослужащих, о военных профессиях и военном транспорте. Уточнить и активизировать словарь детей по теме.

Развивать умение грамматически правильно строить своё высказывание.

Развивать координацию речи с движениями, зрительное восприятие, слуховое внимание, память, мышление.

Развивать связную речь детей.

• Воспитывать патриотические чувства.

Лексический словарь

Существительные: наступление, война, враг, фашисты, победа, победитель, мир, герой, защитники, солдаты, офицеры, ветераны, армия, медаль, Родина, граница, военный, пограничник, летчик, моряк.

Прилагательные: Великая, Отечественная, жестокая, страшная, кровопролитная, длинная, долгожданная; военный – мирный; солдатский, раненый, счастливый, радостный, трудное, победный, великий, майский, танковый.

Глаголы: наступать, бомбить, разрушать, защищать, сражаться, охранять, погибать, отступать, победить, сражаться, стрелять, воевать, салютовать, помнить, поздравлять, вспоминать, искать, награждать, поднимать и т. д.

Организационный момент.

Беседа по теме.

Прежде, чем наступил День Победы, была длинная, кровопролитная война. Наши дедушки и прадедушки защищали, охраняли нашу Родину от захватчиков. Давайте вспомним виды войск и кем были наши прадедушки, прабабушки во время войны; назовем военные профессии.

Дидактические игры и упражнения.

Логопед: «Дети, скажите пожалуйста, кто защищал нашу Родину от Фашизма в ВОВ?

Дети: Солдаты, военные, кто был на войне.

Упражнение «Много – один» - назови звания и награды военных»

Солдаты, много солдат, один солдат;

Сержанты, много сержантов, один сержант;

Ефрейторы, много ефрейторов, один ефрейтор;

Прапорщики, много прапорщиков, один прапорщик;

Полковники, много полковников, один полковник;

Офицеры, много офицеров;

Ветераны, много ветеранов, один ветеран.

Медали, много медалей, одна медаль;

Ордена, много орденов, один орден.

Упражнение: «Объясни значение слова»

Военнослужащий

Сухопутный

Полководец

Бескозырка

Долгожданная

Упражнение «Сосчитай до пяти»

Один храбрый солдат, два храбрых солдата …- пять храбрых солдат.

Один смелый боец, два смелых бойца… - пять смелых бойцов.

Один осторожный (бесстрашный) разведчик, два осторожных (бесстрашных) разведчика… - пять осторожных (бесстрашных) разведчика;

Одна лечащая медсестра, две лечащие медсестры… - пять лечащих медсестер.

Один боевой самолет, два боевых самолета… - пять боевых самолетов.

Одна зенитная установка (Катюша, две зенитные установки (Катюши… - пять зенитных установок (Катюш).

Одна золотая медаль, две золотых медали … - пять золотых медалей.

Один орден красного знамени, два ордена красного знамени - … пять орденов красного знамени.

Один красивый обелиск, два красивых обелиска …- пять красивых обелисков.

Упражнение «Скажи наоборот»

Друг – враг;

Защитник – завоеватель;

Война – мир;

Добро – зло;

Герой – трус;

Победа – поражение.

Победитель - побеждённый;

Военный – мирный;

Водный – сухопутный;

Молодой – старый;

Сильный – слабый;

Смелый – трусливый

Храбрый – робкий, трусливый

Отважный –

Мужественный –

Бесстрашный –

Упражнение «Измени по образцу»

Солдат – солдатский;

Пехота (род сухопутных войск) – пехотинский (принадлежащий

пехотинцу); пехотный (полк);

Танк – танковый;

Ракета – ракетный;

Враг – вражеский;

Герой – героический.

Игра «Назови профессию»

- В артиллерии служили кто?

- Артиллеристы.

- В пехоте служили?

- Пехотинцы.

- В танковых войсках?

- Танкисты.

- На море несли службу?

- Моряки

- В воздухе охраняли Родину?

- Летчики

- На границе служили?

- Пограничники

- В ракетных войсках?

- Ракетчики

Игра «Четвертый лишний?»

Десантник, танкист, ракетчик, тракторист.

Рядовой, лейтенант, летчик, майор.

Танк, самолет, трамвай, вертолет.

Храбрый, мужественный, смелый, съедобный.

Игра «Какое слово не подходит?»

Танк, танковый, танец, танкист.

Летчик, летать, летный, летний.

Ракета, рак, ракетный, ракетчик.

Пальчиковая гимнастика (сжимание резинового мячика или мячика – ежа на ударные слоги)

В небо синее пилот

Поднимает самолет.

Он летит за облаками,

Над горами и лесами.

Загадки по теме. Выкладывание отгадок из палочек. Развитие мелкой моторики.

Не машет крылом, а летает.

Не птица, а всех обгоняет.

Самолет.

Ходит город – великан на работу в океан.

Корабль.

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную …

Ракету

Ползёт черепаха – стальная рубаха.

Враг в овраг, а она, где враг.

Не знает ни горя, ни страха. Что это за черепаха?

Танк

Физкультминутка «Самолёт».

Руки в стороны – в полет! (дети бегут на носочках по кругу,

Отправляет самолёт. (руки в стороны)

Правое крыло вперёд, (поворот через правое плечо,

Левое крыло вперед, (поворот через левое плечо,

Полетел наш самолёт!

«Повтори названия военной техники»

Дети: Самолет, ракета, танк, корабль.

«Исправьте ошибку: Кто, на чем ездит, плавает, летает?» (Работа по картине)

- На самолете летает танкист.

- Дети: «Нет, на самолете летает летчик».

- На ракете летают моряки.

- Дети: «Нет. На ракете летают космонавты»

- На корабле плавают танкисты.

- Дети: «Нет. На корабле плавают моряки»

- На танке ездят космонавты.

- Дети: «Нет. На танке ездят танкисты».

- Солдаты не должны защищать Родину.

Игра «Образуй новое слово» (упражнять детей в словообразовании)

Сила - сильный;

Храбрость – храбрый;

Смелость – смелый;

Быстрота – быстрый;

Ловкость – ловкий;

Находчивость – находчивый.

Ум – умный;

Быстрый – быстро;

Смелый – смело;

Храбрый – храбро;

Отважный – отважно;

Лёгкий – легко.

Храбрый – храбрец;

Удалой – удалец;

Умелый – умелец.

Игра «Скажи наоборот» (упражнять в подборе антонимов)

Смелый – трусливый;

Победитель - побеждённый;

Друг – враг;

Защитник – завоеватель;

Война – мир;

Добро – зло;

Герой – трус;

Победа – поражение.

Игровое упражнение «Скажи иначе» (упражнять в подборе синонимов)

Солдат – боец, воин, рядовой, военнослужащий…

Смелый – храбрый, отважный, мужественный, решительный,

бесстрашный

Игровое упражнение «Какой? Какие?» (упражнять в образовании прилагательных от глаголов)

Солдаты стреляют – стреляющие солдаты;

Армия наступает – наступающая армия;

Воин сражается – сражающийся воин;

Боец защищает – защищающий боец;

Ветераны вспоминают – вспоминающие ветераны;

Враги отступают – отступающие враги;

Страна празднует – празднующая страна

Упражнение «Вставь пропущенный предлог»

Военные лётчики защищали нашу Родину … небе.

Моряки воевали … врагом … море.

Танкисты сражались …танке.

Пограничники охраняли нашу Родину … границе.

Артиллеристы стреляли из пушек … фашистским танкам.

Упражнение «Закончи предложение»

Сержант, лейтенант, майор – это воинские (звания).

9го Мая – (все празднуют День Победы)

Все поздравляют ветеранов с (Днем Победы)

Упражнение: «Я начну пословицы, а ты продолжи»

Где смелость –

(Там победа).

Трудно в учении,

(Легко в бою).

Один в поле –

(Не воин).

Один за всех,

(А все за одного)

Упражнение «Собери предложение»

Самолеты, в, военные, небо, поднялся.

Совершил, поступок, солдат, геройский.

Читают, книги, о, мальчики, войне.

Упражнение «Исправь ошибку»

Храбрая солдат награжден медалью

Генерал отдала приказание солдатам.

Смелая воины защищают нашу страну.

Во время ВОВ летчики сражались на самолетах и вертолетах. Ответ: (Вертолетов в ВОВ не было на вооружении ни в советской, ни в германской армии, т. к. они считались не перспективными)

Связная речь

«Объясни, в чем заключается смысл поговорок» :

Один в поле не воин.

Любой солдат мечтает стать генералом

Жить – Родине служить.

Родина мать – зовет!

Пересказ рассказа (формирование связной монологической речи)

Рассказать ребёнку о том, что во время войны у солдат были верные помощники – это хорошо обученные собаки-санитары, которые разыскивали на поле боя раненых солдат и спасали их.

«Собака-санитар»

Солдат был ранен в руку и ногу. Он потерял много крови и лежал без сознания. Когда очнулся, он услышал, что рядом фыркает собака. Это была санитарная собака. На спине у неё была сумка с красным крестом. Там были бинты и лекарства. Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров. Санитары доставили раненого в госпиталь. Там солдата вылечили. Так собака-санитар спасла раненого.

Вопросы к тексту:

Куда был ранен солдат? (Солдат был ранен в руку и ногу).

Что случилось солдатом после ранения? (Он потерял много крови и лежал без сознания).

Что услышал солдат когда очнулся? ( Вдруг он слышит: фыркает собака).

Какая была собака? (Это была санитарная собака).

Что было у собаки на спине? (На спине у неё была сумка с красным крестом).

Что лежало в сумке с красным крестом? (Там были бинты и лекарства)

Как был спасен раненый? (Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров)

Что общего и чем отличаются друг от друга?

1) Шапка и фуражка. Фуражкой называют головной убор с

широким жестким околышем и козырьком

(или без него). У фуражки есть козырек, а у

шапки нет. Носят военные, полицейские,

железнодорожники.

2) Шинель и пальто. Шинель - верхняя одежда военных и

применимо это слово в контексте

солдатская шинель.

Пальто - верхняя одежда обычных людей и

применяется слово гораздо чаще.

Стихотворение для заучивания наизусть.

(Развитие памяти, внимания, мышления : интонационной выразительности.)

Нужен мир

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

Литературные источники:

1. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7лет : 33 лексические темы/ С. И. Карпова, В. В. Мамаева. – Санкт – Петербург; Речь, 2022. – 144с. ISBN 978-5-9268-3899-7

2. https://dprvrn.ru/leksicheskaya-tema-den-pobedy-v-starshei-gruppe-frontalnoe-logopedicheskoe-zanyatie-v-podgotovitelnoi/

Публикации по теме:

«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики»«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики» «Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию» писал В. М. Бехтерев. Ещё в прошлом веке было установлено,.

НОД по развитию речи для детей старших и подготовительных групп по теме «День Победы» (фотоотчет)НОД по развитию речи для детей старших и подготовительных групп по теме «День Победы» (фотоотчет) Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старших и подготовительных групп. Образовательные задачи: формирование.

Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Собери картинку»Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Собери картинку» Сегодня предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру, сделанную из стоматологических палочек, и палочек из мороженного! Просматривая информации.

Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Волшебные палочки»Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Волшебные палочки» Дидактическая игра «Волшебные палочки» Уважаемые коллеги! На просторах МААМА когда-то встретила идею изготовления игры из простых палочек.

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Картотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПРКартотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР «Сухой бассейн» Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Оборудование: ёмкость.

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНРИспользование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Консультация для родителей «Игры со шнуровками как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников»Консультация для родителей «Игры со шнуровками как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников» Жизнь не стоит на месте, современные блага цивилизации значительно облегчают нашу жизнь. Теперь посуду моет посудомоечная машина, бельё.

Рекомендации для родителей старших дошкольников во время самоизоляции по лексической теме «Лето»Рекомендации для родителей старших дошкольников во время самоизоляции по лексической теме «Лето» Последняя неделя учебного года по плану ДОУ проходит по лексической теме"Лето" Предлагаем Вам,уважаемые родители,провести с детьми беседы"Лето.

Техника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольниковТехника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по лексической теме «День Победы» для развития речи, памяти, мышления и мелкой моторики у старших дошкольников
Опубликовано: 1 мая 2023 в 15:58
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по лексической теме «День Победы» для развития речи, памяти, мышления и мелкой моторики у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Реутова Ирина Васильевна (УИ 2505272) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД