Ирина Радаева
Квест-игра в рамках дополнительного образования по мордовскому языку «В гости к бабушке»
Конспект квест-игры
по дополнительному образованию
кружка «Мокшаночка»
Тема: «В гости к бабушке»
Цель: выявить у детей уровень сформированности знаний и представлений по обучению мордовскому языку.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить у детей понятие обращения к ним на мокшанском языке, добиваться правильного произношения всех слов;
- закрепить содержание вопроса и отвечать односложно;
- закрепить у детей правильное произношение всех звуков, как в отдельности, так и в составе слова;
Публикация «Квест-игра в рамках дополнительного образования по мордовскому языку „В гости к бабушке“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мордовия
- Мордовские народные игры
- Темочки
- закрепить у детей названия мокшанских слов, объединяя их в группы по смысловому признаку;
Развивающие:
- развивать разговорную речь детей на мокшанском языке;
- развивать внимание, память, умение соотносить слова на мокшанском языке с объектами русской речи.
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание говорить на мокшанском языке, прививать интерес к изучению языка.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная.
Методические приемы: беседа, вопросы детям, чередование хоровых и индивидуальных ответов, дидактическая игра с применением наглядности, подвижная игра, сюрпризный момент.
Материал к занятию: домик, кукла в национальном костюме, игрушки (кошка, собака, лошадь, корова, свинья, овца, коза, картинки с изображением животных (пазлы).
Ход игры:
(Дети стоят полукругом. Выходит воспитатель в мордовском костюме).
Воспитатель: - Шумбратадо, шабат! (Здравствуйте, дети)
Дети:- Шумбратадо.
Воспитатель: Монь лемозе Ирина Александровна (меня зовут Ирина Александровна)
Воспитатель: А тонь кода лемце? (как тебя зовут)
Ребенок: Монь лемозе Тамина (меня зову Тамина)
Воспитатель: - Мне очень приятно с вами познакомиться.
Воспитатель: Шабат (дети, у каждого человека есть своя малая Родина- это место, где он родился и живет. Скажите мне, в какой республике мы живем?
Дети: - В Мордовии.
Воспитатель: - А кто из вас знает столицу Мордовии? Правильно, это город Саранск.
Воспитатель: Кто глава нашей республики?
Дети: - Артем Алексеевич Здунов.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Дети, посмотрите какое красивое платье на мне. Платье по-мордовски – панар. Давайте все вместе назовем это слово и запомним, также на мне передник – инголькс, на голове повязан платок- руця (повтор детей)
Воспитатель: Какие цвета использованы в костюме-платье? (Ответы детей). Правильно ребята, это красный – якстерь, черный – равжа, белый –акша цвета.
В украшении мордовского костюма используется тесьма, лента, кружево, бисер.
Воспитатель: Шабат (дети, я предлагаю вам собрать из пазлов, вот такую красивую мордовочку в национальном костюме, хотите?
(приглашаю детей, опираясь на образец, собрать из пазлов мокшанку)
Воспитатель: Ай да молодцы, справились с заданием.
Воспитатель: Шабат (дети, а вы любите отгадывать загадки (Ответы детей). А в корзиночке моей отгадки прячутся. Как только загадку отгадаете правильно и по-мордовски назовете, то появится отгадка из моей корзинки.
Вы должны быть очень внимательны.
- Что это? (показываю на домик). Ответы детей (домик – куд). Я живу в этом домике.
Загадываю загадки.
1. Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок,
Пятачок дырявый,
А крючок – вертлявый.
Воспитатель: Кто это? (свинья). А по-мокшански – (тува).
2. С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Дети: Собака, а по-мокшански – собака (пине).
4. Среди двора
Стоит копна,
Спереди вилы,
Сзади метла.
Воспитатель: Кто это? (корова – тракс).
6. Не пахарь, не столяр
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
Воспитатель: Кто это? (лошадь – алаша).
7. У порога плачет
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
Воспитатель:Кто это? (кошка). Как по-мордовски? (ката).
(Всех животных после отгадки ставлю перед домиком).
Воспитатель: - Все загадки отгадали и по-мордовски назвали, я вам очень рада. О ком загадки? (Ответы детей – о домашних животных). Где живут? (В деревне, у бабушки).
Правильно, шабат, они домашние животные, потому что живут рядом с человеком.
Воспитатель: Шабат, а про кошечку расскажите мне стихотворение
Дети: Ах, катоня, катоня,
Лефкскодот тонь котаня,
Ах, катоня, киска,
Нярцень ала миска!
Воспитатель: Какие вы молодцы, я очень рада, что вы такие хорошие. И я хочу вас угостить конфетами за ваши знания и умения!
Воспитатель: Шабат, интересно ли вам было? Какие новые слова вы узнали на мокшанском языке?
Ответы детей
Воспитатель: На этом наше занятие закончилось.
Уледа шумбрат (Будьте здоровы)