Юлия Кашеварова
Легоконструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Используя популярные игрушки в игровой деятельности, можно решить многие образовательные и коррекционные цели и задачи.
На сегодняшний день наборы Lego зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В этот конструктор с удовольствием играют и взрослые, и дети.
ЛЕГО -технология – одна из известных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду для обучения и развития дошкольника. LEGO -технология служит важнейшим средством развивающего обучения, что дает возможность сформировать у детей речевую деятельность.
ЛЕГО - технология заслуженно названа инновационной, т. к. является многофункциональной, имеет такие хорошие технические характеристики как безопасность, прочность, привлекательность. ЛЕГО - конструирование направлено на повышение чувства психологического успеха, что доказывает психотерапевтическую значимость данного вида конструктивно-игровой деятельности. С помощью ЛЕГО - конструктора трудные учебные задачи можно решить при помощи увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться.
Преимущества лего-технологий перед другими инновационными конструктивно-игровыми приемами, используемыми для развития речи:
* Дошкольник может играть, ощупывать их, не рискуя испортить;
* Конструктор безопасен: нет риска порезаться, покрытие конструктора не представляет опасности, во время игры руки ребенка остаются чистыми;
* После игры поделки можно хранить как в собранном, так и в разобранном виде, не представляет труда быстро разобрать поделку и хранить в виде отдельных деталей;
* Получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у ребенка навыков. Это позволяет ощутить состояние успеха;
* Нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;
* Позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознать свои желания и возможность их реализации;
* Не вызывает у ребенка негативного отношения, и вся работа педагога с ребенком воспринимается как игра.
Легоконструирование является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности дошкольников. Конструктор можно использовать в разных видах деятельности: на занятиях по конструированию, математике, развитии речи, в совместной с детьми, и для организации их самостоятельной деятельности.
Работа по лексическим темам с применением конструирования даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства. Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как, делают другие, но и получить, или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции. Дети совместно решают возникающие проблемы, общаются и советуются друг с другом.
Формы организации обучения дошкольников конструированию. Конструирование по образцу когда есть готовая модель того, что нужно построить и показывают способы их воспроизведения.
Конструирование по модели - предъявляют модель скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов, предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения
- конструировании по условиям образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки большим).
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам- воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Таким образом у ребенка, решаются сразу несколько задач: у дошкольников, в неназойливой форме развивается связная речь, дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию, развивается мелкая моторика, фантазия и воображение.