Наталия Митрякина
Консультация «Легко ли подарить детям праздник»
▼ Скачать + Заказать документы
Праздник в детском саду. С каким нетерпением его ждут дети! Для них он является путешествием в мир «прекрасного» : в волшебный мир музыки, сказки, поэзии и незабываемых впечатлений. Недаром даже в зрелом возрасте мы помним те радостные и волнительные моменты далеких детских лет.
Публикация «Консультация „Легко ли подарить детям праздник“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Праздники. Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Положительные эмоции нужны всем. Врачи-физиологи и педагоги считают, что физическое здоровье человека напрямую зависит от его психологического состояния: ребенок, погруженный в атмосферу радости, вырастает более стрессоустойчивым, а положительные эмоции делают его добрее.
Практически каждый праздник представляет собой сказку с увлекательным сюжетом, взаимодействием героев, борьбой с темными силами и неминуемой победой над ними. Именно поэтому праздник учит детей отличать добро от зла, сопереживать героям, попавшим в беду, стремиться быть похожими на положительного героя – идеала смелости, честности и доброты. Ребенок нуждается в праздниках, ведь для него это событие, которое не только несет общеразвивающую, воспитательную и развлекательную цели, но и помогает ему раскрыть в себе новые таланты и представить их окружающим.
Легко ли подарить детям праздник? Не всегда. Ведь праздник – это результат продолжительной и разноплановой работы на всех уровнях его организации. Это не только хороший сценарий, удачно подобранный музыкальный и поэтический материал, но и световое и музыкальное сопровождение, яркие костюмы, красочное оформление зала и эстетично выполненная атрибутика. Всё это формирует художественный вкус ребенка, его оценочное отношение к окружающему миру и способствует развитию у него чувства прекрасного.
Больше всего к празднику должны готовиться взрослые. Именно на них и возлагается ответственность за его организацию и проведение. Музыкальный руководитель знакомит детей с музыкальным материалом: учит с ними песни, танцы, музыкальные игры, проводит репетиции со взрослыми. Воспитатели готовят атрибуты, оформление к празднику, разучивают с детьми тексты песен, роли в сценках, стихи, отрабатывают движения танцев и упражнений, готовят совместно с родителями костюмы. Старший воспитатель координирует работу педагогов. Праздник должен быть не только качественно организован и досконально продуман, но и нести элементы новизны. Таким образом, репетиция сольных номеров должна проходить в рамках индивидуальных занятий, чтобы в дальнейшем поддержать у детей интерес к выступлениям других.
Что же касается классификации праздников в ДОУ, то помимо основных праздников, к которым относятся «Новый год», «23 февраля», «8 марта», «9 мая» и «Выпуск в школу», могут отмечаться и такие, как «День города», фольклорные праздники, например, «Колядки», «Масленица», «Ярмарки», проводиться концерты, посвященные творчеству поэтов, сказочников и композиторов.
В связи с этим, встает вопрос: откуда же брать резерв времени для всех праздников? Ведь важно не только выучить песни, но и научить петь, не готовить пляски, а научить ритмично и выразительно двигаться согласно характеру музыки. Количество песен, танцев и стихов в рамках одного праздника не регламентировано, поэтому подбирать каждый раз новый музыкально-тематический материал не обязательно. Главное - чтобы у детей не было перегрузки от впечатлений и выступлений. Продолжительность праздника должна быть не более 1,5 занятий, т. е., если в средней группе отведено 20 минут на занятие, то праздник желательно уложить в рамках получаса.
Праздничный репертуар может быть не только программным, но и дополнительным. Важно, чтобы он был художественным и соответствовал программным требованиям. Помимо выученного материала в праздник можно включать и поисковый, который придаст легкий непринужденный характер и освободит детей от запоминания большого количества фиксированного материала. Например, можно использовать импровизированный танец, упражнение, различные игры-аттракционы, не требующие дополнительной подготовки.
Часто в программу праздника включается выступление детского оркестра. Игра на детских музыкальных инструментах имеет большое воспитательное и образовательное значение: развивает слух, чувство ритма, музыкальную память, организованность, внимание и воспитывает в детях ответственность.
Обилие стихов, многословие ведущего делает праздник неинтересным и утомительным. Стихи должны быть понятными и лаконичными. Дети любят читать стихи на праздниках, особенно Деду Морозу. Но удовлетворить потребность каждого невозможно. Для этого можно использовать прием группового чтения или чтения в лицах. После праздника можно устроить поэтический вечер, где стихи почитают все желающие. После Нового года нерассказанные стихи могут прозвучать на Празднике прощания с елочкой.
Очень часто в практике можно встретиться с неправильной организацией и проведением праздников, где в погоне за показательной стороной весь упор делается на талантливых детей или взрослых, используются сложный материал, громоздкий сценарий и обилие номеров. В связи с этим, праздник необходимо продумывать так, чтобы каждому его участнику отводилась определенная роль, не зависимо от того, будет ли это танец, песня или участие в оркестре. Порой даже маленькая роль делает ребенка окрыленным и раскованным и заставляет посмотреть на себя другими глазами. Особенно это касается стеснительных и малоинициативных детей.
Роль ведущего очень ответственна. Ведущий – это связующее звено между зрителем и исполнителями. Поручать роль ведущего лучше воспитателю, который должен согласовывать свои действия с действиями других воспитателей и праздничных персонажей. Он должен не только знать весь сценарий, читать наизусть свой текст, но и уметь организовывать детей, проявлять находчивость, и, в случае образования паузы, уметь ее заполнить.
Сценарий утренника составляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями и утверждается старшим воспитателем или заведующим. Его обсуждение обязательно проводится с коллективом, где воспитатели распределяют между собой роли и обязанности: кто займется подготовкой атрибутов, костюмов, оформлением зала и т. д.
Основными частями сценария являются следующие:
1. Вводная часть: Вначале ведущий вводит всех участников и гостей в атмосферу праздника, поясняя для чего и по какому поводу все собрались; открывают праздник монтаж и музыкальные номера и песни, отвечающие его содержанию.
2. Завязка - внезапное появление нового события, героя или предмета, который уводит в сказочную страну, просит выполнить какое-нибудь действие.
3. Развитие действия - события, происходящие далее по восходящей; череда событий, выстроенных по принципу психологического нарастания, ведущих к кульминации.
4. Кульминация - наивысшая точка эмоционального восприятия; одно из главных событий, в котором решается судьба главного героя и происходит перелом в ходе событий.
5. Развитие действия по нисходящей - все события направлены на разрешение ситуации, разоблачение отрицательного героя.
6. Развязка - разрешение сюжета; раскаяние отрицательного героя, его наказание, долгожданная находка какого-либо предмета и т. д.
7. Финал - счастливый конец, где может прозвучать мораль или произойти сюрприз со сладким угощением.
Чтобы избежать ошибок в дальнейшем после проведения праздника необходимо провести обсуждение его подготовки и проведения.
В заключении хотелось бы отметить, что успех праздника зависит от слаженной и добросовестной работы всех его участников, ведь именно благодаря им будет достигнута основная цель праздника – доставить детям радость.