Светлана Булатова
«Секреты Зимушки-зимы». Конспект НОД в формате лаборатории в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Секреты Зимушки-зимы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №95 комбинированного вида» города Магнитогорска
ЛАБОРАТОРИЯ «ПОЧЕМУЧЕК»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе
«Секреты Зимушки - Зимы»
учитель-дефектолог Булатова С. Ф
6 декабря 2024г.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Педагог: (дети в кругу) :
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Публикация «„Секреты Зимушки-зимы“, Конспект НОД в формате лаборатории в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх)
Здравствуй, Матушка-Земля! (руки опущены вниз)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)
- Здравствуйте, ребята! Рада Вас приветствовать! Доброе утро!
Звучит тихая, спокойная музыка.
- Наступила зима, идет второй месяц зимы. Как он называется? (Январь)
Педагог :
- Правильно! А теперь давайте еще раз вспомним приметы зимы, зимние явления.
- Белая скатерть всю землю одела (Снег).
- Без рук, без ног, а рисовать умеет (Мороз).
- Эту зимнюю хозяйку, испугался даже зайка, не боится лишь апрель снежно-белую. (Метель).
- Очень любят детки морозные конфетки, только пьют потом пилюльки, те, кто скушал… что? (Сосульки).
- Без досок, без топоров через речку мост готов (Лед).
- Не снег и не лед, а серебром деревья уберет (Иней).
- Дом ее на белой туче, но ей страшен солнца лучик, серебристая пушинка, шестикрылая
(Снежинка).
- Вы все загадки отгадали правильно, и снег, и мороз, и иней бывают зимой.
Педагог:
- Правильно. А еще я хотела бы вам рассказать зимнюю сказку, давайте пройдем на стульчики.
Жили-были снежинки. Родились они в снежном облаке высоко над землей.
Росли они не по дням, а по часам, и с каждым часом становились они все прекраснее и прекраснее. Одна была совсем как звездочка, другая напоминала цветок, третья сверкала, как драгоценный камень, но у всех у них было шесть лучиков.
Выросли снежинки большими и полетели к земле белой стаей. Их было так много, что никто не мог их сосчитать.
Одна за другой ложились они на ветви деревьев, крыши домов, дорогу, и все вокруг стало белым-белым.
Снежинки, ребята, можно назвать чудом природы – они не только красивые, но и абсолютно разные, уникальные. Ученые до сих пор не обнаружили ни одной одинаковой снежинки.
Педагог:
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, вот какие снежинки бывают в природе, у них у всех разная форма, размер.
2. Основная часть
Педагог:
- Тогда я приглашаю вас побыть немного волшебниками и самим сделать снежинку,
Повторяйте за мной волшебные слова: «Чудо, чудо, вдруг случись – снег волшебный появись!» ( Дети: «Чудо, чудо, вдруг случись – снег волшебный появись!»)
На столе появляется (выносит педагог или снимает салфетку с подноса, где насыпана соль)
- Что же это за снег такой интересный? Можно подойти, рассмотреть его поближе, попробовать на вкус.
Дети (подходят, трогают соль, рассматривают, пробуют на вкус) : Это соль.
- Правильно, ребята, это обыкновенная соль! Она, также, как и снежинки, состоит из кристаллов. Что вы еще знаете о соли? (Ответы детей)
Педагог:
- Соль – это пищевой продукт, она есть во многих продуктах, ее добавляют в пищу (готовые блюда, чтобы улучшить их вкус, с ее помощью заготавливают некоторые продукты, так как соль не дает им испортиться, она убивает микробы.
- И сегодня с помощью соли мы будем выращивать снежинки.
Материалы, которые Нам понадобятся:
- зубочистки -3шт. обмотанные шерстяной ниткой (родители постарались и принесли разноцветную шерсть);
- стеклянная банка, объемом 0,5л;
- поваренная соль (18 чайных ложек);
- нитка;
- деревянная палочка для подвешивания снежинки.
Порядок действий:
1) Заранее сделали снежинки – 7 штук. Привязываем к ней ниточку, за которую мы будем опускать снежинку в соляной раствор.
2) В стеклянную банку наливаем кипяток.
Нам нужно получить перенасыщенный солевой раствор. Добавляем в кипяток соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться в воде.
3) При помощи нитки и деревянной палочки опускаем снежинку в раствор так, чтобы она не касалась стенок банки. Ставим банку в тихое место.
В горячей воде процесс образования кристаллов идет намного быстрее. Поэтому основная часть кристаллов образуется до того, как вода остынет. Затем процесс продолжится, но пойдет уже гораздо медленнее.
Объяснение опыта
Когда мы готовим перенасыщенный солевой раствор, растворяя в банке с водой соли больше, чем она может "принять", то излишки соли тут же начинают снова собираться в кристаллы. Очагом роста кристаллов может послужить любое тело в воде: пылинка, не растворившийся кристаллик той же соли или нитка. Поэтому, когда мы опускаем в солевой раствор нашу снежинку, на ней тут же начинают расти кристаллы соли.
Примерно через сутки снежинки мы достали из раствора и высушили. Предположение подтвердилось – в природе нет одинаковых снежинок, а результате эксперимента выяснилось, снежинки состоят их кристаллов.
Зимнее украшение готово!
Что вы сегодня узнали?
Вам понравилось работать в лаборатории? Всё получилось?
А что бы вам ещё хотелось узнать?