Светлана Медведева
Лего-технология в системе дошкольного образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
Воспитатель МБДОУ №1 Медведева С. А.
Актуальность
Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Развитие ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
Публикация «Лего-технология в системе дошкольного образования в ДОУ» размещена в разделах
ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. ЛЕГО - технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО, потому что:
- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».)
-дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью. -позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- способствует формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности; умению работать в коллективе.
В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО - технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.
Использование ЛЕГО-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.
Новизна педагогического опыта заключается
1. В создании условий для развития познавательной, творческой активности дошкольников через применение технологии ЛЕГО-конструирования. (создание ЛЕГО – центра);
2. Опыт направлен на обновление форм и методов приобщения дошкольников к техническому творчеству;
3. Внедрение новой культурной образовательной практики - Клубный час. Практическая значимость:
• Конструктор - ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту.
• Активное использование ЛЕГО - конструирования с дошкольниками, как специально организованной деятельности, способствует развитию исследовательской активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
• Данный опыт направлен на учет образовательных потребностей контингента воспитанников ДОУ. У меня в группе имеются дети с особыми образовательными потребностями. Констуктор Лего помогает мне пробудить у них познавательную и творческую активность, привить навыки общения со взрослыми и сверстниками.
Классификационные параметры педагогической ЛЕГО – технологии
по Е. В. Фешина «Лего конструирование в детском саду»
Название технологии ЛЕГО - технология в системе дошкольного образования в ДОУ.
Уровень и характер применения Макротехнология.
Философская основа Деалектическая.
Методы м способы воспитания и обучения Активные, проблемные, поисковые, наглядные, практические, объяснительно-иллюстрированные
Ведущие факторы развития Психогенные.
Научная концепция
освоения опыта Деятельностная,
ассоциативно-рефлекторная
Ориентация на личностные сферы и структуры индивида ЗУН (информационная, СДП (действенно-практическая, сфера творческих качеств.
Характер содержания Общеобразовательная,
практическая.
Вид социально-педагогической
деятельности Обучающая, воспитательная,
развивающая
Тип управления педагогическим процессом Классическое,
система «малых групп»
Преобладающие методы Развивающие, игровые,
проблемно-поисковые.
Организационные формы
педагогического процесса Коллективные, подгрупповые,
индивидуальные.
Преобладающие средства
педагогического процесса Практические + наглядные +
вербальные.
Подход к ребенку и характер
воспитательных воздействий Личностно-ориентированная.
Направление модернизации
существующей традиционной системы На основе активизации и интенсификации деятельности детей.
Подход к ребенку Технология сотрудничества.
Категория обучающихся Массовая
ЛЕГО-технология - это не только практика, творчество, деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески.
В качестве основных целевых ориентиров ЛЕГО - технология предполагает развитие конструкторских способностей детей, эстетического вкуса, формирование познавательной и исследовательской активности, стремления к умственной деятельности, поможет развить в детях инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, умение работать в коллективе.
Теоретический базис технологии выстроен на основе:
- «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой
- «Лего конструирование в детском саду» Е. В. Фешина
Основные принципы построения технологии
В основу технологии положены принципы:
• Доступности. Содержание, темы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям учащихся, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребёнка.
• Перспективы. Этот принцип позволяет подготовить детей к усвоению сложного материала, сформировать общие интересы.
• Наглядности. Овладение материалом начинается с чувственного восприятия или с привлечения воспринятого ранее и имеющегося в опыте. Наглядность мобилизует психическую активность детей дошкольного возраста, вызывает интерес к работе, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.
• Прочности овладения знаниями, умениями, навыками. Основное условие реализации этого принципа – точное определение целей работы. Каждый ребёнок чётко представляет, какой результат ожидается, какие знания и умения он приобретёт, где сможет их применить.
• Систематичности и последовательности. Работа строятся по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на ранее усвоенные знания и таким образом, чтобы ребенок мог закрепить ранее полученные знания и в то же время приобрести элементы новых знаний. Этот принцип требует правильного определения объема знаний и усложнения материала на каждом возрастном этапе.
• Новизны. Для развития интереса необходимо постоянное внедрение элементов новизны на всех этапах учебного процесса: от выбора содержания материала, проблем для обсуждения, видов деятельности до использования технических средств и наглядности.
Цель: Создание современной образовательной среды для всестороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО—конструирования.
Целью использования ЛЕГО-технологии в системе дошкольного образования является :
овладение навыками начального технического конструирования
развитие мелкой моторики
координацию «глаз-рука»
развитие логического и пространственного мышления детей
навык взаимодействия в группе.
С помощью конструктора LEGO решаются задачи образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям:
- Развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
- Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве.
- Получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии.
- Расширение своих представлений об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте.
- Развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления.
- Обучение воображению, творческому мышлению.
- Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
- Обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.
В технологии использованы следующие формы работы:
- Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
- Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут)
- Повседневное самостоятельное конструирование, строительная игра в свободное от плановых занятий время.
- Фестивали, конкурсы, викторины
Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы.
Методы Приёмы
Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.
Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире.
Начальное моделирование и конструирование – это первые шаги детей в самостоятельной творческой деятельности, а так же активизирует процесс формирования технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться схемами, при этом может стать первоначальной ступенью в развитии, обучении и воспитании будущих конструкторов и изобретателей.
Данная технология составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам и учитывает психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, что позволяет развивать интеллектуальный и творческий потенциал ребенка, а также его личностные качества
СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ:
Технология рассчитана на четыре года обучения, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
I. Организационно-подготовительный этап
Составление проблемно-ориентированного анализа.
• Всестороннее изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы.
• Дифференциация потребностей педагога и детей и родителей в рамках существующей проблемы.
• Определение конкретных целей, подготовки, способов решения проблемы.
II. Технологический этап
1. Определение основных ресурсов для реализации программы.
2. Выработка плана конкретных действий по созданию условий.
3. Изучение методического обеспечения.
4. Взаимодействие с родителями в рамках реализации технологии:
• Установление сотрудничества с родителями по реализации технологии.
• Информирование родителей о результатах внедрения технологии.
III. Практический этап
Технология реализуется в рамках образовательной области «Познание», раздела «Конструирование» на основе методических разработок «Лего конструирование в детском саду» Е. В. Фешина
Возрастная категория: с 3 до 5 лет
LEGO конструирование начинается с трехлетнего возраста: детям вторых младших групп предложен конструктор LEGO DUPLO. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, полученные в младшей группе, и впервые знакомятся с мелким конструктором LEGO DАСТА. С ним проводятся четыре последних занятия. Преимущественная форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Образец может быть показан в начале занятия, а затем он убирается.
Возрастная категория: с 5 до 6 лет
На данном этапе преобладает познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO- конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям.
Предполагает освоение LEGO - конструирования с использованием конструкторов: LEGO- WeDO, ROBO-KIDS; Конструкторы данного вида предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире.
Занятие конструированием, программированием, исследованием, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в «LEGO - конструирование» открывает возможности для реализации новых компетенций дошкольников, овладения новыми навыками и расширениями круга интересов.
IV. Рефлексивно-обобщающий этап
• Принятие тактических и стратегических решений по результатам освоения технологии.
• Диагностика.
Структура технологии построена по принципу многоуровневой системы. Это позволяет выстроить непрерывную цепь обучения от формирования интереса до самостоятельного творчества. Исходя из этого, технология ориентирована на разный возраст воспитанников, и рассчитана на четыре года обучения, дети начинают заниматься Лего-конструированием с младшей группы. Особенностью предлагаемой технологии является объединение непосредственной образовательной деятельности в блоки на основе единой тематики. Каждый блок может быть реализован в течение месяца на специально организованной работе и в свободное время.
Все блоки выстроены в определенной системе. В одни блок входят занятия трех основных видов конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.
Кроме продуктивной деятельности, в блоки входит знакомство детей с окружающим миром, а также дидактические игры и упражнения, тесно связанные с содержанием и программными задачами вышеназванных занятий.
Преимущество данной технологии (методики)в том, что дети, конструируют однородные предметы на нескольких занятиях, следующих одно за другим, прочно усваивают способы конструирования. Кроме того, каждое новое занятие требует от ребенка несколько по-другому передавать предмет, персонаж (в другой позе, другим цветом, ввести в сюжет и т. п.). Поэтому у ребенка не закрепляется определенный шаблон в изображении.
Через несколько занятий блока на определенную тему («Птицы», «Человек», «Здания и транспорт» и др.) у ребенка формируется обобщенное представление об однородных предметах – о форме, строении, способах конструирования, что позволяет ему самостоятельно конструировать любые сходные по форме объекты.
Структура непосредственной образовательной деятельности
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
• Совершенствование навыков классификации.
• Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
• Активизация памяти и внимания.
• Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
• Развитие комбинаторных способностей.
• Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
• Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
• Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
• Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
• Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
• Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики, юбочки, сапожок, клювик и т. д. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.
В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками
Ожидаемый результат реализации технологии:
• Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
• Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
• Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
• Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Список литературы
1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
2. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
3. Л. Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
4. Лиштван З. В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
6. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М. : изд. Сфера, 2011.
7. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М. : Изд. -полиграф центр «Маска», 2013.