Галина Алехина
Сценарий квест-игры «Знатоки природы»
Цель
Формирование экологической культуры и активной жизненной позиции детей.
Задачи
Образовательная
Углубить знания учащихся по экологии.
Развивать умение видеть красоту окружающего мира.
Коррекционная
Способствовать развитию внимания, координационных способностей.
Способствовать сплочению детей в коллективе.
Воспитательная
Прививать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в
природе.
Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к
окружающим.
План подготовки и проведения игры:
1. Подготовка маршрутного листа для прохождения этапов.
2. Подготовка вопросов и ответов, реквизит на станции.
3. Выбор организаторов квеста, формирование команд.
4. Проведение инструктажа для участников квеста.
5. Проведение игры.
6. Подведение итогов. В качестве наград могут быть как медали по количеству участников
команды, так и сладкие призы, и дипломы.
Вступительное слово.
Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас на квест-игре под названием «Знатоки природы». Если
посмотреть вокруг, все что нас окружает, деревья, травы, цветы - все это природа. Окружающая
нас природная среда прекрасна и хрупка. И наша задача с вами сохранить и защитить природу,
ведь это источник нашей жизни. Сегодняшняя игра поможет вам закрепить на практике свои
знания и умения. Сейчас вы должны разделиться на две команды, выбрать капитана, назвать
команду и получить маршрутный лист. Команды перемещаются по станциям, выполняя
тематические, практические и интеллектуальные задания. На каждой из них вашу команду будут
ожидать станционные распорядители с заданиями, соответствующими тематике станции. После
выполнения задания, игроки получают подсказку, в которой зашифрована ключевая фраза
игры. Вас ждут 6 станций.
Станция «Целебное лукошко»
Команды получают карточки с названиями растений и карточки с названиями болезней.
Необходимо их правильно соотнести.
Ромашка – ангина
Малина – высокая температура
Подорожник – порезы, ссадины
Мать-и-мачеха – кашель
Крапива – радикулит
Чистотел – кожные заболевания
Чеснок – грипп
Черника – болезни глаз
Валериана – нервное расстройство
Каланхоэ – насморк
Станция «Знаки природы». Участникам команды необходимо нарисовать знак, запрещающий
какую-либо деятельность человека, который приносит вред окружающей среде.
Станция «Экологические задачи»
1. Что это за дерево? Как можно ему помочь? Была я стройной и тонкой. Радовала всех весной
белыми шапками цветов, а осенью – ароматными гроздьями ягод. Но прибежали ребятишки,
ободрали меня, разделали меня на щепки и лучинки. Ни ягод на мне, ни сучков, ни веток - хоть в
костер головой!
Ответ: Черёмуха. Не рвать букеты цветов из черемухи, не ломать её ветки.
2. После сильного дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность
земли. Какова причина этого явления?
Ответ. Дождевые черви дышат кислородом воздуха, проникающим между частицами почвы. Во
время сильного дождя почва пропитывается влагой, и дыхание червей затрудняется.
3. Одно охотхозяйство понесло огромный ущерб – погибли все водоплавающие птицы. Выявление
причин показало, что весной тракторист распахал полосу, отделяющую поле и озеро, и по
распаханной площади внес ядохимикаты от грызунов. Объясните, почему погибли птицы? Кто
виноват в их гибели? Кто должен возместить ущерб?
Ответ. Птицы погибли от ядохимикатов (в воде, растениях, мельчайших озерных животных,
которыми питаются птицы). Виновата та организация, которая вносила удобрения, она же должна
возместить ущерб. Около озер, рек нельзя вносить ядохимикаты.
Станция «Лесные загадки»
1. Кто слышит ногами? (Кузнечик).
2. Какая бабочка самая маленькая? (Крапивница).
3. Какая птица выводит птиц зимой( Клест).
4. Почему птицы улетают в другие страны на зиму( Им становится голодно).
5. Наука, изучающая птиц? (Орнитология).
6. Какое дерево дольше живет? (кедр, осина, тополь)
7. Названия каких птиц совпадают с названиями растений? (Кедровка- кедр, овсянка-овес,
дрозд рябинник- рябина, крапивник- крапива, камышовка - камыш, клёст- еловик- ель)
8. По присутствию какого животного можно определить чистоту воды? ( Рак)
9. Какой зверек спит всю зиму вниз головой? ( Летучая мышь).
10. Какую пользу приносит кукушка( Уничтожает мохнатых гусениц)
11. Какую птицу называют вещей (Ворону)
12. Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой (Мать-и-Мачеха).
13. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег (Тетерев, рябчик).
14. Обожжет без огня и тебя и меня, а живет у плетня (Крапива).
15. Как узнать возраст сосны без спила (По числу ярусов плюс 5-6 лет молодости).
16. Назовите карандашное дерево (Кедр).
17. Кто отдыхает, сидя на проводах? Если она летает близко к земле - быть дождю.
18. Назовите пресмыкающего животного наших лесов, название которого имеют 2 буквы (Уж).
19. Самый крупный олень наших лесов? ( Лось)
20. Светолюбивое, неприхотливое к почвам хвойное дерево? (Сосна).
Станция «Экологическое буриме».
Командам предлагается набор ключевых слов:
небеса – чудеса, человек – дровосек,
вырубать – дышать, пустота – неспроста.
Используя данные слова необходимо составить стихотворение на тему защиты окружающей
среды. Например, используя слова «леса – краса» можно придумать двустишие:
Реки, озера и леса –
Земли - матушки краса!
Станция «Кроссвордия»
Командам предлагается разгадать кроссворд на тему «Животные и растения Красной книги»
1. Цвет – сигнал опасности.
2. Этот «башмачок» встречается в лесах. Зацветает это растение на 15-17 году жизни.
3. Самый крупный жук нашей страны.
4. Одно из самых прекрасных растений мира.
5. Это очень крупный зверь, массивного и тяжёлого сложения. В прошлом он был уничтожен.
Людям с огромным трудом удалось спасти этого зверя.
6. Ценнейшее лекарственное растение. Его корень напоминает человеческую фигуру.
7. Белый журавль.
Подведение итогов игры.
Молодцы! Команды справились со всеми заданиями. А теперь вам необходимо собрать все
подсказки и расшифровать их. В подсказках была зашифрована фраза «Берегите нашу Планету!».
Поздравляем победителей игры (вручаем грамоты).
Вы очень хорошо работали. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте
деревья, не разоряйте гнезда! Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью
за ними. Ведь от нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!