Ермоленко Елена Николаевна
Лексическая тема «Фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
ФРУКТЫ.
Дети должны знать: основные названия фруктов; где они растут; что из них можно
приготовить; что во фруктах много витаминов; как ухаживают за фруктовыми
деревьями. Где растут фрукты; в чем их польза; что из них готовят. Различать
понятия — плоды и плодовые деревья.
Расширение словарного запаса детей:
Публикация «Лексическая тема „Фрукты“» размещена в разделах
названия: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок;
признаки: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный; действия: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.
1.«Назови ласково» (детям от 5 лет)
-Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе
Яблоко — яблочко — яблочки,
груша — грушка — грушки,
лимон —лимончик — лимончики,
апельсин — апельсинчик — апельсинчики,
мандарин — мандаринчик — мандаринчики,
абрикос — абрикосик — абрикосики,
вишня — вишенка — вишенки,
банан — бананчик — бананчики,
дерево — деревце — деревца,
сад — садик — садики,
ветка — веточка — веточки.
2. «Один — много»
-Образование множественного числа существительных в именительном и
родительном падежах
Яблоко — яблоки — яблок,
груша — груши — груш,
слива — сливы — слив,
персик — персики — персиков,
абрикос — абрикосы — абрикосов,
хурма — хурма — много хурмы,
вишня — вишни — много вишни (несколько вишен,
апельсин — апельсины — апельсинов,
лимон — лимоны — лимонов,
фрукт — фрукты — фруктов,
сад — сады — садов,
косточка — косточки — косточек,
дерево — деревья — деревьев,
ветка — ветки — веток,
пальма — пальмы — пальм,
семя (семечко) — семена — много семян,
сок — соки — много соков, много сока.
3. «Посчитай фрукты»
-Образование существительных и прилагательных множественного числа в
именительном и родительном падежах Одно яблоко — два яблока — пять яблок, одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок,
одна груша — две груши — пять груш,
одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш,
один банан — два банана — пять бананов,
один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.
4. «Назови, какое дерево?» (детям 6—8 лет)
Образование относительных прилагательных
Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня,
. грушами — грушевое — груша,
. сливами — сливовое — слива,
. персиками — персиковое — персик,
. абрикосами — абрикосовое — абрикос;
пальма с бананами — банановая.
5. «Назови сок, варенье»
Образование относительных прилагательных
Сок из яблок — яблочный,
. груш — грушевый,
. слив — сливовый,
. вишни — вишневый,
. лимонов — лимонный,
. абрикосов — абрикосовый,
. апельсинов — апельсиновый,
. персиков — персиковый,
. фруктов — фруктовый,
. мандаринов — мандариновый.
….банана - банановый
….граната — гранатовый
… ананаса - ананасовый
…персика — персиковый
…. кокоса - кокосовый
6. Игра «Исправь ошибки»
Логопед говорит детям, что для них пришло письмо от Топтыжки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.
«Здравствуйте, дети!
Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье.
Топтыжка»
7. «Скажи наоборот»
Поиск антонимов
-Персик большой, а абрикос маленький;
-у яблока семечек много, а у сливы одно — косточка;
-апельсин круглый, а банан длинный;
-лимон кислый, а персик сладкий;
-апельсин больше, а мандарин меньше.
8. Что в корзинке?
Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые
качества.
Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко
круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок
помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.
9. Игра «Узнай на вкус»
Цель: упражнять детей в определении вкуса фруктов : сладкий, кислый, кислосладкий; активизировать словарь детей; развивать память, сосредоточенность,
выдержку.
Оборудование: муляжи фруктов, кусочки фруктов, бумажные салфетки, поднос.
Описание игры. Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому предлагает закрыть глаза, попробовать кусочек фрукта. Ребенок должен
определить название фрукта, который он попробовал, и найти соответствующий
муляж.
10. Соберем фрукты в саду
Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определенном
порядке.
Ход. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребенок «собирает»
фрукты в определенном порядке: «Сна-чала возьми одну грушу, потом много яблок.»
11. «Магазин «Фрукты»
Цель: научить выражать просьбу одним - двумя словами: «Дай то-то», закрепить
названия фруктов, их цвета, формы.
Ход. Взрослый играет роль продавца, Он помогает оформить просьбу или
комментирует действия безречевого ребенка, называя предмет, его форму, цвет, вкус: «Ты хочешь купить желтое яблоко? Вот какое красивое яблоко ты купила! На,
Настя, яблоко, положи его в корзинку!»
12. Игра «Лавина»
Цель: расширять и активизировать объём словаря у детей, развивать память,
формировать умение классифицировать предметы по группам.
Описание игры. Педагог начинает игру: «В корзину я положила яблоки». Ребенок продолжает, повторяя, все сказанное ранее и добавляет свое слово,
соответствующее названному слову первым участником игры: «В корзину я положил яблоки, лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.
13. Чудесный мешочек
Цель: закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь.
Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет фрукт на ощупь и называет его.
Если ребенок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся, возвращают в мешок
14 .«Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью
уменьшительно-ласкательных суффиксов) :
яблоко — яблочко
лимон — лимончик
банан — бананчик
апельсин — апельсинчик
15. Игра «Слушай, делай, говори!»
Цель: составление предложений по демонстрации действий.
Оборудование: муляжи фруктов.
Описание. Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:
—Яблоко положи в корзину, а сливу—в вазу.
—Яблоко положи в корзину, сливу—на стол, а мандарин возьми в руку.
Положи яблоко возле лимона, а сливу спрячь в ладонях.
Расскажи, что ты делал.
16. Чтение. Пересказ.
Как яблоки собирают
…Я увидел лестницу. А на лестнице стояла тётя. Она доставала яблоки и
давала их девочкам. А девочки их в корзину клали. А потом я увидел целую
кучу яблок. Там сидели две тёти и на яблоки смотрели. Возьмут яблоки,
повертят и складывают в корзинки. Смотрели, чтобы пятнышка не было. Без
пятнышка – это самые лучшие яблоки. Эти яблоки каждое в бумажку
заворачивают, потом накладывают в ящики, а потом в ящиках всюду развозят.
Б. Житков
17. Объясни словечко
Плодоносит, удобрение, толстокожий.
18. Вопрос на засыпку!
Чего в саду больше – яблок или яблонь?
19. Игра «Чудо-дерево»
Цель: образование и употребление формы винительного падежа единственного
числа существительных.
Оборудование: дерево, к веткам которого прикреплены картинки с изображением
различных фруктов.
Описание.
Педагог:
- В саду выросло сказочное дерево. Сейчас мы будем собирать с него плоды.
- Почему я назвала это дерево сказочным? (Так не бывает, чтобы на одном дереве
росли разные фрукты).
Дети подходят к дереву и «срывают» разные фрукты.
Я сорвал грушу.
Я сорвал сливу
Я сорвал яблоко
Я сорвал апельсин и т. д.
20. Подобрать родственные слова:
яблоко — яблочко, яблоня, яблочный;
вишня — вишенка, вишневый;
смородина — смородинка, смородиновый;
лимон — лимончик, лимонный.
21. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу:
лимон кислый, а яблоко сладкое;
лимон овальный, а яблоко круглое;
лимон желтый, а яблоко красное.
22. «Что с чем рядом?» Употребление в речи предложных конструкций и категории
творительного падежа.
На доске — 6—7 картинок. Логопед спрашивает: «Что рядом с яблоком (лимоном,
грушей, яблоком, сливой, персиком, бананом, апельсином? Дети отвечают: «Рядом с
яблоком груша и слива» и т. д.
23. «Чего не хватает в вазе?» На столе — ваза с фруктами. Дети закрывают глаза,
а логопед убирает два фрукта. Открыв глаза, дети угадывают, чего не хватает в вазе:
«В вазе не хватает лимона и груши» и т. д.
24. «Составь предложение». На доске — три картинки с изображением фруктов.
Логопед задает детям вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь
в вазу?» Дети по очереди отвечают: «Яблоко съем сам, грушу отдам другу, а банан
положу в вазу» и т. д.
25. «Куда положил фрукт?» Употребление в речи предлога возле.
На игровом поле — 6—7 картинок с изображением фруктов. Дети по очереди кладут
свои картинки возле какой-нибудь на игровом поле и комментируют: «Я положил лимон возле апельсина». И т. д.
26. «Четвертый лишний». Усвоение существительных в родительном падеже.
Употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления.
На игровом поле — картинки или ваза с фруктами. Логопед спрашивает: «Чего не должно быть в вазе?» Дети отвечают: «В вазе не должно быть помидора, потому что
это овощ» и т. д.
27. «Магазин». Закрепление относительных прилагательных по теме. Согласование
прилагательных с существительными.
Дети «покупают в магазине» продукты (сок. варенье, повидло, пирог, пюре, компот) и комментируют.
Я покупаю вишневый компот. Я покупаю яблочный пирог. Я покупаю грушевое
повидло. И т. д. Логопед помогает детям, показывая одновременно две картинки:
пирог — яблоко, груша — баночка и т. д.
28. «Какого фрукта не стало?» Усвоение категории родительного падежа
единственного числа.
На доске — четыре-пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно
убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало?» Дети отвечают: «Не стало лимона» и т. д.
29. «Что ты любишь?» Составление предложений по картинкам.
У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов. Дети выбирают свои
любимые фрукты и говорят : «Я люблю банан (грушу)» и т. д.
Упражнение можно усложнить ответами типа: «Я люблю банан, а Витя любит грушу».
30. Согласование прилагательных с существительными
Про что можно сказать?
— Вкусный? Сочный? Ароматный?
—Вкусная? Сочная? Ароматная?
— Вкусное? Сочное? Ароматное?
—Вкусные? Сочные? Ароматные?
31. Согласование прилагательных с существительными в родительном
падеже единственного и множественного числа (по картинкам)
Что это? (Красное яблоко.)
А это что? (Красные яблоки.)
Нет чего? (Красных яблок.)
32. Согласование существительных с глаголом единственного и множественного
числа.
Например: Вишня висит. Вишни висят. Груша лежит. Груши лежат. Яблоко растет.
Яблоки растут. Мандарин упал. Мандарины упали. Я съел апельсин. Мы съели
апельсины.
33. «Угостим зверюшек». Практическое усвоение категории дательного падежа.
Логопед выставляет на стол игрушки-зверюшки. У каждого ребенка в руке какой-либо
фрукт. Дети по очереди подходят к столу, кладут фрукт возле игрушки и говорят: «Я дам яблоко зайчику» или «Я дам грушу мишке».
34. «Что сделаешь с фруктом?» Логопед показывает детям какой-либо фрукт и
дает варианты ответов: «Я съем яблоко». «Я отдам яблоко Тане». «Я разрежу яблоко пополам». «Я сварю из яблока компот». «Я положу яблоко в стол» и т. д. Дети
выбирают варианты ответов или придумывают свои.
35. «Угадай слово» : сли., яб., ли., гру., ба., пер., апель., ман.
36. Рассказы
Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно снимают плоды с
деревьев, чтобы не повредить их. Фрукты полезны : в них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они сочные, сладкие, душистые, ароматные. Но едят их не только
в сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты, варенье.
37. «Попробуем яблоко». Учить детей отвечать на вопросы. Расширение
лексического запаса детей по теме.
Логопед обращается к детям:
— Дети, что у меня в руке? (Яблоко.)
— Оно красное или зеленое?
— Оно круглое или квадратное?
— Яблоко растет на грядке или на дереве?
— Оно твердое или мягкое? (Дети трогают яблоко.)
— Оно растет высоко или низко?
— Яблоко сладкое или кислое? (Режет яблоко на дольки и угощает детей.)
— Миша, я тебе дала целое яблоко или одну дольку?
— А тебе, Таня (Катя, Коля и т. д. ?
— Сколько у яблока долек (много или мало?
— Что у яблока внутри?
— Чем я вас угощала?