Ирина Олеговна Лукашова
Конспект квест-игры «В поисках весны. Путешествие по экологической тропе» в общеразвивающей группе детей 4–5 лет
КОНСПЕКТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
НА ТЕМУ:
КВЕСТ-ИГРА «В ПОИСКАХ ВЕСНЫ»
(путешествие по экологической тропе)
в общеразвивающей группе 4-5 лет №1.
Подготовила воспитатель высшей кваликафикационной категории : Лукашова И. О.
Апрель 2019 уч. год
Квест - игра «В поисках весны».
Цель: Показать детям роль природы в жизни человека. Содействовать: пробуждению в каждом ребенке чувства радости от сознания себя живущим, частью живой природы, формирование осознанного и бережного отношения к живой и неживой природе.
ЗАДАЧИ:
Публикация «Конспект квест-игры „В поисках весны, Путешествие по экологической тропе“ в общеразвивающей группе детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Весенние квест-игры
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Игры, дидактические пособия
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экологические квесты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Образовательные:
1. Закрепить и уточнить представления у детей о признаках весны, формировать умение находить признаки весны на экологической тропе самостоятельно, называть их.
2. Содействовать овладению представлением о «природных сообществах»; о взаимосвязи и взаимозависимости живой природы и неживой природы.
3. Познакомить детей с объектами экологической тропы на территории детского сада, используя элементы квест-игры.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес к миру природы. Активизировать познавательную деятельность через наблюдение, рассматривание, постановку поисковых вопросов и трудовые действия.
2. Углублять ранее накопленные представления о характерных особенностях растений, что растение можно вырастить из семян,луковиц,для роста ему нужны почва, вода, свет и тепло.
3. Содействовать овладению знаниями о правилах поведения в природе.
Воспитательные:
1. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к природе как источнику красоты и доброты.
2. Прививать интерес к новой форме игровой деятельности (квест-игра).
Интеграция видов деятельности: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Активизация словаря: квест-игра, «чечевички», «больное место» - волшебный квадрат.
Планируемые результаты:
- приобретение дошкольниками знаний о признаках весны, о взаимосвязи, происходящей в неживой и живой природе,
- развитие ценностных отношений к окружающей среде.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о временах года, наблюдения в природе, путешествия по экологической тропе осенью и зимой, чтение произведений о временах года, просмотр познавательных сказок ИКТ, слушание аудиозаписей с рассказами о временах года, насекомых, птицах, со звуками природы, экскурсии на огород, в цветник в разное время года, высадка зеленых насаждений на экологической тропе. Участие в акциях «Посади дерево», «Береги елочку», Поможем птицам».Чтение произведений Пришвина, Чарушина, Бианки, Толстого. Циклические наблюдения за веткой тополя, березы на зимнем огороде на окне, заучивание стихов о природе.
Использованные технологии (методы): здоровьесберегающие, игровые,ТРИЗ, проблемное обучение, квест, элементы синквейна.
Развивающая предметно-пространственная среда: птица-грач с аудио-письмом от весны, природные экологические знаки по правилам поведения в природе, скворечники и кормушки для птичьей столовой, фольга для ручейка, красные, зеленые, желтые косынки для трудового десанта, коробки-подсказки от весны, лейки, лопатки, зерна пшеницы, синий и красный обруч,пакет, перчатки для сбора мусора, звукозапись ручейка, травки.
Этапы экологической тропы по территории детского сада.
1. Детский сад
2. Цветник
3. Птичья столовая
4. Береза
4. Огород
Содержание образовательной деятельности.
1. Организационный момент. Воспитатель с детьми выходит на улицу.
Игра-приветствие.
Здравствуй красно солнышко - руки вверх,
Здравствуй, ветерок- покачивание рук,
Солнечные зайчики- взмахи рук перед собой
Быстрый ручеек - руки внизу покачивание рук
Здравствуй спелая трава-показывают ладошки
Здравствуй шумная листва- трут ладошки
Всех приветствуем сейчас - пальцы соединены в замок
Очень рады видеть вас - руки к груди и вперед - в стороны.
На тополе, на участке сидит грач с письмом.
Воспитатель - Ребята, посмотрите, нас встречает гость. Кто это?
Дети: Грач.
Воспитатель: Грач принес нам звуковое письмо, но от кого, же оно? Давайте посмотрим (воспитатель открывает письмо). Здесь загадка, отгадав ее, мы узнаем, кто его написал.
Я раскрываю почки в зеленые листочки
Движением полна, зовут меня …
Дети: Весна.
Воспитатель: Давайте послушаем, что она нам пишет, письмо звуковое.
«Здравствуйте, дорогие ребята- участники нашей квест-игры! Пишет вам Весна-Красна, я уже почти пришла, март вам месяц принесла, только вот Зима- бела не пускает, заколдовала моих друзей по всей планете. Я хочу вас попросить, вы мне весне помогите и моих друзей найдите, а чтобы вам было легче меня найти, я вам отправила свои подсказки-следы - если по ним правильно пойдете и по пути кого-нибудь спасете, то в конце своего пути встретимся в хороводе мы. А теперь откройте конверт с первым заданием и в добрый путь, мои юные помощники- разведчики весны! До скорой встречи! Вы будете выполнять по одному заданию, а все инструкции и задания вы обнаружите в тайных местах.»
Воспитатель коротко рассказывает о том, что такое «экологическая тропа», о чем дети узнают, пройдя по ней, объясняет, что в игре будет помогать три трудовых десанта: красный, желтый и зеленый.
Воспитатель: Ребята, сейчас вы пройдете по необычной тропе. Ее для вас проложили воспитатели нашего детского сада. Пройдя по ней, вы узнаете много нового и интересного о природе нашего края: о деревьях, о птицах, травах. Узнаете, что природа дарит человеку и как человек должен заботиться о природе, охранять все живое.
(детям показывается план тропы, отмечаются все остановки маршрута)
Сейчас посмотрите на карту, куда нам показывает стрелочка?
Задание квеста первого уровня.
«Пройти по узенькой тропинке, найти первый признак весны»
По узенькой тропинке с вами мы пойдем
И к ручейку весеннему с вами попадем.
(слышится запись ручейка)
Вот журчит в канавке быстрый ручеек, давайте посмотрим, что происходит весной на водоеме, какая прозрачная водичка, что мы в ней видим?
Дети: камешки, кувшинки.
Воспитатель: ребята, а почему мы не можем сейчас увидеть обитателей водоемов?
Дети: потому что весна еще не всех разбудила.
(слышится голос ручейка)
«Ой, ребята, помогите
И скорей меня спасите
Мусор мне мешает течь
Освободите меня, пожалуйста!»
Воспитатель: Ребята, поможем нашему ручейку, освободим его. Кто у нас красный трудовой десант? Смотрите, весна нам оставила коробку, а в ней что-то есть. Давайте посмотрим. Перчатки и ведро берите, ручеек освободите. Скажите, а какой мы знак здесь поставим?
Дети: Нельзя засорять воду всяким мусором.
А теперь задание квеста второго уровня:
«Пройти по дорожке, цепочкой, взявшись за руки с друзьями. Идти надо осторожно, что бы ни на кого не наступить»
С вами мы идем цепочкой
Вот и наши весенние цветочки
Вы цветочки рассмотрите
Ароматом их подышите.
Воспитатель: Ребята, цветы какие?
Дети: красивые, лесные, луговые, живые, ароматные, весенние.
Воспитатель: А цветы что делают?
Дети: растут, распускаются, радуют, украшают.
Воспитатель: Какие цветы растут у нас на клумбе? А почему их еще так мало? Давайте посмотрим в наши волшебные круги (лупы) на них.
Смотрите около цветов лежит красный волшебный обруч, он означает, что это красивое место, называется клумбой. А вот весна оставила нам подсказку, это природный знак. Что он означает?
Дети: Нельзя топтать и рвать цветы.
(ребенок рассказывает стихотворение)
Если я приду в лесок
И сорву ромашку?
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку?
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю?
Если ветку подвяжу,
Колышек поставлю?
Если разведу костер,
И тушить не буду?
Если сильно насорю
И убрать забуду.
Если мусор уберу.
Банку закапаю?
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!
Воспитатель: Ребята, в природе есть не только красивые места, но и больные места. Как вы думаете, какие это места?
(слышится голос травки)
-Притоптали меня, травушку,
Притоптали меня, зеленую.
Да все детушки, да все малые,
На полянке гуляючи, бегая, играючи».
Вот смотрите лежит синий круг, он означает, что место больное. А почему у нас здесь оказалось больное место?
Дети: потому что все ходят и топчут это место, трава не растет, грязно, насекомых нет.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы этого места не стало? Чтобы выросла трава, ползали насекомые?
Дети: Надо это больное место вскопать, посеять травку, поливать его, поставить ограждение и предупреждающий природный знак.
Воспитатель: ищем подсказку весны. Вот она. Работает желтый трудовой десант, одни будут копать. Другие сажать и поливать.
Здесь мы сейчас вскопаем
И пшеницу мы посадим
А как только прорастет
Будет всем свежий корм.
Ребята, а что будет, если к нам вообще не придет весна?
Воспитатель: Ребята, в природе все растения, животные и даже люди связаны между собой. Если не будет кого-то одного, не будет жизни для другого.
Задание квеста третьего уровня:
«Пройдите по дорожке, перешагивая через препятствия, найдите на дереве вяз сову, скворечники и кормушки, рассмотрите их, может, увидите что-нибудь интересное. Рассматривайте осторожно, чтобы не испугать птиц!»
Воспитатель: птицы с юга прилетают не все вместе, а по очереди.
Дети: сначала прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, а потом журавли.
Воспитатель: А какие приметы, связанные с птицами вы знаете?
Дети: Если грач на горе- весна на дворе;
Птицы прилетают вместе – к дружной весне;
Ласточки летают низко - к дождю.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что каждая птичка весной возвращается на свое место, свой дом! Они начинают откладывать яйца и выводят птенцов. Слышите? Это веселый птичий перезвон. (Запись голосов птиц).
Воспитатель: Какой знак мы здесь поставим?
Дети: Не разорять птичьи гнезда.
Воспитатель: Молодцы, ребята, выполнили три задания квеста, а теперь давайте поиграем.
Физкультминутка «Весна идет»
Улыбаются все люди –
Весна! Весна! Весна! (идут по кругу)
Она везде, она повсюду (поднимают руки над головой и
Красна! Красна! Красна! ритмично хлопают в ладоши) По лугу, в лесу и полянке
Идет! Идет! Идет! (ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться
Зовет! Зовет! Зовет (взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно
Звенит! Звенит! Звенит! (ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой
Журчит! Журчит! Журчит! (потирают ладони)
Разносит запахи повсюду
Цветов! Цветов! Цветов! (из пальцев делают бутон)
И все живое сразу дышит
Весной! Весной! Весной! (идут по кругу).
Задание квеста четвертого уровня.
Идем мы прямо друг за другом не спеша
Впереди нас ждет поляна
А на ней стоит одна
Раскрасавица березка
До чего же хороша!
Воспитатель: Вы помните, как называется это дерево?
Дети: Это береза – символ нашей России.
Воспитатель: Расскажите, какой у березки ствол?
Дети: У березы гладкий ствол, белый с черточками. Весной появляются почки, зеленые листочки.
Воспитатель: Ребята, я вам открою один секрет – через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички».
Как называются черные черточки на березе?
Дети: чечевички.
Воспитатель: внизу около земли ствол березы, какой?
Дети: ствол темный, кора шершавая. Тонкие веточки красиво гнутся к земле. Они гибкие.
Воспитатель: потрогайте ее ствол, обойдите ее кругом.
Задание квеста пятого уровня.
Воспитатель: А теперь наш путь лежит
В гости к бабушке Меланье
У нее есть огород
На котором все растет.
Только ждет она ребят
Маленьких веселых дошколят
Они в гости к ней придут
Рассаду помидоров принесут!
А чтобы веселее нам было идти, мы будет идти под музыку.
Воспитатель: Вот мы и пришли, огород бабушки Меланьи нашли.
Практическая часть. Высадка рассады.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на нашем огороде есть грядка, на ней мы будем высаживать рассаду помидор. Сейчас я покажу и расскажу, как надо сажать рассаду.
Знакомство с приемами высадки рассады.
- На грядке я отметила кружочком из песка место, где вы будете делать ямку для посадки рассады. Сначала я сделаю совочком лунку, землю высыпаю возле лунки. Беру рассаду и проверяю: достаточна ли лунка для рассады? Если мы все сделали правильно, то совочком присыпаю рассаду до бутона. Затем обеими руками придавливаем землю вокруг растения. Теперь я беру лейку с водой и очень осторожно поливаю растение: от края лунки до растения, не наливая на листочки. Работает зеленый трудовой патруль.
Ребенок:
Посадили огород,
Посмотрите, что растет
Будем мы ухаживать
Будем поливать,
Будем за росточками
Дружно наблюдать!
Воспитатель:
Мы весне помогли
С вами мы ее нашли
А теперь все в хоровод
Нас весна с собой зовет.
Хоровод «Ой, бежит ручьем, вода».
Детей встречает старичок - лесовичок.
Я старичок – лесовичок
Вы, ребята, молодцы
Вы, ребята – удальцы
Я дарю вам большую корзину
Полную витаминов.
Рефлексия.
Воспитатель:
- Что мы сегодня с вами сделали хорошего и доброго?
Дети:
- Мы спасли ручеек и освободили его от мусора;
- Мы вскопали «больное» место и посеяли семена;
- Посадили рассаду помидор;
- Расставили природные знаки.
Воспитатель: А теперь все выходите и экологический светофор гостям покажите.
Красный – мы природу охраняем
Желтый - мы природу сохраняем
Зеленый - мы природу озеленяем!