Екатерина Чистякова-Марина
Квест-игра «Путешествие в шахматное королевство» для детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Квест-игра для детей младшего школьного возраста
«Путешествие в шахматное королевство»
Цель: создать условия для интеллектуального развития детей младшего школьного возраста.
Задачи:
закрепить начальные знания о шахматных фигурах и шахматной доске;
активизировать мыслительную деятельность, тренировать память, внимание, находчивость, смекалку;
развивать логическое мышление, чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации;
воспитывать интерес к шахматам, внимание, уверенность в своих силах, стойкий характер.
Оборудование: шахматы, плакат с изображением шахматной доски, картинки фигур шахмат, картинки для ребуса, изображение слона, письмо, конверт, мешочек для шахматных фигур.
Ход занятия
1 Организационный момент Педагог и дети приветствуют друг друга.
Здравствуйте, ребята, сегодня утром нам принесли письмо, а из какой страны-попробуйте догадаться. Посмотрите на картинку. Кто это? –Слон.
Это письмо из Индии. В Индии люди говорят на другом языке, и водятся слоны.
Зачитываю письмо:
Дорогие ребята, посылаем вам загадку и картинки.
Загадка:
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
Знаю я одну игру,-
Сказал ребятам Петя,-
Где б я ни был-и везде
В нее играют дети.
В игре той есть Ладья и Ферзь,
Слон,конь и пешек ряд,
А возглавляет всех Король-
Его хранит отряд,
Хочу задание вам дать:
Игры название угадать?
Шахматы!
Родиной шахмат считается Индия, Там шахматную игру называют Чаттураджа
Давайте посмотрим, что еще есть в конверте, картинки.
А это-шахматные фигуры. Назовем их: Ладья, Слон, Ферзь,Конь, Пешка,Король.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в шахматное королевство и узнаем о них много интересного.
2 Объявление темы занятия
Вводная беседа
Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки-квадратики. Это поля. Их всего – 64. Светлые квадратики – белые поля. Темные квадратики – черные поля.
Вот и все шахматное королевство. Маленькое шахматное королевство стоит незыблемо уже полторы тысячи лет, и конца ему не видно. А появилось оно впервые в Индии.
Его жители подчиняются строгим законам и древним обычаям. Стать великим полководцем сможет лишь тот, кто хорошо их изучил, уважает и соблюдает.
По всем шестидесяти четырем квадратам шахматной доски движутся фигуры – храбрые воины шахматного королевства.
Впереди армии, в первой шеренге от края до края доски расположены пешки. Они прикрывают собой фигуры.
По углам стоят ладьи. Именно это наименование носят фигуры, похожие на башенки.
Коней узнать легко.
Рядом с конями стоят слоны.
В середине две самые важные фигуры – король и ферзь.
Рассказ и показ по схеме. (Схема с положением фигур).
Основная часть
Ребята, посмотрите, если мы с вами назовем все картинки по порядку, используя первую букву названия картинки мы получим слово. Посмотрим. Вы называете первую букву картинки, я вывешиваю ее на доску, и, потом, посмотрим что получится.
ШАХМАТИСТ (картинки :шар, арбуз, хомяк, мышь, аист, торт, ирис, солнце, тумбочка) Кто такой шахматист? –Человек, играющий в шахматы. Придумайте предложение со словом шахматист. Слушаю ответы детей.
Игра: «Как называется человек»?
Как называется человек, который играет в баскетбол? (Баскетболист)
А тот, кто играет в футбол? (Футболист)
А тот, кто играет в теннис? (Теннисист)
А тот, кто играет в волейбол (Волейболист)
Какая у этих слов одинаковая часть? ИСТ!
В какую игру играет шахматист? В какую игру играет теннисист?Баскетболист?
Отдых Физкультминутка.
Давайте немного отдохнем, встаньте, ребятки.
«Что бы было веселей, в пешки превратись скорей».
Ну-ка, пешки, поиграем
Вправо-влево, а потом (наклоны головы)
Наши ножки разомнём (приседают)
1,2,3 – на месте шаг
Встали пешки дружно в ряд
(повтор. 2-3 раза)
Мы размялись от души,
И вперёд скорей спеши.
«Кто выше, ниже, справа, слева»
Игра «Кто выше, ниже, справа, слева».
Вернемся, ребята, к шахматному полю. Кто на нем как расположен? Какая фигура над, под, кто выше, кто ниже?
«Что делали на занятии»? Давайте, ребята перечислим, «Что мы делали раньше?»
-Нашли письмо
-отгадали загадку
-посмотрели, как выглядят шахматные фигуры,
-узнали, как зовут человека,играющего в шахматы
-провели физкультминутку
Что бы нам с вами окончательно хорошо ориентироваться в шахматном королевстве, надо выучить скороговорку.
На доске.
«Наш шахматист вашего шахматиста шахматами перешахматит, перевышахматит».
Я приготовила вам флажки, если услышите шах- поднимайте флажок.
Это слово в игре обозначает победу над противником. Я говорю волшебные слова, а вы слушаете и поднимаете флажки. А теперь попробуем вместе сказать!
Игра «Угадай фигуру»
Последнее задание, Игра «Угадай фигуру».
Каждый ребенок по очереди опускает руку в мешочек, берет одну фигуру и на ощупь определяет и называет ее.
Усложнение задания: дети достают из мешочка заданную педагогом фигуру.
Итог занятия П: «Вот вы и выполнили все задания и побыали в шахматном королевстве! Уважаемые мои шахматисты, остались лишь хитрые вопросы.
1)Каких клеточек больше черных или белых?
2)кто кого защищает в шахматном королевстве?
3)какая фигура шахмат ходит буквой алфавита?
Я очень рада была встрече и знакомству с вами! Спасибо!