Елена Кожокарь
Использование игр-ситуаций как средства организации совместной игровой деятельности детей разного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Условия сегодняшнего дошкольного образования требуют от педагогов внедрение современных образовательных технологий. Разнообразие их велико. Учитывая особенности детской деятельности, а основным видом деятельности детей дошкольного возраста, является игра, особое внимание уделяется применению игровых технологий.
Игра, по определению А. Н. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития [1].
Публикация «Использование игр-ситуаций как средства организации совместной игровой деятельности детей разного возраста» размещена в разделах
По мнению Г. К. Селевко, игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [2].
Мы организовываем такие ситуации развития, которые позволяют передавать игровой опыт в естественной среде, а не по показу или рассказу педагога. Игры-ситуации проводятся во время «Игрового часа», они подразумевают организацию совестной игровой деятельности детей разного возраста. Дети старшего дошкольного возраста самостоятельно организуют разные виды игр с детьми младшего возраста.
Заранее воспитатель обсуждает со старшими дошкольниками некоторые вопросы:
- в какие игры можно играть с малышами;
- какое игровое оборудование можно использовать для игр;
- правила поведения и общения с младшими детьми;
- распределение ролей в совместной игровой деятельности.
Приведем примеры игр, которые организуют дети старшего дошкольного возраста с младшими детьми.
Старшие дошкольники предлагают малышам игру «Собираемся на прогулку», ее цель –развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщённые понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим. Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Ход игры: В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют её, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью старшего ребенка в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности.
Организуют старшие дошкольники игры с предметами, например, с матрешкой. Ее цель – развитие сенсомоторного восприятия.
Ход игры: Старший дошкольник показывает детям младшего возраста поочередно пять разных по размеру разноцветных матрешек. Дети рассматривают их. Все матрешки разные по величине и одеты в разные сарафаны и платочки. Вместе с детьми старший дошкольник называет цвета одежды, отмечает, что по величине все матрешки разные. А теперь поиграем так: я закрою ширмой матрешек, а вы потом узнаете, какая матрешка спрячется. Также старшие дошкольники вместе с малышами собирают матрешку в одну: о самой маленькой до большой.
Интересными являются подвижные игры старших дошкольников с младшими.
Например, подвижная игра «Птички», ее цель – упражнять детей действовать по сигналу, бегать в разных направлениях одновременно всей группой, использовать всю площадь зала.
Ход игры: Старший дошкольник объясняет, что дети будут изображать птичек, которые готовятся к отлету в теплые края. По звуковому сигналу старшего дошкольника все дети поднимают руки (крылья в стороны и разбегаются (разлетаются) по всему залу). По сигналу: «Птички отдыхают», дети останавливаются и приседают.
Подвижная игра «Догони мяч», ее цель – упражнять детей в беге за мячом.
Ход игры: Старший дошкольник поочередно раскатывает мячи в разных направлениях. Малыши бегут за мячами и ловят их.
Игра «Мы топаем ногами». Цель: упражнять детей действовать в соответствии с текстом стихотворения, выполнять бег по кругу.
Ход игры: Старший дошкольник вместе с детьми становится в круг на расстоянии выпрямленных в сторону рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:
Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, киваем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, мы руки подаем.
С этими словами дети дают друг другу руки, и продолжают:
И бегаем кругом, и бегаем кругом.
Через некоторое время старший дошкольник говорит: «Стой!».
Дети замедляют движение, останавливаются. При выполнении бега можно предложить детям опустить руки.
Очень нравится малышам игра «Огуречик, Огуречик…». Цель ее: закрепить умение прыгать на двух ногах с продвижением вперёд на двух ногах, приземляясь на носки полусогнутые ноги; развивать ловкость, быстроту движений, умение бегать не наталкиваясь.
Ход игры: На одном конце площадки – старший дошкольник (мышка, на другом дети – малыши (огурчики). Дети (огурчики) приближаются к старшему ребенку (мышке) прыжками на двух ногах. Воспитатель или старший дошкольник говорит:
«Огуречик, Огуречик,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт».
При последних словах дети убегают на свои места, а старший дошкольник их догоняет.
Таким образом, лаборатория игровых ситуаций позволяет организовать совместную игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста и детей младшего возраста. Дети становятся более эмоционально отзывчивыми, внимательными к чувствам других детей, Эта работа позволяет дошкольникам лучше усвоить общественные нормы и ценности, принятые в обществе. Мы считаем, что такое общение детей способствует приобретению социального опыта и адаптирует ребенка к реалиям современной жизни.
Библиографический список
1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004. 324 с.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. : Народное образование, 1998. 256 с.