Ольга Журавлева
Консультация «Лечение сказками. Разве это возможно»
▼ Скачать + Заказать документы
Лечение сказками. Разве это возможно?
Сказкотерапия переживает настоящий бум популярности. Появляются многочисленные статьи в газетах и журналах. Семейные теле- и радиоканалы включают в свои передачи сюжеты о значении сказок в развитии ребенка.
Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Публикация «Консультация „Лечение сказками, Разве это возможно“» размещена в разделах
Сказка — это и есть жизнь, приукрашенная, доводящая поведение героев до абсурда, но закладывающая в память и сознание ребенка самое главное: выход из трудной, порой кажущейся безвыходной, ситуации — все равно есть! Более или менее желательный, не всегда легкий, но есть. В жизни тупиков не бывает. Просто человек часто оказывается не готов к выходу из них
Событийный поток, мелкие и крупные ситуации, происходящие с нами в повседневности – всё это слагаемые сюжета нашей жизни. И в этом сюжете, если приглядеться, можно увидеть мотивы многих, известных нам с детства, сказочных историй. Нравится нам это или нет, мы реально проживаем многие сказочные сюжеты в своей жизни. Каждый в своей неповторимой комбинации.
Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий дает педагогу возможность помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию.
А что же такое сказкотерапия?
Сказкотерапия - это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому, ещё не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Одни считают, что сказкотерапия - это лечение сказками. Другие - приём коррекционной работы, третьи – способ передачи основных знаний о жизни. Сказкотерапия - одно из самых молодых направлений практической психологии. 15 -20 лет срок небольшой.
Существует множество рекомендаций по снятию стрессовых состояний. Мы рассмотрим сказкотерапию, как метод, помогающий лучше понять детей, обучать и воспитывать их, лечить, став полезным, эффективным и очень приятным лекарством.
У ребенка есть любимая сказка, которую он просит прочитать вновь и вновь? Значит, это сказка затрагивает очень важные для него вопросы. Сеансы сказкотерапии помогают нам понять, что привлекает ребёнка в сюжете этой сказки, какой из героев нравиться ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые и жизненные вопросы.
Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты»- так перефразировали известную пословицу психоаналитики.
Сказки для сказкотерапии подбираются разные : русские народные и авторские, специальные разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто педагог предлагает ребенку сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребенка - основа сказкотерипии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1)чтение или рассказ самой сказки; её обсуждение. Причём, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. всё, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2)рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка, изображение персонажей в различных техниках (бумага, пластилин).
3)драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
4) калькирование – переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре.
5)сказка «наизнанку» - придание сказочным героям противоположных черт характера.
6)рассказ сказки по кругу – каждый из детей рассказывает отрывок хорошо известной сказки, при этом следующий рассказчик начинает с того места, на котором остановился предыдущий.
7)рассказ сказки от лица различных персонажей. Здесь нужно обращать внимание детей на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации.
8)переписывание или перевирание сказки. Благодаря этой методике у ребенка есть возможность закончить сказку так, как пожелает он сам.
А всем ли полезна сказкотерапия?
Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать её спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один приём, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен четко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно появляется у ребенка к 3, 5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.
Начав использовать в своей работе методы сказкотерапии, нужно помнить – результатов от лечения не стоит ждать сразу, но что они будут – несомненно. Ведь труд, терпение и доброта, как и в любой сказке, обязательно будут вознаграждены.